Идеален! Почти…

Настало время, друзья мои, ответить на самый задаваемый мне среди дачников вопрос: «Какой мотоблок купить?» С «высоты» вспаханных огородов, а их у меня было за последние шесть лет почти тысяча, я могу с точки зрения опытного пахаря порекомендовать, посоветовать и подсказать.

Убогий и надёжный

Сейчас на дачных участках ржавеют под летними навесами несчастные культиваторы марки «Крот», самой что ни на есть убогой конструкции. Если бы вы знали, сколько раз меня просили починить, купить или просто глянуть на запчасти. «Крот» хорош, пока новый, но только для грядок. Им надо пахать возле парикмахерской, так как он дюже до чистоты требовательный. Рёву и шуму – на весь кооператив, а толку – ноль. Ни один хозяин, пытавшийся реанимировать эту технику, не помянул его добрым словом. Мол, никогда не работал, и всё тут.

На другой чаше этих весов маячат австрийские «Викинги» и «Нева» с мотором от «Ямахи». Что касается первых, то их, пожалуй, можно охарактеризовать простым предложением: «Умопомрачительная надёжность по заоблачной цене». С сухим фильтром и внешней хрупкостью у австрийца бьётся неубиваемый мотор. Каких только нагрузок я не давал этому «зелёному кузнечику». Он прошёл сотни огородов с такой почвой, что её впору не культиватором пахать, а порохом рвать. И он выдержал. Наверное, поэтому марка сия стоит очень дорого. Самый простой «Викинг» имеет цену под пятьдесят тысяч рублей. Если вы желаете промышленных мощностей, то стоит посмотреть на ямаховскую «Неву» стоимостью сто пятьдесят тысяч рублей. Этот монстр способен пахать такие почвы, на которых никогда ничего не садили. У меня есть подозрение, что этим устройством можно вскрывать асфальт. Всё упирается в сто пятьдесят тысяч рублей. Что же остаётся среднестатистическому дачнику на его законных шести сотках? А остаётся золотая середина, пришедшая к нам из Поднебесной и собранная русскими умельцами. Вот о ней как раз и пойдёт речь.

Дурачество по-русски

Я безумно люблю свою Родину, но с прискорбием готов заявить, что в нашей стране мотоблоки из готовых деталей не могут даже нормально собрать. Эта беда коснулась самой продаваемой марки мотоблоков «Энергопром». За тридцать тысяч вы можете стать счастливым обладателем сего аппарата с китайским двигателем российского розлива. После покупки придётся протягивать все болты, заводить заново тяговые тросы, переделывать рукояти газа, поскольку они с какого-то перепугу «закусывают» сами себя и через десять часов работы заклинивают. Врёт датчик уровня масла, вследствие чего мотоблок автоматически глохнет, а приводные ремни российского производства начинают крошиться и трескаться за две недели. Преодолев все эти проблемы, вы получаете весьма неплохой агрегат. Я рад возможности говорить, что хочу, поэтому пробежимся по аппарату изнутри и снаружи.

Двигатель

На одном из наших мотоблоков марки «Энергопром» двигатель работает как часы вот уже пять лет, и это после нескольких сотен огородов и колоссальной нагрузки в виде ежедневной десятичасовой работы на протяжении месяца в солнечную погоду и дожди. Второй мотоблок с таким же двигателем протянул всего год по вине пахаря.

Уничтоженный масляный фильтр горстями пропускал песок и пыль в камеру сгорания, отчего поршень сам себя разрушил. Купили новый двигатель, которого хватило на сто огородов. Начались сбои в работе, которые автомобилисты назвали бы «троением». И вот теперь в моём распоряжении очередной новенький мотоблок с таким же двигателем, только уже не с масляным фильтром, а с поролоновым. Плюсы – не надо менять масло, можно наклонять аппарат без риска течи. Минусы – это нововведение наверняка в дальнейшем получит свои последствия. В общем, запоров двигатель любым способом, вы без труда купите новый. Стоит он от восьми до десяти тысяч рублей.

Фрезы

Сразу скажу, что как у «гусиных лапок», так и у «сабель» есть свои преимущества и недостатки. «Гусиные лапки» придётся докупать отдельно, поскольку они считаются не штатными и ими не комплектуется ни один вид мотоблоков. Стоят они примерно четыре тысячи рублей. «Сабли» всегда идут в наборе, они способны мелко крошить землю, но только на грядках или другой мягкой земле. Бороться с травой или, тем более, с целиной они абсолютно не в состоянии. Режущая поверхность, тем не менее, имеет такое пятно контакта, что мотоблок будет прыгать, не в силах углубиться в твёрдую землю. Я испахал до основания три комплекта «сабель», и уж поверьте, знаю, о чём говорю. «Гусиные лапки» дают более крупную фракцию почвы после вспашки, но при этом очень неплохо справляются с заросшими участками. Большой плюс в том, что на таких фрезах проще управлять мотоблоком. Большой минус, что не все «гусиные лапки» подойдут к вашему мотоблоку, поскольку валы и расстояние до крыльев у всех моделей разные, а фрезы продаются всегда стандартными.

