Сегодня мы продолжаем разговор о путешествиях в пространственно-временном континууме, а также об одном из самых ожидаемых проектов российских кинематографистов, премьера которого состоится 15 июня на всех киноплощадках страны.
Секретные эксперименты СССР
Перемещения в темпоральном поле в прошлое и будущее… В СССР ещё в 1950-х годах, видимо, тоже проводились эксперименты, подобные упомянутым американским проектам. Однако, в отличие от США, наши военные и учёные свели утечку информации, доступной гражданскому населению, почти к нулю. Известно лишь, что, по некоторым данным, одна из баз, применявших мощные генераторы высокочастотного электромагнитного излучения для создания «невидимости» военной техники на радарах противника, находилась где-то в Казахстане. Советские исследователи столкнулись с побочным эффектом, аналогичным тому, что сопровождал эксперимент в филадельфийской бухте в августе 1943 года. По словам редких свидетелей (в основном – местных чабанов), в начале 1990-х годов где-то в районе Аральского озера были не раз замечены «призраки» офицеров и солдат в форме советской армии 1950-х годов. Наблюдались и фантомы странных устройств с антеннами в виде больших чаш или грабель. Устройства были прикреплены к платформам, установленным на таких же призрачных армейских грузовиках, или были прицепными. Видения через 10–15 минут бесследно растворялись в воздухе в виде бело-зеленоватой и сильной вспышки света…
Энергия, звёзды, зеркала
Известный советский астроном и астрофизик Николай Александрович Козырев ещё в конце 1940-х годов выдвинул теорию, которая, если кратко, говорила о том, что время порождает энергию во Вселенной. К примеру, сегодня у нашего Солнца не хватает сил самостоятельно поддерживать термоядерную реакцию внутри себя, и оно давно бы уже потухло, причём задолго до появления жизни на Земле, но продолжает бурно светить. То же касается и всех звёзд. Энергию, согласно теории Козырева, светилам поставляет Время.
Основываясь на ряде выводов Козырева, другой учёный из Новосибирска, доктор медицины и биофизик Влаиль Петрович Казначеев, выдвинул свою теорию, согласно которой свойства времени возможно использовать для… связи (на тот момент, разумеется, пока в малых «экспериментальных» объёмах), применяя специальные металлические экраны-зеркала цилиндрической формы, ныне известные как зеркала Козырева. Посредством этих зеркал человек смог бы передавать информацию в виде мыслеобразов на любые расстояния, превышающие скорость света, то есть практически мгновенно!
В декабре 1990 года учёные из Новосибирска собрали систему таких устройств в посёлке Диксон и успешно передали информацию в родной город коллегам. Передали и приняли! Двусторонний обмен мыслеобразами от передающей системы к принимающей и назад совпадал с точностью до 96%.
Последовавший ряд экспериментов Казначеева в 1990-х (включая эксперимент с английскими коллегами в 1997-м) лишь подтвердил теорию Козырева-Казначеева. Но и в том, и другом случае был обнаружен побочный эффект: треть мыслеобразов принималась мгновенно, треть – с опозданием в 5–7 часов, а треть крайне загадочным образом принималась на несколько часов… раньше, что дало учёным предположить, что зеркала Козырева могли быть средством связи разных отрезков времени.
Ещё «связисты-операторы» во время экспериментов наблюдали весьма странные, порой пугающие изображения непонятных технологических устройств, сооружений и людей, явно не принадлежащих нашему времени. Кроме того, работать внутри зеркал было для экспериментаторов порой весьма затруднительно – мешало ощущение непонятной подавляющей тревоги…
Ныне повторить опыты академика Казначеева и его коллег не представляется возможным, поскольку та информация, что имеется в широком доступе, явно искажена (по крайней мере, её технические стороны), а та, что соответствовала действительности, закрыта.
