Год назад – 19 мая 2022 года – 100-летний юбилей Всесоюзной пионерской организации государство отметило весьма и весьма скромно. Следуя генеральной линии, в Забайкальском крае в 2023 году также скромно отметили и 100-летие забайкальской пионерии. Позволим себе нарушить подобную традицию и напомним читателям об ещё одном забытом юбилее, связанном со становлением детского движения в крае: 100-летием движения юнисов – юных исследователей.
Всегда готов
Это движение зародилось в крае немного раньше пионерского. Но удивительно, что отцом его стал один из родоначальников Всероссийской пионерской организации – наш земляк, известный скульптор и педагог Иннокентий Николаевич Жуков. И появилось это движение в крае в условиях полного вакуума в этом вопросе. Скаутское движение, которым и руководил И. Жуков, было запрещено (признано буржуазным) правительством Дальневосточной республики в 1921 году. После переезда в Москву в 1922 году И. Жуков принял деятельное участие в деле создания нового детского движения. Именно он предложил дать организации название «пионерская» и оставить несколько видоизменённый скаутский призыв: «Будь готов! – Всегда готов!» Скаутское движение в СССР в 1923 году было запрещено (в последствии тысячи скаутов и скаут-мастеров были репрессированы «за помощь международной буржуазии»).
Почему в условиях, когда пионерское движение набирало силу, Жуков у себя на родине предложил создать новое детское движение, для автора остаётся загадкой. Удивительно, что это движение состоялось, и у него, как и всякого детского движения, появилось свои законы, знамя (синее полотнище с изображением созвездия Большая Медведица и путеводной Полярной звезды), форма и прочие атрибуты.
Своеобразным стал состав участников этого движения – дети Читинского детского дома (бывшего Мариинского приюта). Какие дети были здесь, в условиях охватившего страну голода и массового беспризорничества? Вспомните известную книгу Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» (1927) и одноимённый фильм (1967). Один из педагогов детского дома вспоминал: «Старый строй приюта был разрушен, новый же только начал создаваться. Внешняя палочная дисциплина исчезла, и дети быстро превратились в подобие дикой орды. Невозможный шум, беспорядочные разнузданные крики сотен детских глоток раздавались целыми днями, не прекращаясь иногда и ночью».
В этих условиях педагоги вспомнили о скаутах И.Н. Жукова и его замысле создания Забайкальского экспедиционного корпуса. Ещё в 1918 году Жуков предложил увлечь детей идеей пересечь Забайкалье и организовать его изучение (Жуков был учителем географии). Желающих участвовать в увлекательной экспедиции оказалось много. Но дядя Кеша, так называли дети И. Жукова, предложил учащимся программы испытаний.
Путешествие по Ингоде
Чтобы стать участником экспедиции, дети должны были сдать своеобразные зачёты на знание природы края, уметь развести костёр, готовить пищу и т.д. (экспедиция должна была строиться на полном самообслуживании). В результате дети стали больше заниматься, читать, посещать Читинский музей географического общества, интересоваться историей и природой края. Также было объявлено, что хулиганов и курильщиков в путешествие не возьмут, в результате дисциплина в учебных заведениях резко повысилась. Жуков много сделал, чтобы эта идея воплотилась в жизнь – создал коллектив единомышленников, искал источники финансирования, проводил тренировочные походы и экскурсии. Но началась Гражданская война… Рисковать жизнями детей Жуков не мог и вынужден был объявить о роспуске экспедиционного корпуса.
В начале 1923 года никакого детского движения в крае ещё не существовало. В этих условиях педагоги детского дома искали пути работы с трудными детьми, по чьим судьбам прокатилась война. Так они вспомнили о педагогических идеях Жукова и решили сделать старшим, наиболее трудным воспитанникам, заманчивое предложение – участвовать в летнем водном путешествии по Ингоде и Шилке до Сретенска. Педагоги смогли в короткое время увлечь ребят. По детскому дому были изданы приказы о целях экспедиции, комплектации состава, системы зачётов и т.д.
Самым главным был вопрос дисциплины. Первоначально она держалась на стремлении детей участвовать в экспедиции, так как после трёх предупреждений юнис выбывал из её состава. Впоследствии Л.Е. Бек вспоминала: «За всё время путешествия не было ни одного случая хулиганства, нарушения дисциплины, была исключительно дружеская атмосфера». Для юнисов была введена особая форма, значки, разработан краткий устав. В нём, в частности, говорилось: «Юные исследователи должны зорко и настойчиво смотреть в великую и таинственную книгу природы, разгадывать одну за другой её загадки и тайны. Юнисы должны выполнять свои обязанности честно, аккуратно, соблюдая порядок и чистоту». В процессе подготовки к экспедиции, её участники разделились по интересам на отряды – географов, историков, биологов, художников, овладевали навыками научно-исследовательской работы в полевых условиях.
