Небо пронзительно синее, солнце, простор густых лесов и горы. А под ними – дикие древние земли, богатые сокровищами всевозможными и напоённые мощью чудодейственной богов кровавых, языческих, с Сорни-Най (Бабой Золотой) – идолищем – во главе… И против мощи оных и против идолопоклонников-язычников, славян малых, пермяков да татар, землю эту населяющих, колдунов, шаманов, вогулов и прочего люда и нелюда пришли христиане православные с запада. Пришли кто с миром и товаром красным, а кто и с мечом. Но свободу правители отдавать не собиралися. Началась сеча кровавая… И были герои и с той, и с другой стороны. И были павших сотни… Год стоял 6980-й от сотворения мира. Середина века XV от Рождества Христова. Место было землёй пермской, Пармой называемой, в самом её сердце…
К чему это я картины для вас такие живописую? А к тому, что 6 октября на киноэкраны страны, включая, разумеется, и кинотеатры Забайкальской государственной кинокомпании («Бригантина» – Чита, «Даурия» – Краснокаменск, «Нерча» – Нерчинск, «Экран» – Карымское, «Авангард» – Кокуй, «Космос» – Балей и «Восток» – Борзя) выходит один из самых высокобюджетных и ожидаемых проектов года – масштабный исторический блокбастер с элементами фэнтези «Сердце пармы»!
Вначале было слово
Точней, роман. Задуман он был руководителем… краеведческого кружка при Дворце пионеров города Пермь Алексеем Ивановым в конце 1990-х годов. За несколько лет до этого Алексей попробовал себя в качестве писателя и, опубликовав несколько повестей и рассказов в жанре фантастики, а также написав романы «Общага-на-Крови» и «Географ глобус пропил» (экранизирован в 2013), несмотря на некоторый успех, оставил художественную литературу. Занимался какое-то время журналистикой, преподавал в университете, работал сторожем и даже гидом в турфирме.
Именно последнее занятие подвигло разочаровавшегося писателя вспомнить о своём предназначении. Сопровождая туристов в путешествиях по пермской земле, Иванов проникся её древней историей, что окончательно и подвигло его написать роман, основанный на реальных исторических событиях второй половины XV века, происходивших большей частью в его родных местах. Именно в то время, в 1451 году, согласно Вычегодско-Вымской летописи, великий князь московский Василий II Тёмный отправил верейского князя Ермолая с детьми Михаилом и Василием княжить в столицу пармы Чердынь-город. Спустя годы его наследник, молодой князь Михаил, противопоставил себя против местного вогульского (манси) вождя Асыки – шамана-хумляльта, которого нельзя убить, покуда тот не очистит свои земли от русских…
Роман увидел свет в 2003 году, но полная и окончательная версия его вышла под названием «Сердце пармы, или Чердынь – княгиня гор» спустя три года и заслуженно получила громкий успех.
Потом пришло дело…
Разумеется, историческим романом с элементами фэнтези в конечном итоге заинтересовались и кинематографисты. В 2014-м права создать фильм по роману выкупила кинокомпания Star Media. Главой будущего блокбастера предполагался известный сценарист, режиссёр и актёр Сергей Бодров («Любимая женщина механика Гаврилова», 1981; «Кавказский пленник», 1996). Но, сославшись на занятость (работал одновременно с тремя кинопроектами), Бодров отказался, однако стал одним из авторов сценария. В конечном итоге проект «Сердце пармы» взял в свои руки не менее известный «воевода» Антон Мегердичев («Метро», 2013; «Движение вверх», 2017), знающий толк в постановке динамичного зрелищного кино.
На бюджет картины «кинокупцы» (включая Фонд кино) не поскупились – выделили 610 млн рублей! Проект «Сердце пармы» (так он был назван в конечном итоге) стал одним из самых дорогих в истории российского кино.
Сюжет, актёры, массовка
Сюжет имеет некоторые отличия от романа. Если вкратце (совсем вкратце!), то он таков. В центре конфликта цивилизаций – войск государства Московского и аборигенов уральской пармы – судьба молодого русского князя Михаила Ермолаевича (актёр Александр Кузнецов – «Братство», 2019; «Фантастические твари: Тайны Дамблдора», 2022, – Хельмут). Он полюбил юную Тичердь (Елена Ербакова – сериал «Беспринципные-2», 2021), язычницу-ведьму (ламию), способную принимать облик рыси.
