Как отец, я стараюсь принимать максимальное участие в воспитании и обучении своих детей, а посему вынужден состоять во множестве чатов и родительских форумов. Честно говоря, тот кошмар, который там происходит, даже меня иногда повергает в ужас.
Одних учебников мало
Однажды я задал там, казалось бы, простой вопрос. Моя младшая дочка, которой на тот момент было четыре года, не могла соединить согласную букву с гласной в слогах при чтении (детей читать я учу сам). Так вот, решил поинтересоваться у родителей, как они справились с вышеописанной проблемой. Знаете, что мне ответили? «Вы садист, в четыре года какие буквы? Только зверь может издеваться над ребёнком и заставлять читать!», «Вы лишаете детей детства. В школу пойдёт и там научится!», и моё самоё любимое: «Моему сыну скоро семь лет, он ещё даже говорить не умеет, но я не парюсь, а вы уже буквами мучаете ребёнка!»
От таких ответов я испытал полнейший шок. Чьё сознание решило, что писать, читать и считать должна учить школа? В классе по тридцать пять человек, а урок длится сорок минут. Путём нехитрых подсчётов можно установить, что на каждого ребёнка педагог может лично уделить одну минуту и четырнадцать секунд. Можно ли за это время хоть чему-то научить маленького человека? Однажды я услышал очень мудрые слова, в правдивости которых не раз убеждался: «До семи лет ребёнка нужно воспитывать и учить. После этого возраста формируется полноценная психическая личность, которой можно только советовать, но никак не воспитывать». Другими словами, если ваш ребёнок до семи лет проводил время за играми в телефоне или носился по дому за собакой, то после того, как он сядет в первом классе на школьную скамью, он не будет учиться. Не будет, милые мои!
Наше поколение восхищается системой образования в СССР. И это очень смешно. Нынешние тридцатипятилетние родители успели пожить в Советском Союзе пять лет, но при этом вбили в свои головы, что раньше было лучше. Я согласен, что учебники были очень неплохие, но одних учебников мало. Именно поэтому за голову хватаешься, когда слышишь от горе-мамаш: «Вот в то время родители отдавали детей в школу, а учителя сами учили читать и писать!» Дорогие мои, вы же сами видели тех ребятишек, которые приходят в школу без знаний. Среди моих одноклассников было несколько несчастных детей, родители которых тоже считали, что школа всему научит. Лишь к седьмому классу они выучились читать по слогам. Я до сих пор помню, хотя прошло много лет, как они пытались прочитать элементарное: «Мама мыла раму», и как у них уходило на это по десять минут. Тогда я этого не мог понять, хотя сам читал в первом классе сорок слов минуту, а моя старшая дочь – почти сто двадцать.
Не инкубатор
Я никого не пытаюсь учить, и лишь надеюсь, что мои советы вам помогут. «Если до трёх лет ребёнку ни разу не говорили слово «нельзя», то в двадцать лет он выгонит вас из дому», – это тоже очень правильные слова. Чаще всего детям разрешают всё по одной очень простой причине – чтобы он отстал. Телевизор? Пожалуйста! Телефон? Пожалуйста! Что-то сломать? Да ради бога, только не ори! Лично для себя я сделал один очень простой вывод: «Когда мы принимаем решение завести ребёнка, то после этого мы уже не имеем право принадлежать себе до гробовой доски!» Полная ответственность на этапе взросления, и постоянная помощь в будущем.
К сожалению, дети большинством семей воспринимаются как обуза, как помеха, как что-то неприятное. Поэтому в таких семьях чаще всего можно слышать слова: «Вчера решила погулять с детьми с парке и чуть не чокнулась! Они из меня столько сил высосали!», или «Вот дети вырастут, будем с супругой жить для себя!» Драгоценные мои, они никогда не вырастут! Детям постоянно нужна наша поддержка, будь им по семь лет или по сорок пять.
Однажды услышал от новоиспечённой бабушки следующие слова: «А я не обязана со своими внуками сидеть. Своих детей я, слава богу, вырастила, теперь хочу отдохнуть!» Что ж, можно и отдохнуть, только не удивляйтесь потом, если внуки забудут дорогу к вам. Когда рождается ребёнок, у него тоже родится ребёнок, а потом и у него. Появятся женихи и невесты. Вы своим ребёнком создаёте целое древо, над которым заколосятся ваши многочисленные отпрыски. Не воспринимайте себя как инкубатор, мол, родили и всё, дальше хоть трава не расти. Относитесь к себе как к основателю нового большого рода.
Самое страшное, когда мы проецируем свои детские или юношеские обиды на своих же детей. Два примера. Мать всю жизнь мечтала стать балериной, но не довелось. Чтобы реализовать свои планы, мамаша отдаёт сына на балет. И несчастный мальчишка вынужден исполнять па в окружении десятков девочек, а то, что он мечтал пойти на бокс, мать не волнует.
Второй пример ещё страшнее, потому что он из реальной жизни. Мой знакомый заимел троих детей от двух разных женщин. Два раза развёлся. Имеет судимость, кредиты, ипотеку. Ушёл из дома, бросил работу, перебиваясь случайными заработками. Как-то спросил его, мол, вот тебе сорок пять лет почти, ты своим детям жильё какое-нибудь планируешь покупать? Он посмотрел на меня как на дурака: «С какого перепугу я им обязан что-то покупать? Меня жизнь потрепала, пусть и их потреплет, а то вырастут лентяями!» И это ещё один парадоксальный момент. Кто и когда решил, что если постараться дать детям всё, они вырастут лентяями? Скорее всего, это просто великое оправдание горе-родителей, которые не хотят жить ради детей.