Вперёд – за знаниями
Экспедиция состоялась летом 1923 года. По своему составу, времени проведения, протяжённости она была впечатляющей. В районе с. Татаурово на Ингоде были построены сплавные средства – баркас и три лодки. Видимо, на поезде участники экспедиции добрались до станции Кука, а далее пешком, по пути посетив минеральный источник Кука. Участие в экспедиции приняли 32 воспитанника детского дома. Для юнисов пошили специальную форму, напоминающую скаутскую. Экспедиция была довольно хорошо оснащена: небольшая библиотечка – учебники, справочники и другая литература, геологический инвентарь, микроскоп, набор химикатов и т.д. Многое из снаряжения было изготовлено при участии детей – походные костюмы и сумки, папки, сачки, прессы для сушки растений. К тому же экспедиция была на полном самообслуживании. Ребята сами готовили пищу, стирали одежду.
Но главным в экспедиции было не созерцание природы и отдых, а исследовательская работа. Педагоги не стремились преподнести знания в готовом виде. Во время экскурсий, наблюдений давали детям пищу для размышлений, побуждали их думать, тем самым прививая навыки исследовательской работы. Каждый юнис работал над определённой темой. Например, способы самозащиты животных, геологическое строение и растительность долины Ингоды, Шилки и т.д. Юнисы побывали в селе Маккавеево, где в годы Гражданской войны проводились казни красноармейцев и партизан. Л. Бек вспоминала: «Туда пошли все отряды вместе, чтобы послушать местных жителей. Хозяин дома, где пленные подвергались пыткам, провёл нас в баню. Там были вбиты крючья, на которых подвешивали пленных, на стенах были большие пятна крови. Все были потрясены увиденным и услышанным». Помимо этого, они побывали на Апрелковских золотых приисках, ознакомились с историко-культурными достопримечательностями Нерчинска, осмотрели Шивкинские столбы (скалы у села Шивки), раскапывали древние захоронения у села Мирсаново. В экспедиции родился лозунг: «Вперёд за знаниями для себя и других!»
С небольшими докладами, сообщениями по результатам своей работы ребята выступали в Нерчинске на уездных учительских курсах, в Шиванде и Сретенске, а по возвращении и в Чите организовали выставки собранного материала: минералов, растений, фотографий и т.д. За 2,5 месяца, проведённые в экспедиции, ребята получили не меньше знаний, чем за предыдущий учебный год и оправдали звание юных исследователей.
Экспедиция мечты
Кто же были педагоги, принявшие участие в организации и проведении экспедиции? Среди них: П.И. Налетов – выпускник Читинской учительской семинарии, в будущем доктор геолого-минералогических наук, Е.И. Жукова – дочь И.Н. Жукова, Л.Е. Бек – дочь известных забайкальских исследователей и краеведов Е.В. и А.Н. Бек, племянница И.Н. Жукова, а также В.Н. Фалилеев, А. Чиж, Е. Халфина. Возглавил экспедицию М.И. Союзов – заядлый путешественник и фотограф, член Забайкальского отдела Русского географического общества, зав. отделом географии Читинского краеведческого музея.
Как видно, в движении юнисов на практике были реализованы идеи И.Н. Жукова, разработанные ещё в 1918 году. Каково было будущее этого движения? В марте 1923 года в Чите появилась пионерская организация. В 1924 году был создан первый летний пионерский лагерь, в котором были и младшие воспитанники детского дома. Старшие же, именовавшие себя по-прежнему юнисами, продолжили свой маршрут от Сретенска по Шилке и Амуру до Благовещенска. Но наступила эпоха пионерской организации, и судьба юнисов, как и скаутов, была предрешена.
Представляется, что И.Н. Жуков, находясь в Москве, был прекрасно осведомлён о подготовке, проведении и итогах экспедиции, поскольку участие в ней принимали его дочь и племянница. Вероятно, он рассматривал и фотографии М.И. Союзова, иллюстрирующие детскую экспедицию, которая оказалась воплощением его мечты. Тем более удивительно, что он ничего не написал, даже не упомянул о ней в своих публикациях.
Движение первых
В последующем история юнисов никак не вписывалась в историю детского движения в стране, и о них, как и о скаутах, предпочитали не вспоминать. Так яркая страница детского движения в Забайкалье оказалась преданной забвению. Затем история повторилась. С начала 1990-х годов забвению постарались предать и пионерское движение, а в целом детское движение лишилось государственной поддержки.
По мнению автора, с точки зрения развития детского краеведения, детско-юношеского туризма, в крае до сих пор нет ничего соизмеримого с организацией детской экспедиции юнисов. В этом плане пример юнисов может служить своеобразной путевой звездой и для современных организаторов детского движения.
В год 100-летия пионерии (не обозначая этот юбилей) наше государство всё же объявило о создании новой массовой детской организации, которая первоначально получила непонятное и ничего не говорящее название «Большая перемена», а затем «Движение первых». Хочется пожелать успехов движению «первачей». Наша же цель была напомнить о славных делах наших предшественников. А вообще, детское движение держалось и держится на подвижниках.
Александр Константинов,
председатель Забайкальского регионального отделения Русского географического общества, доктор исторических наук,
фото предоставлено автором