Игры нашего детства

Сказал сыну: «Иди на улицу поиграй», так он вышел, сел на лавочку, достал телефон из кармана и стал играть… Знакомо? Несколько дней назад коллега поделился с нами подобным наблюдением за своим сыном, и мы стали дружно вспоминать, в какие игры играли в своём детстве.

В погожий день на улицу убегали с утра пораньше, и загнать нас домой могли лишь комары, которые уже поздним вечером пытались нами полакомиться.

Утром и днём играли на крыльце магазина, ожидая привоза свежего хлеба и молока. Здесь предпочтения отдавались менее подвижным играм (надо же очередь не проворонить!). «Краски» («Светофор»), «Колечко», «Испорченный телефон». Помните? Давайте поиграем в…

«Краски»

Определяется площадка для игры. Выбирается ведущий, который занимает место в середине площадки. Он поворачивается к игрокам спиной и называет цвет. Игроки ищут, есть ли этот цвет на них (в предметах одежды, обуви, заколках, игрушках, чаще всего «считается» даже цвет глаз и волос). Если цвет успешно найден, нужно, держась за вещь, на которой обнаружили нужный цвет, перейти на другую сторону.

Если же заданного цвета не оказалось, надо перебежать на другую сторону площадки. Задача ведущего перехватить «бесцветного» и осалить. Если ведущий задержал горе-перебежчика, то тот становится новым ведущим. А ещё можно схитрить и попросить помощи у друга: если у него две вещи нужного цвета, поменяться на время. Самым смешным обменом у нас были носки – гордо так переходишь на другую сторону в одном синем и в одном жёлтом носке.

«Колечко»

Присказку «колечко-колечко, выйди на крылечко» наверняка много кто помнит, но уже не все понимают, откуда она пошла. «Колечком» в игре может служить любой мелкий предмет, главное, чтобы он без труда помещался в руку.

Игроки садятся в один ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий по очереди подходит к каждому участнику, приговаривая: «Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю», и делает вид, что собирается передать колечко. Задача водящего – отдать предмет так, чтобы другие участники не поняли, кто именно стал его обладателем. В свою очередь, игрок, который получил колечко, должен сделать вид, что ничего не произошло.

Когда водящий подошёл к каждому из игроков, он отходит на несколько шагов со словами: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». В этот момент игрок, получивший кольцо, должен очень быстро подбежать к водящему, а остальным нужно удержать его. Если миссия человека с кольцом выполнена, он становится водящим.

«Испорченный телефон»

Играть в эту игру лучше компанией от 5 человек. Чем больше человек в цепочке, тем веселее и непредсказумее получается результат. Все игроки садятся в ряд на скамейку или бревно так, чтобы удобно было шептать на ушко друг другу. Это игра, развивающая внимательность, слух и чувство юмора.

Ведущий загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передаёт слово шёпотом третьему, и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Обычно это сильно отличается от слова, загаданного ведущим, и вызывает всеобщее веселье.

Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются» по скамейке. Бывший ведущий садится на место первого игрока.

Чтобы результат получился смешнее, игроки стараются говорить очень быстро и очень тихо. Для усложнения игры можно говорить не слово, а целую фразу.

При очень большой компании можно разделиться на две команды и устроить соревнование. В этом случае ведущий шепчет одинаковое слово каждой команде. Побеждает та команда, у которой результат получился наиболее похожим на заданное слово.

«Роза, мимоза, мак, табак…»

Чтобы играть в эту игру, нужны были скакалка и не больше семи игроков. Как вы понимаете, это была игра для девочек, хотя находились и среди мальчиков умельцы прыгать через скакалку.

