Обществу «Золото Дельмачик» порода досталась крепкая. Метр за метром, день за днём приходится вгрызаться в скалы, круша и подтачивая монолитный фундамент природы. Сотни рабочих, словно неутомимые муравьи, формируют золотой запас страны. И скалы не могут устоять, потому что люди в «Дельмачике» – порода такая же крепкая.
Водитель – это состояние души
Огромная машина, натужно рыча, ползёт от карьера к месту дробления. Семьдесят тонн: управление такой махиной – не шутка, но от количества перевезённой руды зависит конечный результат работы в ООО «Золото Дельмачик», поэтому к данному участку всегда повышенное внимание.
Первые новые карьерные самосвалы HOWO Sinatruk большой грузоподъёмности поступили на производственный участок в 2020 году. Сейчас в работе 11 единиц этой техники, и естественно, что управляют ими самые подготовленные и профессиональные водители. В карьере каждое движение на вес золота: с одной стороны – отвесная стена, а с другой – пропасть. И нужно не просто ювелирно развернуться, спятиться и встать под погрузку, нужно работать, выдавать план, чтобы заработать хорошую копейку для семьи. Иван Карпов – один из таких асов.
Иван Николаевич родился и вырос в Шилке, в семье железнодорожников. До самой пенсии его отец работал машинистом. В депо спроси любого – каждый знал Николая Карпова, и слова плохого в его адрес никто не скажет. Трудяга, старой закалки был машинист. Средний брат до сих пор, пристально вглядываясь в огни семафора, управляет железной громадиной. По этому же пути пошёл и Иван. Образование получил в железнодорожном училище и хотя быстро понял, что не его это работа, уволиться по молодости не решился – не хотел расстраивать отца. Но и дольше, чем того требует льготный стаж, оставаться на нелюбимой работе не пожелал. Ушёл достойно.
Новая жизнь потребовала новых знаний. Без труда отучившись в профессиональном училище на водителя большегрузных машин, Иван отправился на заработки. Колесил по заснеженным дорогам Якутии, бывало – замерзал, но всегда спасал себя сам – ремонтировал своего железного коня и ехал дальше. «По-другому там и нельзя, – смущается мой собеседник. – Там то тайга на сотни километров, то стылая пустошь. Связи не было, удача, если поедет попутная машина, но взаимопомощь и взаимовыручка всегда стояли на первом месте. Случись поломка в пути, тебе последнюю запчасть отдадут, лишь бы доехал. В основном же только на себя надежда. Хочешь – не хочешь, а каждый механизм у машины изучишь, по гулу мотора определишь, где поломка намечается».
В «Дельмачике» оказалось лучше
Около десяти лет колесил Иван Николаевич по рудникам и приискам. Вахты случались и на месяц, бывало больше, а жизнь-то проходит! На семейном совете решили, что надо искать работу поближе к дому, чтобы больше времени с семьёй проводить. Компания «Золото Дельмачик» оказалась идеальным вариантом. Полчаса – и добрался до вахтового посёлка, отработал вахту, сдал смену, а жена уже ужин готовит, чтобы горяченьким покормить своего добытчика. С пылу с жару подаёт на стол еду – не успевает она остыть, пока муж до дома добирается.
Ждёт домой отца с работы и сын. Димке уже 16 скоро исполнится. «Не успеешь глазом моргнуть, как учиться поедет», – говорит отец. Потому и держится за работу, что сына надо крепко на ноги поставить.
Отработав первые вахты, Иван Николаевич привёл в компанию друга. С Владимиром Шуваловым его связывает давняя и крепкая мужская дружба, сродни уже кровному братству. «Мы с ним всегда вместе, – говорит водитель большегруза, – и по вахтам ездили, и сейчас на одной машине работаем. Ни я в нём, ни он во мне не сомневаемся. Если случится поломка, ремонтируем вместе, так быстрее получается. На линию быстрее выходим, ведь зарплата от плана зависит. Такого не бывает, что передаём друг другу неисправные машины, ничего не утаиваем, не дотягиваем до критической ситуации».
В компании Иван Николаевич на хорошем счету. Начальник автотранспортного участка Сергей Селин только положительно отзывается о своём работнике. «Побольше бы таких на участок! – говорит Сергей Владимирович. – Опытный и ответственный водитель, очень щепетильно к технике относится, потому ему первому и доверили первый Sinatruk».
Иван Николаевич своей тридцатитонной громадиной тоже доволен. «Машина ремонтоспособная, с запчастями особых проблем нет. Большинство узлов можем починить сами», – говорит, не отрываясь от дороги и похлопывая огромную «баранку», водитель.
Разглядывая окрестности с высоты почти двухэтажного дома, спрашиваю: «Не страшно? Не опасно?» «Привык, – отвечает. – Если есть опыт, чего бояться? Главное – не торопиться. На участке за дорогами хорошо смотрят: регулярно грейдируют, подсыпают, летом поливают, чтобы пыли было меньше. С техникой безопасности строго: после апрельского снегопада работу останавливали на несколько часов, потому что не успевали расчистить заносы, так валил снег».
Долго разговаривать у Ивана Николаевича времени нет. Процесс подвоза руды и вскрыши безостановочен, от этого зависит производительность дробильных комплексов, в целом – добыча золота. И конечно, зарплата.
«Нас всё в компании устраивает, – говорит водитель за себя и своего друга. – Всё стабильно: зарплата вовремя, отпуск по графику, если заболел – больничный оплачивается, да и в любой сложной ситуации руководство идёт навстречу и оказывает помощь. У меня так было, потому и говорю. И уходить никуда не собираюсь. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше».
Sinatruk с грохотом разгрузился и, покачиваясь на ухабах, двинулся в обратный путь.
До конца смены ещё далеко…
Передвижной магазин для работников компании
Работать вахтовым методом – испытание не из лёгких. Таковы реалии сегодняшнего дня, что на вахту едут и совсем молодые ребята, и мужчины, которые в графике «30 на 30» проработали всю свою сознательную жизнь. И всё больше в вахтовых посёлках становится женщин. Одни вахтовики научились собирать дорожную сумку в считаные минуты, при этом не забыв ничего, у новичков же, случается, не оказывается даже самого необходимого.
Вдалеке от цивилизации, в вахтовом посёлке, который затерялся в лесах, купить зубную пасту, бритвенные принадлежности или носки невозможно, а жить без этих, казалось бы, мелочей, очень некомфортно.
По просьбам работников в компании «Золото Дельмачик» решили эту проблему: договорились с индивидуальным предпринимателем Линой Чуевой из посёлка Первомайский о выездной торговле по определённому графику. И уже на протяжении нескольких месяцев автолавка привозит золотодобытчикам не только необходимые бытовые мелочи и средства гигиены, но и множество «вкусняшек», которыми иногда хочется побаловать себя вдали от дома.
«Это очень разумное решение, – говорит мастер участка по благоустройству и бытовому обслуживанию Лариса Поздеева. – С недавнего времени мужчинам не приходится заказывать нужные товары в посёлок, не надо ждать, когда привезут, надо лишь спланировать свои потребности на неделю и закупать всё в передвижном магазине. Ассортимент у Чуевых очень разнообразный, на любой вкус, так что проблемы у работников теперь нет. И, конечно, в продаже никакой «запрещёнки», за этим служба безопасности следит строго, да и сами предприниматели не станут рисковать своей репутацией».
Галина Балагурова,
фото автора