Мы – не рабы
А теперь давайте вернёмся к обучению чтению. Молодые родители считают, что научить читать – это часами сидеть над учебниками, ругать ребёнка, параллельно принимая валидол. Нет, всё гораздо проще. Метод простой. Моя старшая дочь, а ей десять лет, может за вечер прочитать «Обломова». И вообще, для неё чтение – главное увлечение в жизни. Я сам иногда переживаю от такой прыти. Накопит тысячу рублей – бежит в книжный магазин и просто визжит от восторга, когда домой новую книгу приносит. А вы говорите, что при СССР была самая читающая нация. Нация всегда одинаковая, просто любовь к чтению надо прививать с пелёнок. Сейчас на подходе вторая дочка. Ей пять лет, но по слогам уже более-менее читает.
Итак, как же начать читать?
Главное – хорошее знание алфавита. Без этого невозможно начать обучение. При этом нужно освоить все буквы, а не только буквы из предложения «Мы – не рабы!» Для этого вам понадобится полгода и десять минут в день. Дождитесь, когда ребёнку исполнится года три, и вперёд. Важно: учить начинайте пока только печатные заглавные буквы, маленькие не трогайте. Мне иногда становится непонятным, почему, например, буква «А» большая – такая, а маленькая – такая – «а». Совсем не похожи друг на друга, но это так, шутка.
Обзаведитесь карточками с буквами или напишите их на альбомном листе, только чётко. Посадите ребёнка рядом с собой и, показывая пальцем, громко называйте букву, требуя, чтобы он повторял вслед за вами. Первую неделю малыш будет в восторге, а потом ему станет скучно. Буквы он, конечно, повторять будет, а вот смотреть станет куда угодно, только не на листок. Внимательно следите за этим. Я хоть и не великий педагог, но рекомендую не покупать алфавит с картинками, где на каждую букву будет изображён предмет. Всё, конечно, зависит от ребёнка, но иногда вам придётся переучивать малыша, пытаясь ему объяснить, что это буква «Ю», а не буква «Юла». Не пытайтесь сами научить ребёнка сразу выговаривать «С», «Ш», «Ц», «Ч» и особенно «Р». Если вы не будете коверкать специально эти буквы, то к школе малыш всё освоит самостоятельно.
Девяносто процентов детей рождаются с идеальным речевым аппаратом, но при этом буквы картавят всю жизнь. Знаете почему? Потому что вы сами их так научили! Как? Очень просто! Прочитайте вот эту фразу уменьшительно-ласкательным голосом, как будто разговариваете с ребёночком: «Этё хто туть такой холошэнький! Какой лотик у нас, какие лучки!» Мы, пытаясь ласково поговорить с ребёнком, извращаем слова, которые навсегда впечатываются в его память. То же самое и касается злосчастной буквы «Р». Она придёт сама к ребёнку. Если будете заставлять его произносить «Р», то она превратится в рокочущий звук, который потом будет очень сложно исправить.
Через некоторое время вы заметите, что вы показываете на букву, а ребёнок называет её раньше вас. Запомните эти буквы, потому что из них нужно будет составить первые слоги. Не пропускайте ни одного дня. Даже если вы устали на работе или поехали на выходные на дачу. Десять минут в день с вас не убудут, а польза окажется бесценной.
Хо-хо-хо
Дети запоминают буквы по-разному, например, моя вторая дочка никак не могла освоить элементарную «А», зато буквы «Х» и «О» освоила сразу. Вот из них и составляем слова «хо-хо-хо, ох-ох». Имейте в виду, что после гласной произнести согласную малышу гораздо проще, чем наоборот. Это происходит, потому что гласная тянется, и после неё проще сказать: «Хэ». Согласная же не тянется. Я с этим довольно долго мучился, не зная, как объяснить ребёнку. А том как-то само пришло. Я просто сказал, дочке «Смотри, одна буковка бежит к другой «ххххххххххо!» Она сразу поняла, и мы двинулись дальше.
Если вы начнёте с трёх лет и не будете лениться, то к семи годам ребёнок будет прекрасно читать и заглавные, и прописные буквы. А лениться вы будете, уж поверьте. Но, ленясь, имейте в виду, что без практики ребёнок забывает буквы, и что каждый день без чтения отбрасывает его назад. Можно, конечно, пойти по другому пути и отдать малыша на курсы подготовки к школе. Там научат быстрее, но гораздо дороже. Плюс вы будете тратить своё время, чтобы приводить, ждать и уводить. Мне денег и времени не жалко, мне жалко упустить момент, жалко не увидеть успехи своего ребёнка, чтобы можно было им гордиться, и собой тоже. Последний совет – читать учите именно по слогам. Чтение по буквам – путь в никуда!
Важно знать психологический момент. Представьте себе такую ситуацию, которая непременно есть в каждом классе. Тридцать три ребёнка пришли в школу, умея читать и писать, а у двоих детей родители решили, что они самые умные и что их научат всему в школе. В итоге все дети читают по ролям, получают новую нагрузку, узнают новое каждый день. А эти двое несчастных не знают элементарного, отстают по программе, над ними все потешаются. А потом появляются комплексы, стрессы и прочее.
Берегите себя!
Антон ДОЦЕНКО,
фото автора