Как-то в течение нескольких июльских деньков чуть ли не ежедневно зарядили дожди. Одна из моих коллег по пишущему цеху даже напевала: «Полгода плохая погода, полгода совсем никуда…» Потом поинтересовалась, над чем я работаю. «Киномюзиклы? Я их что-то не очень… – произнесФла она слегка разочаровано. – А их разве ещё кто-то смотрит?» Мне стало забавно: «А сама-то что вот сейчас напевала про погоду? Откуда это?» «Ну, мне нравится… Это же из…» – коллега невольно засмеялась. «Вот сама и ответила на свой вопрос», – осталось добавить мне.
…Итак, их и помнят, и любят, и смотрят, и поют песни из них независимо от года выпуска. Их по-прежнему снимают. И они собирают «кассу»…
Внимание! Весьма кино-музыкально-любопытно. За один только 2021-й киногод было снято не менее 21 мюзикла (один из них с бюджетом порядка 100 млн $).
Ну, а мы продолжаем историю киномюзиклов и музыкальных фильмов.
Музыкально-кино-термоядерный прорыв
Великая кинодержава СССР. Середина 1950-х. Уходит эпоха послевоенного малокартинья (когда в год снималось 10–15 полнометражных художественных фильмов) и «трофейного» кино, в котором, кстати, хватало музыкальных лент иностранного, преимущественно американского, производства.
И вот 26 декабря 1956 года на экранах страны произошёл колоссальный, прямо-таки термоядерно-киномузыкальный взрыв-прорыв, сделанный тогда никому не известным 28-летним режиссёром, к тому же документалистом Эльдаром Рязановым, под названием «Карнавальная ночь». Великолепные песенно-танцевальные номера, органично вписанные в юмористическо-сатирический сюжет, блестящая команда актёров и открытие звезды Людмилы Гурченко (21 год), исполнившей главные хиты фильма – «Песенку про пять минут» и «Хорошее настроение», покорили всех зрителей СССР с первых же суток со дня премьеры фильма. Фильм стал лидером проката в 1957 году (свыше 46 млн зрителей).
С этого момента отечественный киномюзикл существенно изменил вектор своего развития, хотя полностью и не отказался от привычных элементов – народных плясок, песен и «деревенско-колхозной» тематики послевоенного музыкального кино по типу «Кубанских казаков» (1949) или «Свадьбы с приданым» (1953). Курс был взят в направлении «эстрады», «урбанизации», «прогресса», «интернационала».
Уже в 1958 году выходит на экраны ещё один мюзикл-комедия, кстати, тоже совсем «не музыкального», а весьма серьёзного режиссёра, дважды лауреата Сталинской премии (за фильмы «Константин Заслонов» и «У них есть Родина» – оба сняты в 1949-м) Александра Файнциммера «Девушка с гитарой». На главную роль была вновь приглашена Людмила Гурченко, ставшая в картине продавщицей музыкального магазина Таней Федосовой, мечтающей стать артисткой. Музыку и песни к фильму, события в котором происходят накануне IV Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, написали Аркадий Островский и Юрий Саульский.
Несмотря на не меньший, чем у «Карнавальной ночи», успех фильма у зрителей (один из лидеров проката 1958–59 гг.), критики не оставили на нём камня на камне, а самое высокое руководство в лице министра культуры и его зама в адрес Гурченко вообще заявили: «Такое позорище! Танцы западные – вертлявые штучки-дрючки… И это наша комсомолка!.. С лица земли сотрём! Гурченко? Имени такого не будет!»
Но вышло всё, как всегда, наоборот – имена высокопоставленных чиновников и критиков оказались стёрты из памяти зрителей, а прекрасная музыкальная «Девушка с гитарой» до сих пор радует зрителей уже XXI века.
Внимание! Весьма кино-музыкально-примечательно. В фильме «Девушка с гитарой» впервые «засветился» неподражаемый Юрий Никулин, представший в образе незадачливого горе-изобретателя – пиротехника.
