История многосерийного золотого киношедевра
В майские дни празднования 28-й годовщины Победы, ровно полвека назад, ЦТ ТВ собиралось начать показ нового многосерийного художественного фильма. Но премьеру будущего шедевра отечественного кинематографа пришлось отложить в связи с запланированным визитом Леонида Брежнева в ФРГ. Причина была достаточно веской и серьёзной. Поэтому премьера 12-серийной картины состоялась 11 августа, в субботу, в 19 часов 30 минут. И улицы СССР опустели…
…Сегодня «Телемания» в такой знаменательный день, 9 Мая, поздравляет всех своих читателей-зрителей с праздником Великой Победы и продолжает историю появления культовой ленты режиссёра Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». В прошлый раз мы остановились на процессе выбора режиссёра в актёрскую группу фильма.
Итак, актёр на главную, центральную роль в фильме советского разведчика-нелегала, полковника Максима Максимовича Исаева – сотрудника центрального аппарата СД, штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица – был найден и утверждён 42-летний Вячеслав Тихонов.
Фюрер и два Леонида
Воплотить одну из самых зловещих фигур, как исторической личности, так и персонажа (хотя и не главного) фильма – рейхспрезидента, рейхсканцлера и фюрера Гитлера – было нелегко. Татьяна Лиознова, отсмотрев все кандидатуры, остановилась на двух Леонидах – Куравлёве и Броневом. При кажущемся абсурдным выборе режиссёра и явной непохожести актёров на облик нацистского вождя, намётанный глаз выдавал в Татьяне Михайловне высокого профессионала. Впрочем, Куравлёв отпал почти сразу – его «фюрер» всё-таки не походил фигурой и движениями. А вот Леонид Броневой… Когда он вошёл в гриме на пробы – это был Гитлер. Но актёр, в конечном итоге, от этой роли начал отказываться по морально-этическим соображениям: «Я этого антихриста не осилю. Понимаете, сама моя душа, натура против этого… Да и орёт он почти постоянно». Кроме внутреннего психологического отторжения была у Леонида Сергеевича, видимо, и вполне профессиональная причина отказа – роль Гитлера была небольшой и не такой тонкой, а потому и интересной. Режиссёр, тщательно взвесив все за и против, поняла, что эти двое актёров сниматься в фильме будут обязательно, но в других ролях.
Что же касается персонажа Гитлера, то Лиознова решила пригласить замечательного актёра из ГДР Фрица Дица, которого она видела уже в трёх картинах эпопеи «Освобождение» своего коллеги – режиссёра Юрия Озёрова. К тому моменту Фриц получил специфическую известность в кинематографе как абсолютный двойник фюрера.
Информация к размышлению. Фриц Диц, как и Леонид Броневой, в жизни совсем не походил на главаря Третьего рейха.
Мюллер
Главным «антагонистом» Штирлица – групенфюрером СС, главой гестапо Генрихом Мюллером – помимо нескольких кандидатур, мог стать Всеволод Санаев, но актёр возмутился: «Таня, с ума сошла, что ли? Я же секретарь партийной организации всего «Мосфильма»! А ты мне фашиста играть предлагаешь!» Веские доводы Лиозновой, что, мол, тот же немецкий товарищ Фриц Диц является коммунистом, а согласился исполнить «вон какую роль», на принципиального актёра не подействовали. Вот тут Броневому и было предложено «примерить» образ шефа тайной полиции.
Информация к размышлению. Отец Леонида Броневого немало лет проработал в органах госбезопасности.
Мюллер. Нервное…
Актёр так заинтересовался свои персонажем, что ещё за полгода до съёмок выучил все его диалоги в сценарии назубок, а заодно и Штирлица, чтобы в кадре реагировать как надо, со всеми мельчайшими тонкостями и подробностями не только в интонациях, но и в поведении, жестах. В этом порой помогали даже вещи. Так, уже во время съёмок первых сцен с участием Штирлица и Мюллера, последний время от времени совершал странные тянущие движения головой и шеей, словно его преследовал нервный тик. «Да что с вами такое?» – не выдержала Лиознова и остановила съёмку. «Да трёт он мне, зараза окаянная», – возмутился Броневой. Выяснилось, что актёру сшили мундир на два размера меньше, да и ворот рубашки был явно тесен, хотя со стороны это было незаметно. «А в этом что-то есть, – задумалась режиссёр. – Пусть это будет фирменной фишкой Мюллера. Когда он нервничает, то пусть немного дёргает головой и тянет шею». На том и решили. Правда, мундир и рубашку всё же перешили по размеру.
