Фарково – исчезнувшая деревня

У каждого города, деревни, как и у каждого человека, своя биография, своя судьба, которая не всегда бывает благосклонна к ним. На территории Сретенского района, как и во многих других уголках нашей большой страны, есть навсегда исчезнувшие населённые пункты, которые после того, как их оставили жители, перестали существовать. Причины тому были разные, результат для всех этих деревень и сёл один – заросли бурьяна и заброшенные погосты. Старые документы, карты ещё сохраняют названия, а ведь за названиями этих поселений – память о людях, об их традициях, делах, промыслах и помыслах, о вероисповедании, о семейном укладе, быте и даже разговорной речи, присущей именно этому месту. Сохранить эту память – задача потомков. Зная и помня прошлое своей семьи, своего края, гораздо легче понять богатую, интересную и иногда противоречивую историю и нашей великой Родины.

С чего началось

23 мая, в канун двунадесятого праздника Вознесения Господня, с благословения высокопреосвященнейщего Димитрия, митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского, при поддержке главы сельского поселения «Молодовское» Надежды Балагуровой на погосте исчезнувшей деревни Фарково, что располагалась на левом берегу Шилки в 6 км ниже г. Сретенска, был установлен памятный крест. От лица потомков фарковских фамилий благодарю всех, кто принял в этом мероприятии своё участие!

Богатая история деревни была практически утрачена вместе с уходом из жизни её последних жителей. Пришлось потратить несколько лет на изучение архивных документов, проанализировать немногочисленные свидетельства потомков, чтобы появилось понимание, с чего началась, как развивалась и чем закончилась история этого поселения.

Активное освоение земель вниз по Шилке от города Нерчинска началось в конце XVII века. В фондах РГАДА сохранились документы Нерчинской приказной избы (органа местной государственной власти при городовых воеводах в XVI–XVIII веке), челобитные нерчинских служилых людей о выделении земель под пашню и выпас скота на территории современного Сретенского района.

Челобитная даурских нерчинских казаков Василия Петрова сына Птицына и Степана Федосиева сына Лихачева о даче им «пустой дикой земли для о(пы)ту хлебной пашни вниз по Шилке-реке с Нижно(го) Матакану до Ломов по обе стороны Шилки». Помёта от 20 марта 1684 г. об отводе земли.

Челобитная даурского нерчинского казака Андрея Ларионова об отведении ему «земли для опыту хлебной пашни вниз по Шилке-реке с Нижного Матакану до Ломов по обе стороны Шилки-реки в павал со служилыми людьми с Васильем Петровым да со Стефаном Федосиевым». Помёта от 24 марта 1684 г. об отводе земли.

Примерно в это время, с поселения в этих местах нерчинских служилых людей, начинается и история деревни Фарково.

Толобова заимка

У большинства наименований населённых пунктов существует несколько вариантов происхождения. Возможно, давались они от названия местности, рода занятий жителей, их имён или прозвищ, либо его унаследовали из языка местных народностей. В географическом описании Нерчинского уезда, составленном российским историографом немецкого происхождения Герхардом Фридрихом Миллером в 1735 году во время его исследовательской экспедиции по Забайкалью, у Фарково прописано и второе название: «К Сретенскому острогу относятся следующие деревни на Шилке: Фаркова, или Тоболова, на северном берегу, в 7 вёрстах от предыдущей».

Оба своих наименования деревня, по всей видимости, получила по фамилиям её основателей.

Первое, документально зафиксированное название – «Тоболова заимка» – относится к 1731 году. В Книге записей церковных сборов от 15 ноября 1731 года есть запись: «Того же числа дана венечная память священнику Леонтею венчать Тоболовой заимки служилого человека Фёдора Петрова сына Шадрина повторым браком на девице Евдокие Георгиевой дочери Кожевниковой. Пошлины архиерейские с отвозными пятнадцать алтын по указу взято».

Среди нерчинских служилых людей начала XVIII века встречается рядовой казак Фёдор Тобол. В Книге окладной жалованья служилым людям по Нерчинску за 1708 год прописано, что рядовой Фёдор Тобол служит с пашни, то есть поселился на одной из заимок в Нерчинском уезде, где ему выделена пашня как жалование за его службу. Можно предположить, что именно от этого служилого человека и пошло первое название деревни – Тоболова заимка.

Позднее, уже к 1734 году, за деревней закрепляется название Фарково, это видно по церковным документам того времени.

В выписках Нерчинского архива встречается фамилия Фарков. «Даурских всяких чинов людям, которые посланы с князем Павлом Гантимуровым за воровскими людьми, их сикмами: конные казаки, Гаврила Фарков…» Но нет никаких свидетельств, что именно он поселился деревне на жительство в первой половине XVIII века.

Ротация населения была делом обычным для того времени, тем более среди людей служилых. И кто именно из нерчинских казаков с такими фамилиями были первожителями Тоболово-Фарково, неизвестно.