Музыкально-морское
После этих двух знаковых для отечественного послевоенного кинематографа «лёгких» развлекательных фильмов плотину сдерживающих канонических догм советского музыкального киножанра того времени словно прорвало. В том же 1958 году, буквально спустя пару месяцев после «Девушки с гитарой», на экраны вышел ещё один мюзикл с элементами комедии, на этот раз с «морской спецификой» «Матрос с «Кометы» Исидора Аненского с музыкой, песнями популярного композитора Оскара Фельцмана и с участием великолепного музыканта, актёра и танцора Глеба Романова. Интересно, что главные герои фильма из южного приморского городка – молодые люди морских профессий (и не только), выезжают на конкурс в Москву на… IV Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, что «фигурировал» в вышеупомянутой «Девушке с гитарой».
Зрители «Матроса» «проголосовали» таким активным посещением кинотеатров, что картина стала одним из лидеров проката 1959-го. Критика? Ну что ж, становилось уже какой-то традицией разбивать в пух и прах картины «лёгко-музыкального» жанра, новый мюзикл не стал исключением. Но кто из зрителей когда слушал критику?
Великая «военная» тройка из 1960-х
С приходом шестого десятилетия XX века среди целого ряда отечественных музыкальных картин особенно ярко блеснула тройка: «Гусарская баллада» (1962) Эльдара Рязанова с музыкой и песнями Тихона Хренникова, которая ныне в сентябре отмечает 60-й юбилей, «Свадьба в Малиновке» (1967) Андрея Тутышкина с хитами Бориса Александрова и «Трембита» (1968) Олега Николаевского, снятая по мотивам одноимённой оперетты Ю. Милютина. Интересно, что все три мюзикла имеют «военную» тематику: Великая Отечественная 1812-го, Гражданская и первые месяцы после Великой Отечественной 1945-го. Все три ленты в год выхода стали лидерами проката.
Внимание! Кино-музыкально-познавательно. «Гусарская баллада» стала первым мюзиклом, получившим в основном только положительные отклики критиков.
Докторско-пиратское №66
Установка декораций прямо в кадре. Медицинский работник, обезьяна, собака, бандиты, орудующие вместе со съёмочной группой фильма. Свирепые моторизированные акулы на подводных крыльях. Киноэкран, меняющий свои размеры. Пират, едва не вывалившийся прямиком в зрительный зал. Танцы с песнями и порой провокационными текстами: «Ты вези, моя акула, осторожней седока, а не то тебе я вырву все четыре плавника!.. Эгей!..»
Всё это и не только появилось в 1966 году благодаря работе актёра и режиссёра Ролана Быкова под названием «Айболит-66», представлявшей собой сказочно-комедийно-приключенческий мюзикл по мотивам сказки Корнея Чуковского. По существу, единственный на тот момент, вероятно, во всём киномире мюзикл, не то чтобы провалился в прокате (стал всё-таки одним из его лидеров в 1967-м – более 17 млн зрителей), но встречен аудиторией был всё-таки весьма настороженно. Детям, которым предназначался фильм, он был скучноват, местами затянут и даже не слишком понятен. В первую очередь из-за различных новшеств. Странные персонажи в виде клоунов-мимов, не имеющих почти никакого отношения к сюжету, или меняющийся размер экрана: то широкий, то узкий, то маленький, квадратный то слева, то справа (ряд эпизодов был снят по вариоскопической системе «Вариоэкран», разработанной в Научно-исследовательском кинофотоинституте), и т.д. Для взрослых фильм был скучноват и раздражал, когда декорации были то условно театральными, то «нормальными».
Экспериментальный, почти арт хаусный мюзикл отчасти выручил отменный актёрский ансамбль — сам Ролан Быков – Бармалей с подельниками: Весёлым пиратом – Алексеем Смирновым, Грустным пиратом – Фрунзиком Мкртчяном, Айболитом – Олегом Ефремовым, обезьянкой Чичи – Лидией Князевой. Что же касается песен композитора Бориса Чайковского, то… они ушли в народ, и этим всё сказано! И «Нормальные герои» и «Ты лети, моя акула», а также те, что со словами «Я злой разбойник, я – Бармалей!» и философским «Это даже хорошо, что пока нам плохо»
Внимание! Весьма кино-музыкально-курьёзно. В 1967 году мюзикл «Айболит-66» был закуплен десятками зарубежных прокатчиков. В англоязычных странах название фильма перевели в прямом смысле, а именно: «Oh How It Hurts 66» – «О, как это больно – 66».
Тем временем советский мюзикл шагнул в «золотые» 1970-е, где его поджидали… Что и кто – узнаем через недельку.