Каждый игрок выбирал себе кодовое слово из считалки «Роза, мимоза, мак, табак, Алка, фиалка, виноград». Другой же считалкой выбирался начинающий. Прыгая через скакалку, кто-то один проговаривал считалку. На каком слове допускалась ошибка (выпадала скакалка, запутывалась в ногах), с тем кодовым словом игрок и продолжал игру. Чем искусней был игрок в обращении со скакалкой, тем дольше приходилось ждать своей очереди. Думаю, эта игра была придумала теми, у кого не было скакалки, а попрыгать очень хотелось.

А когда помощь по дому больше не требовалась, мы отправлялись на игровую площадку. Вот там разворачивалось основное игровое действо. В ход шли мячи, биты, скакалки и резиночки…

«Жги его, жги!..»

Королева уличных игр – лапта. Мы как-то уже делились своими воспоминаниями об этой игре. Играли семьями, улицами, играли с азартом… Иногда игру начинали дети, а после подтягивались и родители. Тогда младших отправляли в «группу поддержки и болельщиков», а взрослые показывали «мастер-класс». Биты зачастую были изготовлены заранее, вытачивалась под руку игрока, ими дорожили.

Вы играли? Поделитесь своими воспоминаниями! А может, даже есть фото игры? Кстати, во дворах читинских школ в последние месяцы учебного года были замечены азартные юные «лаптёжники». Ура учителям физкультуры!

А кто играл в «Штандер-стоп»?

Про эту игру нам рассказал Николай Епишкин. Он как раз зашёл в гости в редакцию (гостинцы принёс – дикий лук). Нечасто, но и в моём детстве эта игра присутствовала, только слово «штандер» мы не использовали.

Как играть? Участвует от трёх человек. Водящий, выбранный считалочкой, становится в центр круга, образованного другими игроками. Остальные участники стоят от ведущего примерно в 1–2 шагах.

Водящий подкидывает мяч вверх, называя имя любого игрока, тот должен поймать мяч. Если у него получилось, он становится новым водящим, если же нет, то все игроки должны разбежаться в разные стороны.

Когда ведущий крикнет «Штандер!» или «Стоп!», остальные игроки должны замереть в одном положении, а водящий, вернувшись в центр круга, должен попасть мячом в другого игрока. Если ему это удалось, тот, в кого попал мяч, становится новым ведущим.

Мы играли в другой вариант игры: когда все игроки замирали, ведущий выбирал одного участника и угадывал, на расстоянии скольких шагов от него этот игрок находится, а потом, сделав эти шаги, пытался дотянуться до этого игрока.

«Выжигание»

Две команды. Игровой круг диаметром 5–6 м. Игроки одной команды находятся в центре площадки, а другая команда занимает позицию за пределами очерченного круга. Задача – выбить из круга мячом игроков команды противника. А задача тех, кто в круге, «остаться в живых». Можно прыгать, ложиться, извиваться, но не дать себя коснуться мячом. Даже касание чирком засчитывается, и игрок выбывает.

Игра продолжается, пока круг не покинет последний участник. Затем происходит перемена мест дислокации, и игра… начинается снова!

В эту игру, как и в лапту, мы играли, пока был виден мяч, и уже слышался зов чьей-нибудь мамы: «Домой!»

* * *

«Море волнуется раз…», классики, пионербол, «Цепи кованные»… Игра с мячом «Я знаю 5 имён…». Кстати, замечательная игра на сообразительность, эрудицию и координацию движений. Надо не только бросить мяч об стену, но и поймать его, одновременно называя пять имён девочек, мальчиков, названий городов и т.д. В ход идёт всё, что фантазии угодно, – реки, озёра, предметы одежды, блюда. И ведь чем больше человек играет в эту игру, тем интереснее и тем сложнее, ведь повторяться нельзя.

Можно долго жаловаться на то, что современная молодёжь уже не та, а с детских площадок пропали игры, в которые мы могли играть часами. А можно просто рассказать детям правила игры и наблюдать за тем, как весело они проводят лето. И надеюсь, что хоть немного, но я в этом помогла.

Наталья Колпакова,
фото interesnyefakty.org и school592.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)