Уют из лоскутков

Не первый год петровчанка Инна Рагузинская увлекается удивительным рукоделием – волшебным лоскутным шитьём. Поэтому как никто другой умеет оценить магию рождения великолепного и цельного творения ручной работы из множества разрозненных, но умело подобранных лоскутков пёстрой, цветной и узорчатой ткани. Лоскутные одеяла Инны дарят радость и заряжают положительной энергией многих петровчан. Потому что в каждое изделие мастерица вкладывает кусочек своей души.

За добрый отрезок времени героиня моего повествования пошла много дальше в увлечении пэчворком (от англ. patchwork), значительно расширив границы своего многогранного таланта. В её золотых руках разноцветные клочки ткани превращаются не только в красивейшие одеяла, покрывала, но и в импозантные подушки-игрушки, наволочки, панно, сумки, кухонные прихватки, салфетки и многое другое. Мастерица буквально фонтанирует творческими идеями и удивляет всё новыми и новыми творениями. Да что рассказывать, лучше взгляните сами!

Хобби для души

Многие свои рукодельные навыки, рассказывает, получила в детстве от мамы Валентины Борисовны Карпенко. Всегда любила шить и вязать. Но какой это клад, поняла только много лет спустя, когда мамы не стало.

Счастливые 80-е, годы детства, Инна вспоминает с благоговением. Мама, бухгалтер по образованию, много лет проработавшая в банке, умела так нарядить своих подрастающих детей, что похожей одежды не было ни у кого из сверстников. В свободное время в доме не умолкали звуки работающих швейной и вязальной машин. В руках Валентины Борисовны они являли миру милые платьица, юбки, жилеты, вязаные шапки, варежки, шарфы и кофточки. Даже на школьный выпускной дочери постаралась. Учась в 7 классе, Инна уже сама сшила себе костюм – юбку и пиджачок – из самой модной по тем временам клетчатой ткани шотландки. Кстати, школьницей она успешно окончила учебно-производственный комбинат (был когда-то такой!) при городской школе № 3, получив удостоверение швеи.

А вязать, вкусно готовить и наводить в доме уют – это всё от мамы. Даже профессию себе выбрала как у неё – бухгалтер. Правда, позже получила высшее экономическое образование и не первый год работает в Петровском лесничестве. Работа трудная, но любимая. А вот хобби за швейной машиной, когда из кусочков тканей рождается волшебная красота, – это для души.

В объятиях пёстрого одеяла

Когда восемь лет назад героиня моего рассказа ожидала рождения дочки, ей хотелось, чтобы её маленькая принцесса была окутана любовью, заботой, была самой красивой и нарядной. Да и времени свободного появилась больше, когда ушла в декретный отпуск. С интересом просматривала многочисленные форумы, ролики в соцсетях любителей лоскутных импровизаций, набиралась опыта на сайтах, придумывала сама. Любимый муж Виктор подарил хорошую швейную машину со множеством функций, в доме появились инструменты для работы – нож и коврик для резки ткани, линейка со специальной разметкой.

И, конечно, ткани. Начинала с простеньких, самых удобных, хлопковых. Много импровизировала. Так появилось первое стёганое лоскутное одеяльце для новорождённой доченьки. А мастерицу её новое творчество очень затянуло. Ева росла спокойным ребёнком и уже в свои первые месяцы жизни не пугалась звуков швейной машинки, а Инна каждую свободную минуту посвящала творчеству. Чтобы сшить лоскутное одеяло, нужно умело подобрать кусочки ткани, многое делать не только на машинке, но и вручную. А чтобы цвета будущего изделия гармонично сочетались, поначалу Инна разукрашивала на бумаге мелкие рисунки (их называют мандалы или паттерны) с повторяющимся узором. Подрастала дочка, росло и мастерство её мамы.

Девичьи «штучки»

Если своего любимого первенца – сына Пашу – она обвязывала, обшивала, потому что в лихие девяностые в магазинах попросту ничего не было, теперь появился простор для творчества. Наряды для крошечной дочки и приданое для её кукол, нагруднички, сумочки, бантики, рукавички, кокетливые шапочки, а потом и новогодние костюмы, красивая одежда «не как у всех», рюкзачки и разные милые девичьи «штучки» – всё это творенье её рук.

Когда дочка пошла в детский сад, Инна проявила настоящие чудеса шитого и вязаного искусства – умело изобретала наглядный материал для занятий, вязала и шила героев пальчикового кукольного театра.

Мастерская настроения

Друзья и знакомые заметили её увлечение. Появились первые заявки. В 2018-м сшила в подарок милое детское одеяльце для внука своей подруги Надежды, которое уехало в далёкий Иркутск.

