Как только за окном занялся рассвет, я начал собираться в дорогу. На этот раз сбор нашей туристической группы был очень ранним, так как предстояла дальняя дорога в город, после посещения которого Антон Павлович Чехов оставил в своём дневнике короткую, но весьма лаконичную запись: «Городок не ахти, но жить можно». Догадались, что это за город? Правильно. Нерчинск.
Конечно, в те годы, когда жил и работал Антон Павлович, всё выглядело по-другому. По улицам города разгуливали наряженные барышни и их одетые по последней моде кавалеры. Сновал, спеша по своим делам, мастеровой люд. Ехали на конных подводах крестьяне. В пролётках, запряжённых тройками лошадей, под весёлый звон бубенцов на сбруе, направлялись по торговым делам степенные бородатые купцы. А в магазинах и торговых лавках бойко, с прибаутками отпускали покупателям товар разбитные и щеголеватые приказчики.
В наше время минувшая эпоха сохранилась только на страницах книг да в исторических зданиях – ветхом и довольно обветшалом здании Гостиного двора, что располагается рядом с площадью Борцов Революции, и, конечно же, в роскошной усадьбе купцов Бутиных.
Бутинский дворец уникален тем, что построен в мавританском стиле с элементами готики, и если вам доведётся побывать в Нерчинске, то вы непременно увидите, что здание в изобилии украшено башенками и зубчиками. Жаль, конечно, что центральная часть здания, где располагается вход в музей, предстала перед нами несколько неухоженном виде. Давно не знавшие побелки стены, начавшая крошиться кирпичная арка вызвали в моей душе чувство сожаления и мысль о том, что, может быть, зря мы проделали столь долгий и утомительный путь? Тем более что дворец Бутиных контрастно отличается от тех фотографий, что выложены в интернете…
Впрочем, чувство сожаления, как утренний туман под воздействием солнечных лучей, растворилось в моей душе с появлением сотрудника музея, экскурсовода Елены Викторовны. Так как времени на экскурсию было у нас в избытке, то она предложила начать экскурсию не с выставочных залов музея, а с прилегающей к нему территории. То есть той части дворцовой усадьбы, где когда-то находился знаменитый Бутинский сад. А знаменит он был тем, что произрастали здесь не свойственные забайкальскому климату культуры и за которыми ухаживали не только садовники, но и младшая сестра купцов Бутиных. На данный момент в саду находятся беседка, фонтан и металлическая скульптура, увековечившая в веках память о бывшей владелице сада Татьяне Дмитриевне.
Есть в саду огромная, в мавританском стиле беседка, рассматривая которую, замечаешь по соседству полуразрушенные здания в западной части сада. Как пояснила экскурсовод, там раньше находилась водонапорная башня и другие строения, составляющие дворцовый комплекс усадьбы.
Позднее в здании музея мне довелось увидеть баннер с изображением дворца Бутиных. На фотографии запечатлён дворец в самом его величии и блеске. Это был очень красивый дворцовый комплекс. Как жаль, что в советское время основная часть дворца была брошена на произвол судьбы и ветшала и разрушалась годами!..
На данный момент туристов, осмотревших сад, встречает огромная, недавно отстроенная арка главного, так называемого парадного входа во дворец Бутиных. Величественная и красивая, она украшена восемью башенками и готическими арками. Восстановлены не только входные ворота, в которые в былые времена въезжали каретные экипажи, но и боковые калитки.
Впрочем, не буду утомлять наших читателей описанием того, что мы видели в саду, а сразу перейду к описанию достопримечательностей усадьбы. И начну, пожалуй, со знаменитых венецианских зеркал, которые сибирский золотопромышленник Михаил Дмитриевич Бутин купил в далёком 1878 году на Всемирной выставке в Париже. Площадь центрального зеркала составляет 16 квадратных метров. Представляете? Целых 16!
Зеркало заключено в огромную позолоченную и украшенную лепным орнаментом раму, на которой, помимо узоров, можно рассмотреть двух ангелочков. Центральная часть украшена массивным гербом – скрещённый колчан со стрелами и пылающий факел. Рамы не входили в комплект к купленным в Париже зеркалам. Красивые, вызывающие восхищение, они были изготовлены чуть позднее русскими умельцами в Забайкалье!
А уж как попали эти зеркала в наш суровый край…
Рабочие упаковали их в огромные ящики и погрузили на корабли, и в течение двух лет (представляете?) сперва по морю, а затем на барже по рекам Амур и Шилка гигантские и хрупкие покупки следовали к покупателю водным путём. От села Бянкино бригады китайцев, специально нанятые для этой цели, несли зеркала на руках до самого Нерчинска.
Доставка драгоценного груза прошла благополучно, но впоследствии рабочие купца Бутина столкнулись с ещё одной проблемой – центральное зеркало было настолько велико, что его невозможно было внести во дворец! И тогда Михаил Дмитриевич приказал частично разобрать крышу дворца и через образовавшийся в потолке проём опустить зеркало в музыкальный зал.
Стоит заметить, что Бутин в приобретением не ошибся – зеркала превосходного качества. Даже сейчас, несмотря на приличный возраст (примерно 144 года), выглядят как новые, за исключением одного, которое было разбито в советское время, а затем пострадало от пожара. Утраченные фрагменты реставраторы заменили кусками современных зеркал, но, увы, прежней красоты это не вернуло.
На что ещё можно обратить внимание в музыкальном зале? Думаю, на настенные барельефы с именами известных композиторов – Глинки, Моцарта, Баха, Мендельсона. Барельефы великолепно сохранились и дошли до наших дней со времён купцов Бутиных. Они, как и оправа драгоценных зеркал, украшены витиеватыми узорами. Небольшая ниша над входом в музыкальный зал (в ней когда-то располагались музыканты) замечательна музой с венком в руке и фигурками амуров, играющих на музыкальных инструментах.
Ну и, естественно, огромная бронзовая люстра с драконами и ангелочками на канделябрах! В былое время в ней зажигали 96 свечей. Особый механизм, позволявший опускать люстру к полу и поднимать к потолку, прекрасно сохранился до наших дней. Вот только менять оплавившиеся свечи больше незачем – им на смену пришли небольшие электрические лампочки.
…Сегодня во дворце располагается Нерчинский краеведческий музей, и это уже совсем другая, не менее увлекательная история, которая, надеюсь, когда-нибудь вдохновит вас на поездку сюда, по следам нашим и Антона Павловича Чехова.