Информация к размышлению. В реальности Генрих Мюллер имел совсем противоположную внешность, в отличие Мюллера кинематографического. Дело в том, что фото нескольких подлинных нацистских руководителей были тогда крайне мало кому известны. Группа Лиозновой не была исключением. В реальности шеф гестапо был высоким, худощавым брюнетом, имел нос с горбиной. «Если бы я знал, как выглядит настоящий Мюллер, я бы от роли отказался», – признался позднее Леонид Броневой.
Информация к размышлению №2. Мюллер в «Мгновениях» – романе Ю. Семёнова и фильме – явно старше Штирлица лет на десять. В реальности они были одногодки – вымышленному персонажу и Мюллеру в 1945 году было по 45 лет.
Борман
Ещё одним актёром-отказником мог быть поэт, писатель, кинодокументалист и актёр Юрий Визбор – ему было предложено «оживить» мрачный образ такого нацистского бонзы, как рейхсляйтер Мартин Борман. Режиссёр сумела его переубедить, правда, Визбору в будущем пришлось в течение всех съёмок изрядно помучиться не только творчески, но и физически. Актёру для сходства с персонажем и его солидности по габаритам каждый раз вставляли тампоны в нос, а мундир дополнительно набивали поролоном. К тому же у Визбора был довольно мягкий, душевный, по-своему даже нежный голос, и его во время тонировки (озвучки) картины пришлось полностью перекрывать «мрачной» речью актёра Соловьёва из Театра киноактёра.
Вальтер Ш
Несмотря на отсутствие у творческой группы «Мгновений» ряда документальных изображений высокопоставленных нацистских руководителей, случались и удивительные попадания в образ.
На довольно большую роль в фильме – начальника политической разведки, бригаденфюрера СС Вальтера Шелленберга – пробовалось совсем немного человек, причём кандидаты были, казалось бы, нехарактерными для этого персонажа, но стояла задача – показать внешне обаятельного, улыбчивого человека, но при этом внутренне холодного, зловещего, хитрого, подлого и коварного хищника.
Одним из кандидатов на роль 35-летнего Шелленберга и с довольно немалым шансом на успех пробовался Андрей Миронов, но режиссёр настояла на 35-летнем Олеге Табакове, за плечами которого было участие в более 30 фильмах. И не прогадала. Табаков блестяще справился с задачей. Даже внешность актёра оказалась настолько похожей на «оригинал», что уже после ряда выходов картины за рубежом Олег Павлович получил письмо из ФРГ от племянницы Шелленберга, где сообщалось, что они «всей семьёй каждый раз пересматривают фильм», поскольку родственникам «всегда приятно видеть ещё раз дядю Вальтера»…
Два глаза Курта и…
Второму неудавшемуся «Гитлеру» – Леониду Куравлёву – была предложена роль оберштурмбанфюрера СС Курта Айсмана. Однако дело поначалу застопорилось – актёр никак не мог уловить характер своего персонажа, и неизвестно, чем бы всё кончилось, если бы Татьяна Лиознова не распорядилась «лишить» оперативника гестапо… правого глаза. (Айсман в начале съёмок не был инвалидом по зрению). Актёру сразу стала ясна биография его образа, а с ней чётко и ясно проявились и характер, и его поведение.
Радистка
Разумеется, в таком мужском фильме, как «Семнадцать мгновений весны», хватило, пусть и в небольшом количестве, ярких женских персонажей. Главным связующим, причём едва ли не в прямом смысле, звеном советского разведчика с Родиной и Центром в романе и в сценарии была радистка Кэтрин Кин, она же Катя Козлова. За возможность воплотить этот один из самых драматический женских персонажей картины боролось несколько претенденток, одной из главных была тогда ещё никому не известная студентка третьего курса ГИТИСа 19-летняя Ирина Алфёрова – роль Кэт могла бы стать её дебютом в кино. Однако выбор режиссёра пал на её соперницу, 24-летнюю выпускницу школы-студии МХАТ Екатерину Градову.
Самое интересное, что литературно-сценарная радистка Кэт, оказывается, имела вполне реальный прототип – разведчицу Анну Филоненко. Ещё во время войны она была задействована в разведдиверсионных операциях. Затем вместе с мужем Михаилом Филоненко не один год проработала на нелегальном положении.
Информация к размышлению. Двое детей Анны Филоненко родились во время командировки. В отличие от своего персонажа, радистки Кэт, Анне во время появления каждого малыша удавалось кричать убедительно не по-русски.
Анну Фёдоровну познакомили с Татьяной Лиозновой, и разведчица, майор в отставке, стала одним из важных консультантов будущей картины.
…Продолжение истории рождения шедевра отечественного кинематографа – знаменитой многосерийной картины, которой исполняется 50 лет на следующей неделе, – в «явочный» день – вторник.
Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрация автора