Мы – в шестом измерении
Идею возможности перемещений во времени разрабатывал ещё Альберт Эйнштейн, трудясь над первоосновой современной физики – теорией относительности. Советский учёный итальянского происхождения, физик и авиаконструктор Роберт Бартини в середине 1960-х годов выдвинул теорию шестимерности нашей Вселенной, при этом три координаты – пространственные, а три другие – измерения времени, которое вовсе не является прямолинейным (движение от прошлого к будущему). По этой теории, настоящее, прошлое и будущее существуют одновременно (в кинематографе показаны подобные «случаи», где представители высокоразвитых инопланетных цивилизаций жили с такими «константами»: «Бойня №5», 1972; «Прибытие», 2016). Кроме того, согласно Бартини, у времени также есть «поперечные координаты», что свидетельствует о полной гармонии Вселенной, и по ним, имея соответствующие технологии, возможно перемещаться.
Машина времени возможна!
Возможность создания машины времени обосновал в 1988 году профессор Калифорнийского технологического института Кип Торн, который, кстати, являлся главным консультантом известного научно-фантастического фильма К. Нолана «Интерстеллар» (2014). В его сюжете немало места уделено загадочным свойствам и эффектам пространственно-временного континуума.
С несколькими прототипами опытных устройств, включая зеркала Козырева-Казначеева, только на «проверенной» базе мощных электромагнитных излучений, не так давно успешно экспериментировал инженер-физик Вадим Чернобров, к сожалению, безвременно ушедший из жизни в 2017 году.
«Сквозь время»
Пока военные, учёные и энтузиасты пытаются всеми мыслимыми на сегодняшний день технологическими способами пронзить время, кинематографисты, взяв на вооружение фантазию, делают это запросто и давным-давно. Чаще – при помощи разнообразных машин времени, реже – используя тайники возможностей сознания человека, сил природы или «элементарно» забрасывая своих персонажей в различные времена.
…15 июня мы сможем убедиться в очередной попытке (на этот раз первой, достаточно серьёзной в современном российском кинематографе) «разобраться» с отечественными экспериментами с пространством и «прекрасным далёко» и опасными последствиями оных в картине «Сквозь время». Автор её – уже поднаторевший в фантастике режиссёр Александр Богуславский («За гранью реальности», 2017; «Эбигейл» 2019).
Коротко о сюжете… 2036 год. Изобретатель Итан Блэйк (актёр Виктор Добронравов) со своим братом Джейкобом (Егор Корешков) совершают тестовый кругосветный полёт на сверхскоростном беспилотном пассажирском самолёте, работающем на новейшем источнике энергии. Но беспилотник вынужден совершить экстренную посадку на острове, не отмеченном на картах. Исследуя остров, герои попадают в зону аномалий, где сталкиваются с загадочными туманами, отображающими события, которые происходили здесь в прошлом, а также события, которые ещё произойдут…
Итан встречает девушку Тину Морозову (актриса Соня Присс), одну из участниц проекта «ТАУ», проводившегося на острове учёными СССР в 1986 году. Итан хочет выяснить, как выбраться из окружённой аномалиями зоны, где сбоит аппаратура, но вскоре обнаруживает, что Тина – из прошлого, и она бесследно исчезла в том самом прошлом много лет назад.
Далее он становится свидетелем ужасного будущего, где идёт глобальная война, и постепенно приходит к догадке, что прошлые, настоящие и грядущие события на острове связаны. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу в будущем, он должен выяснить правду о проекте «ТАУ» и таинственном исчезновении Тины…
Несколько фактов о создании фильма
Работа над проектом началась ещё в 2017 году. Первоначальное название – «Неведомое».
Для съёмок были возведены две масштабные декорации. Натурная декорация научного городка на острове занимала площадь более 50 тыс. кв. метров. Декорация подземного бункера с ТАУ-двигателем площадью более 2 тыс. кв. метров была построена в съёмочном павильоне.
В декорациях городка проекта «ТАУ» художники использовали советскую эстетику.
Дизайн футуристического самолёта, работающего на новом источнике энергии, навеян реальными инженерными концептами самолётов с обратной стреловидностью крыла.
Сергей Балахнин,
иллюстрация автора