Первожители – служилые люди

В конце XVIII века в одном из церковных документов деревня Фарково записана деревней Шадриных. Возможно, представители этой фамилии стали преобладать по количеству среди населения, либо Шадрины остались единственными из старожилов деревни. Как долго деревня носила это название, точно сказать нельзя, но что такое наименование было в её истории, установлено документально.

В XIX веке и теперь уже навсегда за деревней закрепляется название Фарково.

Все найденные документы и свидетельства дают основания утверждать, что деревня была основана как заимка нерчинскими служилыми людьми, казаками, определёнными на службу с пашни, возможно, в конце XVII или в самом начале XVIII века, где, по данным ревизии 1721 года, уже проживает большое семейство нерчинского служилого человека, казака конного строя Афанасия Петровича Шадрина.

Встречаемая мной ранее версия других исследователей об основании Фарково заводскими приписными крестьянами верна лишь отчасти. Казаки, основавшие это поселение в конце XVII века, во второй половине XVIII века были переведены сначала в разночинцы, а затем в приписные крестьяне. Первожители же Фарково – это нерчинские служилые люди, пешие и конные казаки. Как видно из различных документов, состав населения деревни не был однороден и постоянно менялся, но Шадрины, Декины, чуть позднее Пестеревы, Касьяновы, Перфильевы, Фёдоровы составляли основной его костяк, имели крепкие хозяйства, большие многодетные семьи.

Вообще надо отметить, что в Фарково жили неплохо в те далёкие времена. Обусловлено это было и удачным месторасположением деревни неподалёку от Сретенска, и трудолюбием её жителей. Кроме службы государевой, жители активно занимались земледелием, отвоёвывая у тайги пашни и сенокосы, промышляли охотой и рыболовством, сбором грибов и ягод, огородничеством, занимались заготовкой и продажей дров, в том числе и в Сретенск. Позднее, с развитием судоходства на Шилке, дровяники стояли по берегу деревни, и с проходящих судов дрова покупали для топки котлов.

В период с середины XVII до середины XIX века, будучи приписанным к нерчинским сереброплавильным заводам, население привлекалось на обязательную отработку, но, судя по всему, время на собственные дела оставалось. Экономическое положение жителей деревни было достаточно прочным. Это видно из описания хозяйств жителей в списке крестьян ведомства Сретенского острога (1780–1781 гг.), это же доказывает и дальнейший рост населения деревни, увеличение количества самостоятельных хозяйств. В полноценных семьях было по 6–12 детей, и рождаемость не снижалась до самой революции 1917 года. Если семья теряла кормильца, детей забирали родственники.

Переселение в Дауры

Казачья служба – это отдельная страница в истории деревни. В первой половине XVIII века нерчинские служилые люди, фарковские казаки, исправно несли свою службу. Привлекались они для охраны скота от угона на пограничных территориях, для сбора ясака, уплачиваемого обыкновенно натурой, главным образом пушниной, мягкой рухлядью (шкурами животных), которым облагалось коренное население.

К концу 40-х годов XVIII века казаки и дети казачьи, обосновавшиеся в деревне Фарково, не занятые на службе, были причислены к разряду разночинцев. Во второй половине XVIII века в Забайкалье начинается эпоха развития сереброплавильного производства.

С началом выплавки серебра на Шилкинском заводе население Фарково переводится в разряд приписных крестьян Нерчинского горного правления.

Заселение Нерчинского уезда связано непосредственно с деятельностью нерчинских заводов. Так называемое «переселение в Дауры» инициировалось и проводилось заводской администрацией. Сереброплавильное производство развивалось, строились новые заводы, требовались рабочие руки, новые земли и крестьяне, которые бы их обрабатывали, удовлетворяя растущие потребности края в продовольствии. Ко второй половине XVIII столетия начался период процветания нерчинских заводов. К ним было приписано почти всё крестьянское население Нерчинского уезда.

В 1758 году в Нерчинское воеводство было прислано 238 семейств из пермских соляных заводов на поселение. Переселенцы эти были размещены по Шилке в деревнях: Горбичанке – 19 семейств, Кулари – 41 сем., Чалбучи – 90 сем., Ломах – 21 сем., Лончаково – 8. И в Сретенском остроге – 69 семейств. Поселенцы эти были подчинены смотрителю, проживающему в Сретенском остроге…

Касьяновы появились в Фарково примерно в этот период. Возможно, они были в числе таких переселенцев. Но пока это только лишь версия.

Так, в несколько этапов, в разных формах, продолжительно по времени формировалось население Нерчинского уезда, так формировался и состав жителей деревни Фарково. По данным о количестве населения Сретенской волости на 1815 год, в Фарково проживает 51 человек, учёт в то время проводился только по душам мужского пола, женское население в переписи не участвовало.

