Кура – не дура, яйца несёт

Если вам повезёт побывать на птицефабрике в Маккавеево, приготовьтесь к шумному оркестру в 17 тысяч голосов. К удивлению: легендарное предприятие-то живёт и даже получило крупный кредит на развитие. И к распирающей гордости за людей, которые почти двадцать лет сражаются за то, чтобы забайкальское яйцо – пусть пока 5 млн штук в год – но было.

Много это или мало – 5 млн яиц? Статисты за нас всё уже посчитали. Один россиянин съедает в год 308 яиц. Население Забайкальского края – 1 043 467 человек. То есть нужно 321 млн яиц. Это не считая тортов и прочей выпечки, в производстве которых яйца тоже необходимы. И даже если каждый третий забайкалец (представим идеальный мир) сам держит кур или покупает домашнее яйцо у соседа, 5,4 млн штук – капля в море. Да и такой цифры ещё нужно достичь, она – прогнозная, на конец 2022 года.

В 2019-м самое крупное птицеводческое хозяйство края – ООО «Читинская птицефабрика» – произвело больше 4 млн яиц. В 2021-м, когда случился кризис из-за «пустых» неудачных премиксов (куры их кушали, но не неслись), производство яиц во всём регионе подытожилось цифрой 3,3 млн.

Возвращаясь к нашим 308 яйцам в год, своей продукции краю в прошлом году хватило на 11 тысяч забайкальцев. Фермеры, кроме Евгения Лысенко в Читинском районе, погоду в яичной статистике не делают. Птицефабрика одна. Хвалиться, в общем-то, нечем.

Но посмотрим на это с другой стороны. Со стороны птицефабрики и 15 человек, которые её, как хворую курицу, выхаживают и не дают «упасть на ноги». Министры сельского хозяйства и губернаторы меняются, а эти несколько человек – те же. На них всё и держится.

Как губернатор

Директора Александра Михайловича Самигулина легко запомнить – имя и отчество как у губернатора. Скромный, негромкий. Хотя знаний и опыта – на сотни диссертаций.

– Давно здесь работаете?

– Лет с семнадцати. Начинал с рабочего. Потом заочно учился в Иркутском сельхозинституте, диплом по птицеводству защищал. Потом постепенно – начальник кормоцеха, бригадир, главный зоотехник. Теперь вот руковожу.

В 1995 году фабрику выкупил Василий Сергеевич Устинов (ООО «Комбинат хлебопродуктов»). «Если б не выкупил, её ждала участь Маккавеевского свинокомплекса», – уверены тут. С тех пор и сражаются за каждую сотню куриц, за каждую тысячу яиц.

Есть скважина и котельная. Но последнюю пришлось законсервировать: использовать её сейчас невозможно: слишком большие будут расходы и потери тепла. Сделали автономные котлы в действующих корпусах. Так намного дешевле.

К тому же куры – птицы горячие. А их 17 тысяч в одном цеху. И опять – много это или мало? По сравнению с потребностью региона и с тем же советским временем – ерунда. Но глядя на хозяйство, которое поддерживают правдами и неправдами, управляют всем этим громадьём вручную и умудряются сохранять поголовье кур, скажу: много! Колоссальный труд, за него надо медали давать.

Но есть хорошая новость, ради которой и привезли сюда осенним днём любопытных журналистов. В начале следующего года на предприятие придёт современное клеточное оборудование.

«Умные» клетки за 20 миллионов рублей

Главный бухгалтер Наталья Сенотрусова (сорок лет на фабрике!) рассказывает: сейчас осталось два действующих цеха: для выращивания молодняка – 21-й, и 11-й – птица там сидит. Клеточное оборудование старое, если не сказать старинное, ровесник птицефабрики. Такое уже не выпускается. Детали для ремонта приходится искать чуть не на разборках (списанное оборудование советских фабрик) в других регионах. Цех старый рушится. Оборудование прогнившее. Днища просели. Яйцо плохо выкатывается, мажется. Куры могут его растоптать, расклевать. Падает продуктивность.

В общем, выхода не было – или пан, или пропал. Или рискуешь и выкладываешься в обновление, или…

Составили бизнес-план. Новый цех – просторный, высокий – возводили давно (о нём говорили ещё в бытность министра Кузьминова). Строительство даже с использованием старых бетонных конструкций обошлось больше чем в 30 млн рублей. «Деньги предприятия, вклад учредителя, он и работников привозил своих».

Главной проблемой были средства на «начинку» – современное клеточное оборудование. Александр Тюкавкин, курирующий в крае животноводство, подсказал про Фонд развития промышленности. Выдачу займа в 20 млн рублей поддержали (благодарят здесь министра Бардалеева) в минэкономразвития.

Через три месяца, в начале 2023 года, из Екатеринбурга привезут сюда клеточное оборудование российско-немецкой сборки. Надёжное, крепкое. Экономное (электричества меньше ест). Автоматизированное – всё на кнопках.

И эта модернизация должна положительно повлиять на яйценоскость Забайкалья.

Бум намечается?

Когда клетки придут, и новоселье состоится, поголовье планируют увеличить до 60 тысяч. До 80% должна вырасти продуктивность (станут меньше технические потери яйца), сейчас – 75: из 10 куриц несутся 7,5.

«Производить будем около 20 млн штук», – рассказывает Александр Михайлович. Радостно, признаётся, что обозначилась перспектива. Штат поневоле придётся расширять. Автопарк увеличивать… Вся эта будущая суета ему, да и всем тут, – счастье.

Но как переселять такое беспокойное стадо, да ещё посреди зимы?

– По четыре в каждую руку – и понесли, – говорит Александр Михайлович.

– По четыре?! Улетят! Не удержите.

– Куриц за ноги носят, – смеётся он. – Приезжайте на новоселье!

Где купить

В первую очередь предприятие обслуживает Карымский и Читинский районы. Рекламировать себя даже опасаются: на забайкальское яйцо громадный спрос.

Сдают в сеть магазинов «Кенон», на базу на улице Лазо в Чите по 45 рублей за десяток. Дёшево и невыгодно. Но влиять на ценовую политику, конкурируя с продукцией других регионов, пока не могут: «Очень мало производим яйца. Вот когда будет 60 тысяч куриц, тогда – да, сможем, в противовес их транспортным расходам».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)