«Мгновения» весны Победы. Часть 4

История многосерийного золотого киношедевра

Сегодня в «Телемании» продолжение истории рождения блистательного киношедевра режиссёра Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Напоминаю: весной 1971 года киногруппа отправилась на съёмки непосредственно к географическим местам событий романа и сценария Ю. Семёнова – в Германию, точней, в ГДР, город Берлин и окрестности.

Информация к размышлению. В целях экономии средств в киноэкспедиции отказались от костюмера фильма, да и стирать одежду было некому, поэтому для Штирлица взяли сотню новеньких белых рубашек, чтобы каждый день актёр мог начинать съёмку в безупречном виде.

Рейх из Средневековья

В первую очередь были отсняты сцены, происходящие возле виллы Штирлица, и стояла она в районе Панков – в северной части Берлина.

Затем кинематографисты взялись снимать внешний вид таких объектов «Рейха», как ресторан Zum groben Gottlieb и больница, где у радистки Кэтрин Кин появился на свет малыш. Кинообъекты, как выяснилось, оказались весьма любопытными в реальности. И вот в каком плане: ресторан, куда в первой серии «Мгновений» Штирлиц повёл обедать выпущенного из застенков гестапо под ответственность штандартенфюрера пастора Шлага Zum groben Gottlieb («У грубого Готлиба») снимался там же, в Берлине. В реальности заведение называлось Zur Letzten Instanz – «У последней инстанции». Интересно, что этот «Грубый Готлиб» – «Инстанция» является исторической достопримечательностью – возраст этого берлинского заведения… 402 года! Ресторан посещали в разное время такие известные люди, как Наполеон Бонапарт, Клара Цеткин, Вильгельм Раабе, Чарли Чаплин, Дмитрий Медведев и Владимир Путин.

Что же касается такого съёмочного объекта, как больница, где появляется на свет малыш радистки, то режиссёр Татьяна Лиознова выбрала для этого настоящую берлинскую университетскую клинику Charite. Именно в этом старейшем медицинском учреждении всей Европы – лечебница основана ещё в 1710 году – и прошли съёмки этой волнительной сцены с роковым для Кэт криком на русском: «Мама!»

В Берне и не только

Как известно, в «Мгновениях» действие происходит не только в Германии, но и в немалой степени в Швейцарии, её столице Берне, где происходили сепаратные переговоры между нацистами и американской разведкой А. Даллеса. Сюда приехал агент Штирлица профессор Плейшнер (Евгений Евстигнеев) и прогуливался по живописным улочкам со старинными домами под черепичными крышами и островерхим готическим собором с двумя колокольнями. Здесь же он нашёл свою судьбу на уютной Цветочной улице…

Информация к размышлению. Сцена с домом на Цветочной улице, из окна которого выбросился профессор, была снята позже, по возвращении группы в СССР, в Риге. Переход более успешного агента Штирлица пастора Шлага (Ростислав Плятт) через Альпы киношниками был осуществлён в Боржоми. Роль Альп успешно исполнили горы Кавказа.

Ну а вся «Швейцария» была снята в ГДР, на улицах города Мейсен (ныне – Майсен). Отснятое затем было так мастерски смонтировано с кадрами хроники Берна периода 1940-х, что даже коренные жители столицы Швейцарии впоследствии не могли распознать подделку, а в фильме появилась занятная собирательная цепочка сцен – Плейшнер за несколько часов до провала на явке идёт по Германии, далее проводит весело время, любуясь медвежатами, снятыми в зоопарке Тбилиси, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге. Монтаж в кино – дело великое и почти волшебное.

Съёмочная «горячка» и телогрейки

В апреле 1971 года съёмочная группа «Мгновений» вернулась в Москву. На студии им. Горького уже были подготовлены декорации: кабинет Мюллера, коридоры рейхсканцелярии, квартира Штирлица, палата больницы Кэт, квартира, где содержали радистку сотрудники гестапо и т.д. График съёмок был очень напряжённый, вплоть до полутра смен (12 часов в сутки). Одной из причин было то, что большинство актёров «Мгновений» снимались в других фильмах, были заняты в театрах. Кроме того, «давил» и такой норматив – режиссёр обычного художественного кинофильма должен был наработать за смену 30–50 полезных метров материала, режиссёр фильма телевизионного – все 90! А тут ещё и технику съёмочную на телефильм дали древнюю, поскольку некоторые административные работники кино определяли продукт для ТВ как более «легковесный». В связи с чем главному оператору «Мгновений» Петру Катаеву камеру для синхронных съёмок (та, что снимает изображение и сразу записывает звук) дали такую дребезжащую, что для звукоизоляции во время работы её приходилось накрывать… телогрейкой (иногда и тремя сразу). А всё от того, что «тонировка» (последующее переозвучивание актёрами в студии) в «Мгновениях» не предусматривалась.