А потом и многие другие захотели такой эксклюзив на своей кровати. «Сейчас такое время, – рассказывает Инна, – когда уже никого и ничем не удивишь. В магазинах всё есть». А всё же произведений ручной работы, как у героини моего рассказа, в них не увидишь.

Инна хорошо помнит свои первые работы. И может, как самокритичный человек, отметить их некоторое, по её мнению, несовершенство. С годами мастерство заметно возросло. Стоит лишь взглянуть на многочисленные фото. Одеяла выглядят капитально, как говорили в советские времена, сделаны на совесть и с большой любовью. Отдельно или в комплекте с милыми стёгаными подушками, наволочками, подушками-игрушками, среди которых много милых и непосредственных текстильных котиков, творения рук Инны Рагузинской подарками разлетелись по всей стране.

Теперь на дни рождения друзья дарят Инне наборы тканей для творчества, красивую пряжу, фурнитуру, нитки и всё то, что пригодится в её увлекательном хобби.

В Петровске не могли не заметить мастерицу. И уже не раз приглашали поучаствовать в ярмарках народного творчества, на которых искренне дивились красотой и изыском разнообразных работ мастерицы.

Лоскутный хоровод

Большим событием в жизни стало участие в июле прошлого года в I Межрайонном фестивале народного художественного творчества «75 мастеровых сёл Забайкалья (Точка притяжения – Арей)», куда Инна Рагузинская представила четыре свои замечательные работы – одно детское и три взрослых лоскутных одеяла, которыми заинтересовались не только участники фестиваля.

Большие мастера, профессионалы в своём деле, внимательно рассматривали лоскутный хоровод петровской мастерицы, искренне дивились его изысканностью, записывали номер телефона. И спрашивали, хотела бы она в будущем поучаствовать в мастер-классах, перенять опыт, поделиться своим? Конечно, хотела! И с удовольствием, когда пригласят, примет участие. К слову, ни одно из лоскутных произведений Инны назад в Петровск с фестиваля на Арее не вернулось. Их, не раздумывая, раскупили. А мастерица получила не только заряд позитива, но и определённый опыт, и новые идеи.

Счастье есть

Инна старательно занимается пэчворком, раз от раза совершенствуя шитьё лоскутных покрывал, одеял, текстильных сумок, хотя ничто лоскутное ей не чуждо в принципе. Поэтому удивляет народ подушками, разными панно, милыми кухонными принадлежностями, удивительными кукольными люльками, постельками и одёжками для своей любимой дочери и её маленьких подружек.

У Инны Юрьевны хорошая, дружная и понимающая семья, в которой очень любят животных – кота и собаку. Главное, здесь разделяют и приветствуют её увлечение, ведь за ним стоит большой труд, невероятная усидчивость и похвальный, заслуживающий уважение талант, который давно уже вышел за пределы её квартиры.

Несколько лет назад мастерица сшила лоскутные фрагменты для одеяла дружбы в честь юбилея Петровска-Забайкальского. Это было нечто! Один её лоскутный квадрат большого одеяла, сшитого разными мастерами и соединённого воедино, представлял детский сад, который в ту пору посещала дочь Ева. Второй – с багульником, хвойными веточками, искусно собранными из лоскутов ткани, – её родное предприятие «Петровское лесничество».

Занятой, семейный человек, Инна Рагузинская увлечённо изучает в соцсетях лоскутное мастерство своих товарищей по цеху со всего мира. Очень осведомлена, где, когда и какие проходят фестивали. Готова об этом (и не только!) интересно и познавательно рассказывать. Например, про самое большое в мире лоскутное одеяло «Дорогая Джейн», вручную сшитое ещё в 1863 году. Жаль, увидеть его довелось только на картинке.

Конечно, работы моей героини не таких огромных размеров, как «Дорогая Джейн», но Инна с удовольствием проводит за машинкой свободное время, много шьёт вручную, Говорит, самый длительный и захватывающий этап – выбор ткани, промеривание расцветок, решение лоскутных пазлов. Для этого нужны и время, и вдохновение, и понимание того, что же ты хочешь явить миру в этот раз. И тогда волшебная красота из кусочков ткани в умелых руках мастерицы может появиться на свет буквально в считанные дни.

В помощь уже и подрастающая дочь Ева, которая два года успешно занимается в местной художественной школе и неплохо рисует. На мой вопрос, хочется ли любителю лоскутных импровизаций передать увлечение своё души и мастерство любимой дочке, Инна согласно кивнула головой. А это значит, лоскутная история продолжится и воплотится в новых образах. Хотелось бы увидеть!

Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ,
фото автора и из архива Инны Рагузинской

Один ответ на “Уют из лоскутков”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)