Каждый из нас хоть редко, но выезжает за пределы комфортного дорожного покрытия и вынужден преодолевать путь через колдобины, ямы, разбитый асфальт, грязь, глину и огромные зыбуны, ставшие бичом гравийных дорог после наводнений и обильных осадков. Состояние трасс набило в последние месяцы оскомину и водителям, и пассажирам, и хозяевам пассажирских маршрутов. Особенно тяжёлая ситуация сложилась на юго-востоке края по направлениям Балей – Шелопугино – Газимурский Завод – Новоширокинский рудник – Нерчинский Завод.
Ситуация, сложившаяся на дорогах Балейского, Шелопугинского, Газимуро-Заводского и Нерчинско-Заводского районов, не соответствует никаким требованиям и нормам. Особенно страшно в районе Казаковского Промысла и Шелопугино. Рискуют жизнями водители и пассажиры
Хождение по кабинетам
Индивидуальный предприниматель Сергей Карелин, осуществляющий перевозку пассажиров маршрутами №546 и №547 до Газ-Завода и Нер-Завода, частый и уже совсем не желанный гость в Министерстве строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края. Ходит он туда часто, но вопрос у предпринимателя всегда один: будут ли в XXI веке хотя бы сносные дороги?
Про масштабный проект по ремонту и асфальтированию дороги до Новоширокинского рудника к 2024 году сейчас говорить перестали, хотя ветераны отрасли и люди, которые «в теме» изначально, учитывая отношение чиновников к проблеме, считали его утопическим и невыполнимым. Основные причины тому – большая протяжённость, колоссальный объём изыскательских работ и немыслимые для региона траты.
Бесконечные хождения предпринимателя по кабинетам результатов не приносят. На минувшей неделе Сергей принял убыточное для себя решение прекратить перевозку пассажиров до того времени, пока дорожные строители не ликвидируют самые опасные участки. Это решение поддержали и другие перевозчики. Под угрозой срыва оказался выход на работу вахтовиков Быстринского ГОКа и Новоширокинского рудника. Кто-то не успел на поезд, многие пропустили приём к врачу. Ежедневно туда-обратно едет около 150 пассажиров. Это много. Но…
«Ситуация, сложившаяся на дорогах Балейского, Шелопугинского, Газимуро-Заводского и Нерчинско-Заводского районов, не соответствует никаким требованиям и нормам. Особенно страшно в районе Казаковского Промысла и Шелопугино. Я рискую жизнями водителей и пассажиров, – говорит Сергей Анатольевич. – Водители по 14–16 часов находятся в пути. Произойти может всё что угодно. Опрокидывание автобуса – запросто».
Сейчас перевозчики работают по принципу: после каждой поездки – ремонт. Огромный рост цен на запасные части поставил предпринимателей на грань выживания. «Да они всё, что можно вырвать, вырывают, пока пробиваются по грязи, ухабам и зыбунам, – продолжает Сергей Карелин. – За последние месяцы затраты на ремонт выросли кратно. Долго мы в таких условиях не протянем».
К возмущённым рассуждениям предпринимателя Карелина присоединяется ещё один – Александр Сосновский: «Этим летом дорогу почти не делали. Если раньше грейдер проходил хотя бы раз в месяц, в этом году, учитывая количество осадков и внезапно вылезших топких мест, ремонта практически нет. Странная система заключения договоров и распределения подрядов привела к тому, что дорожные участки в районах к региональным дорогам не имеют никакого отношения. Их машинно-тракторный парк давно устарел, работать некому, профессионалов почти не осталось, дороги внутри населённых пунктов тоже приходят в негодность. Самый плохой участок в настоящий момент – в Газимуро-Заводском районе. Это сорок километров от районного центра до посёлка Новоширокинский. На это расстояние мы теряем иногда до двух часов».
С 21 июля по указанию Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края во избежание аварийных ситуаций предпринимателю выдано предписание об изменении маршрута. Теперь добраться до Газ-Завода можно только через Борзю. Расстояние увеличивается более чем на двести километров. Соответственно, дороже станет и без того недешёвый билет.
«Это не выход, – считает Сергей Карелин. – Это неоправданные мучения для пассажиров и водителей. Нужна работа правительства и министерства. Юго-восток — это локомотив Забайкальского края, где работают мощные компании, и их участие в ремонте и содержании дороги более чем логично».
С 21 июля во избежание аварийных ситуаций предпринимателю выдано предписание об изменении маршрута. Теперь добраться до Газ-Завода можно только через Борзю. Расстояние увеличивается более чем на двести километров. Соответственно, дороже станет и без того недешёвый билет
Зачем нужна железная дорога?
Постепенно в разговоре мы добрались до истинной причины, приведшей в негодность гравийное покрытие. Большегрузные машины буквально раздавили дорогу. При нагрузке 6–8 тонн на ось эти сами по себе махины везут на себе груз до 30–40 тонн.
«Вы посмотрите на то место, где стоит большегруз, – возмущаются местные. – Если он с места тронется, под ним остаётся вмятина. Отсыпку уже давно не делают. Дорога местами ниже уровня земли, на некоторых участках можно увидеть бревенчатую гать. Каких она времён? И для чего железную дорогу строили? Такие серьёзные грузы можно перевозить на платформах, это однозначно сохранит наши «направления».
Действительно, машин со специфическим грузом на дороге немало. И строительная техника, присутствующая на самых проблемных участках, тоже, оказывается, принадлежит не районным ДЭУ. Это явная заинтересованность компаний в том, чтобы прошли грузовики и автобусы с рабочими. Ко дню выезда-заезда работников они регулярно дежурят на дороге, наспех засыпая коварные зыбуны и промоины. В такие дни нагрузка на дорогу колоссальная. Между пересменкой – тишина.
Руководители муниципальных районов особо повлиять на состояние дороги не могут. Сергей Гальченко, глава Балейского района, рассказал, что дорожная тема регулярно обсуждается на совещаниях губернатора края. С минстроем достигнута договорённость о том, что грейдеры будут выходить на дорогу не реже одного раза в месяц. «Это, конечно, проблему не решит, – считает Сергей Юрьевич, – нужны гораздо более серьёзные меры».
«Обратить внимание на районные дорожные службы, оказывать им поддержку с приобретением современной техники и обеспечить работников достойной заработной платой, – делится мнением глава Газимуро-Заводского района Роман Задорожин. – Больше спросу будет со своих, нежели с заезжих строителей, которые выигрывают конкурсы, не имея ни техники, ни специалистов, ни знаний».
Машины бьются. После каждой поездки – ремонт. Затраты на него из-за инфляции тоже выросли кратно. Долго перевозчики в таких условиях не протянут
***
Пока во власти ищут пути решения проблемы, пассажиры испытывают мучения с выездом из отдалённых населённых пунктов, предприниматели несут убытки, а Сергей Карелин продолжает стучать в двери, за которыми не получает ответов.
фото автора