О лице разведчика

Как известно, немалое количество сцен украшают крупные планы главного героя фильма – штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица – красивое, умное, задумчивое, мужественное лицо советского разведчика, размышляющего о событиях, действиях врагов, своих агентах, строящего планы своих ходов в игре с противником и т.д. Вячеслав Тихонов на протяжении всех кадров, сцен и дублей каждый раз поражал всю группу, включая саму Татьяну Лиознову, ликом своего задумчивого героя. Однажды режиссёр не выдержала и спросила: «Слава, как тебе удаётся такое?» Тихонов немного смутился: «Понимаешь, когда я хочу выразить особо пронзительную задумчивость, то вспоминаю… таблицу умножения».

Штирлиц за рулём

Не менее эффектной в «Мгновениях» стала целая галерея крупных планов-портретов серьёзного, размышляющего Штирлица за рулём своего «Мерседеса-Бенца W143». Снимались эти сцены в классической автомобильной декорации в павильоне. «Мерседес» каждый дубль раскачивал десяток человек из съёмочной группы, включая режиссёра. Качали всегда с шутками-прибаутками, иногда не совсем приличными. Тихонову стоило немалого труда сдерживать хохот. Актёр иногда не выдерживал, ругался, просил прекратить шутки и тут же начинал смеяться как сумасшедший… Теперь, уважаемые зрители-читатели, и вы знаете, что происходило на самом деле во время съёмок этих замечательных кадров-портретов.

Как младенца «пытали»

Теперь об одной из самых острых, драматических сцен «Мгновений» – «Ребёнок Кэт. Барбара и Рольф». Миллионы зрителей фильма переживали за малыша, безжалостно пытаемого эсэсовцами апрельским холодом. Кто же снялся в роли крохотного сынишки советской радистки? Оказалось актёрами были больше десяти разных детей! Малышей приходилось часто менять, поскольку снимать их по КЗОТу можно было не более двух часов в день, да ещё каждые 15 минут делались перерывы на кормление и пеленание. А ещё дети на протяжении всех съёмок умудрялись расти, причём заметно. И была ещё проблема – режиссёр была крайне озабочена тем, что ни один ребёнок не хотел плакать. Окно-то было открыто, но «пытки» холодом не получалось – эта часть декорации выходила в тот же павильон, и ни малейшего сквозняка не было, а было, наоборот, очень жарко от осветительных ламп. Все малыши сладко потягивались, млели, как котята, и улыбались в объектив. В конечном итоге звукооператор не выдержал, поехал в ближайший роддом, записал детский плач и затем подложил его во время монтажа картины.

Сомнения

«Благодаря» невероятно напряжённому рабочему графику, когда нередко съёмки велись и ночью в течение двух лет, и им казалось, не было видно ни конца, ни края, часть актёров и участников группы Лиозновой уже переставали верить в успех дела. «Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Думали, что в каком-нибудь Урюпинске где-то по четвёртой программе в «ящике» тягомотина эта бесконечная как-нибудь и проскочит», – позже вспоминал «Борман» – актёр Юрий Визбор. Но однажды, в ноябре 1972-го, всё закончилось. Впереди всех сомневающихся ждало такое!

Монтаж и провал

Татьяна Лиознова приступила к монтажу, и в феврале 1973 года картина была готова. Состоялся показ «Мгновений» заказчику – Госкомитету Совета министров СССР и… провалился. Больше всех возмутились чины из Министерства обороны: «Товарищ Лиознова, судя по вашему фильму, войну выиграли исключительно разведчики, так, что ли?» Возразить режиссёр ничего не смогла и дала слово исправить досадную ошибку. Татьяне Михайловне пришла на выручку хроника – несколько сот метров, отснятых военными операторами во время войны, грамотно поставленные в фильм и озвученные блистательным Ефимом Копеляном, круто изменили ситуацию, и «Мгновения» приобрели право идти к зрителям.

Триумф двойной на грани шока

Премьера многосерийной картины «Семнадцать мгновений весны» планировалась ко Дню Победы 9 Мая, но была отложена из-за визита генсека Л.И. Брежнева в ФРГ и состоялась 11 августа 1973 года. Успех «Мгновений» у зрителей стала оглушительным, шоковым, с полностью вымершими вечерами улицами городов, посёлков, деревень всего СССР, а затем и других стран. Уже с третьей серии на ТВ пошли мешками восторженные письма. Фурор был такой, что «Мгновениям» устроили «премьеру №2» всего через три месяца – фильм повторно вышел на телеэкраны к ноябрьским праздникам. А затем «Мгновения» стали великой легендой, одной из самых, пожалуй, культовых картин отечественного кинематографа, которой остаётся и через 50 золотых кинолет.

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)