Они заключают брак – союз не только мужчины и женщины, но христианства и язычества, цивилизации и природы. Однако не всем такой союз приходится по нраву… Страсть к язычнице и верность запретной любви, поход на вогулов, кровопролитные сражения и недолгий мир, битва между Московией и пармой… Герою выпадут испытания, в которых расстаться с жизнью не так страшно, как совершить предательство…
В фильме также задействованы Евгений Миронов (епископ Пермский, креститель Иона), Фёдор Бондарчук (великий князь московский Иван III), Сергей Пускепалис (воевода Полюд), Валентин Цзин (один из главных «антагонистов» князя Михаила – вождь вогулов, большой князь Асыка) и др.
Что же касается массовки, то она под стать масштабности фильма – свыше 2000 человек, включая и съёмочную «ватагу» в 150 душ! Статисты массовки были набраны из местных «пармских» жителей. Мужчины специально не брились и щеголяли бородами в течение нескольких съёмочных месяцев. Некоторые из массовки специально уходили с работы в отпуск за свой счёт и даже увольнялись, и всё ради того, чтобы поучаствовать в съёмках, «пожить» и «повоевать» в XV веке.
Съёмки. Декорации. Корабль
Съёмки начались 14 июля 2019 года в Прикамье, неподалёку от небольшого города Губаха Пермского края, в Холодном логу. Были отстроены декорации: деревянная крепость с воротами и сторожевыми башнями, дома на сваях. Интересно, что крепость имела в фильме «два гражданства». Была то Чердынью, то Усть-Вымом – в зависимости от ракурса съёмок.
В фильме князь передвигается не только по суше, но и по воде, для чего реквизиторы построили настоящее 20-метровое судно массой в 10 тонн, свободно несущее 20 человек – княжеских воинов и бурлаков. Судно внешне и по ходовым качествам полностью соответствует русским военным баркам XV века.
Оружие. Амуниция
Для съёмок было доставлено две фуры с реквизитом.
Оружие. Мечи, боевые топоры, кинжалы, луки, самострелы были изготовлены так, что могли быть использованы в реальном бою, а потому на съёмках особо соблюдалась техника безопасности под строгим наблюдением инструкторов-профессионалов.
Стрелы. Их было припасено более полутора тысяч (!), причём не отличимых от настоящих того времени. Разве что наконечники, стоило лишь взять стрелу в руки, пружинисто гнулись – они были из резины.
Щиты. Оные реквизиторы изготовили частью из металла или пластика (использовались всадниками), внешне друг от друга ничем не отличались.
Интересно, что часть вооружения была сделана с таким мастерством и изяществом, что после съёмок перекочевала в качестве экспонатов в историко-краеведческие музеи.
Костюмы
В картине действуют самые различные народности, заселявшие Урал в давние времена: пермяки, московиты, татары, вогулы. Для каждого были пошиты соответствующие костюмы, изготовлены «аксессуары». Для вогулов – амулеты в пермском зверином стиле. Воины князя Михаила одеты в кожаные доспехи, на татарах – длинные халаты с жилетами.
Будущие зрители заметят особо экзотические одеяния речного народа – людей Уроса (этаких уральских эльфов – высоких мужей с длинными белыми волосами). Их «куртки» были сшиты мастерами-дизайнерами из настоящей… рыбьей кожи! Даже с чешуёй!
…После работы в «парме» кинематографисты перебрались в Подмосковье, где снимались все «столичные» сцены.
Финальная битва
Гвоздём проекта, его зрелищным пиком стала грандиозная битва (с хронометражем порядка 40 минут!), где Михаил (получивший также имя Михан) вместе с вогулом, татарином и доблестными воинами других народностей плечом к плечу пойдут на врага, покусившегося на волю и свободу пармы и её сердца.
P.S. Внимание! Блокбастер «Сердце пармы» не является в полном смысле историческим фильмом. Трактовка же реальных исторических событий в картине представляет собой лишь собственное видение оных его создателями.
*Парма – плосковерхая возвышенность или хребет с густым моховым покровом, поросшая тайгой – елями, пихтами, в северной части Урала.