Трансмиссия

У мотоблоков «Энергопром» есть два вида трансмиссии и способа передачи крутящего момента. По крайней мере, я сталкивался только с этими двумя вариациями.

Итак, ременная передача обеспечивается двумя ремнями, которые очень любят слетать, наскакивать один на другой или рваться. Если слетел, не страшно, так как надевается он за пять секунд. Если наскочил, то страшно, так как мотоблок становится неуправляемым и может впечатать вас в забор при движении задним ходом, что было со мной не раз. Ну, а если порвался, тут уж ничего не поделаешь. Русские рвутся, китайские рвутся, японские не рвутся, но стоят довольно дорого. При установке нового мотора нужно очень точно выставлять оси вращения, чтобы ремни двигались только в одной плоскости.

Второй тип передачи – редукторный. Я первый раз с ним столкнулся и уже ощутил все плюсы и минусы. Нет потери коэффициента полезного действия, так как двигатель отдаёт фрезам весь крутящий момент. Нет ремней, которые обладают вышеперечисленными проблемами. Стоит такой мотоблок ненамного дороже обычных, но выглядит более компактным, нежели архаичный собрат с ремнями. Минуса два. Довольно громко работает редуктор, что добавляет к рёву двигателя свою порцию какофонии. Также очень жёстко включаются передачи, особенно задняя. Поскольку коробка передач примитивная и в ней нет синхронизаторов, то каждое включение скорости сопровождается либо пинком мотоблока, либо скрежетом шестерней. Такой скрежет вам знаком, если вы имели дело с советскими УАЗами и ЗИЛами. Я не знаю, как долго проживут шестерни при такой эксплуатации, но семьдесят огородов они уже выдержали.

Элементы управления

Отвратительно выполнены и закреплены рычаги, тросы и электрика. Хуже некуда. Руки инженера точно росли не из нужного места. Тросы заведены максимально неудобно, с жёсткой подачей, которая гарантирует обрыв. Регулировка газа то слева, то справа. Крышки бензобаков на последних моделях вообще не держат. Бензин льётся при малейшей качке. Вы можете купить дорогущий мотоблок, который после первых минут работы умоется собственным топливом. Выхлопная система кошмарная. Газы бьют на некоторых моделях прямо в лицо пахарю, при этом напротив газовой трубы на одном из моих мотоблоков был протянут трос газа. Со временем он сплавился и засох, а потом лопнул. Достать луну с неба проще, чем купить новый трос для мотоблока «Энергопром».

При этом для чего-то было сделано две заливных горловины для моторного масла, имеющие паршивые прокладки, из-под которых это масло выдавливает. Сапун находится или сверху, или сбоку, хотя он должен быть только сверху. Если он сбоку, то весь аппарат будет испачкан маслом и пылью. Воздушный фильтр – это вообще катастрофа. Чей воспалённый мозг придумал сделать забор воздуха снизу? Если вы не поняли, то внизу работает фреза, из-под которой летит пыль в огромных количествах. Вот рядом с этой пылью и установили забор воздуха для двигателя. Карбюратор очень неплохой, несмотря на простоту конструкции, а вот рычаги ужасны. Представьте себе рычаги тормоза на велосипеде или мотоцикле. Они просты, проверены и надёжны. На мотоблоках «Энергопром» делают такие диковинные рычаги, что впору за голову хвататься. Десятки трущихся деталей, которые снимают друг с друга стружку и клинят.

Для примера: абсолютно новый мотоблок за неделю лишился ручки сцепления, так как она сама себя стёрла. Проводка болтается громадной петлёй на опасной близости к фрезам. Для чего-то были сделаны целых два тумблера обесточивания – один на руле, а другой на двигателе. Тот, который на двигателе, не используется никогда. На ранних версиях лопался поворотный винт, который крепит руль к корпусу. Всё это мелочи, но мы за эти мелочи платим деньги. Если есть мастерская, то всё это придётся исправлять, что я и делаю. Если нет под рукой инструментов, то увы, поломки и отказы в работе неизбежны.

Брать или не брать?

Итак, мы имеем более-менее надёжный мотоблок, который способен пройти тысячу огородов с незначительными поломками. Если у вас огород в тридцать соток, то мотоблок необходим, так как он и поле вспашет, и прорыхлит, и даже выкопает картофель. Но, как показала практика, у ста процентов дачников картошкой засеяно от одной до трёх соток земли. Купив мотоблок ради такого клочка огорода, вы просто получите максимум проблем и минимум пользы.

Антон ДОЦЕНКО,
фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)