Жизнь Отечеству

В середине XIX века вместе с реформами графа Муравьева-Амурского начинается новая эпоха в истории Забайкальского края, эпоха возрождения казачества, эпоха новых открытий, новых побед. В 1851 году 17 марта (29 марта по старому стилю) образовано Забайкальское казачье войско.

21 июня 1851 г. было утверждено положение об образовании из горнозаводских крестьян пешего сводного казачьего батальона для смены 15-го Сибирского линейного батальона, находившегося на охране нерчинских заводов.

Деревня Фарково была отнесена к расположению 12-го батальона третьей пешей бригады и представлена 104 казаками. Позднее она стала называться посёлком Фарковским Ломовского станичного правления и отнесена к третьему военному отделу «ЗКВ».

Уже в 1855 году фарковцы были среди 465 казаков сводного пешего полубатальона Забайкальского казачьего войска, сформированного из лучших стрелков и охотников и используемого для защиты восточных рубежей, а также обороне от англичан бухты Де Кастри.

Наши земляки приняли непосредственное участие и в амурских сплавах, в освоении восточных окраин Российской империи. Известна судьба Марка Осиповича Шадрина, жителя Фарково, принимавшего участие в событиях при бухте Де Кастри, впоследствии поселившегося на реке Уссури в посёлке Лончаковском.

Первая мировая

XX век – век великих событий, век страшных потрясений, век героизма и отваги. Во всех военных кампаниях начала двадцатого столетия, казаки-фарковцы принимали непосредственное участие. Китайский поход 1900 года, Русско-японская война 1905 года и, конечно, война 1914–1918 годов. Наши Касьяновы, Перфильевы, Шадрины, Пестеревы внесли свой вклад, свой труд и свои жизни в укрепление и оборону границ Российской империи, показывая чудеса доблести и героизма везде, куда бы их ни занесла военная судьба. Многие из них отмечены боевыми наградами.

Усилиями многих людей, краеведов, исследователей истории нашего края, истории забайкальского казачества постепенно восстанавливается память о героях-забайкальцах, отдавших свои жизни, потерявших своё здоровье, заслуживших награды, почёт и уважение на полях сражений во времена Российской империи. В период великой смуты многие из них были забыты, их заслуги и подвиги, их ратные дела были преданы забвению, а их имена под страхом смерти стёрты из людской памяти. Исправить эту величайшую несправедливость – задача потомков этого славного воинства!

Данные о количестве населения Фарково на начало XX века можно увидеть в Памятной книжке Забайкальской области «Списокъ населенныхъ мстъ Забайкальской области. 1914 год»: в посёлке Фарковском Ломовской станицы 422 души всего населения, 602 десятин пахоты, 1827 десятин сенокоса, 71 хозяйство.

Отгремела Первая мировая. Кто остался жив, вернулись в родное Забайкалье. Встречали фронтовиков здесь по-разному, да и возвращались они уже разделённые большевистскими агитаторами на два лагеря. Кто-то остался верен присяге, а кто-то уверовал в светлое будущее без богатых и бедных и поддержал установление новой власти. Для любой страны нет ничего страшнее, чем гражданская война. В братоубийственных войнах не бывает героев, не бывает победителей. Выпало это суровое испытание и нашим дедам-прадедам.

В 1919–20 годах из-за близкого расположения к Сретенску деревня часто оказывалась в эпицентре военных действий. По сводкам НКВД того времени, село Фарково почти на 100% поддержало атамана Семёнова.

Раскол

В 1920 году в Сретенском районе установилась советская власть. По результатам сельскохозяйственной переписи 1923 года, на Дальнем Востоке в селении Фарковское Нерчинского уезда Сретенской волости значилось 108 домохозяев и 336 десятин пашни в обработке, 20 домохозяев без земельных наделов. На сокращение возделываемой пашни, скорее всего, повлияла потеря трудоспособных мужчин посёлка на фронтах войн, а также уход в начале 20-х годов части работоспособного населения из Фарково в Китай. А увеличение общего числа домохозяйств, скорее всего, связано с началом добычи золота в этих местах.

Не все приняли новую власть. Служившие в армии атамана Семёнова или поселковой дружине ушли при отступлении с войсками на территорию Китая в Маньчжурию. Исход населения продолжился и позднее. В 1921 году, избегая призыва в Красную Армию, направляемые родственниками, в Китай уходят 10–12 человек молодёжи. Некоторые из них больше не вернулись. По различным причинам многие перебрались жить в Сретенск, кто-то уехал работать на Амурскую железную дорогу.

Затем был период коллективизации, когда всё принадлежавшее частным хозяйствам имущество обобществили. Появились несогласные с этим. Начались репрессии. Данных статистики на 1940 год по Фарково пока не встретилось, но, судя по количеству выселенных и осуждённых в 20–30-е годы, население деревни сократилось больше чем наполовину, и в основном за счёт коренных жителей-старожилов.

Документально известно о почти 250 жителях села, арестованных, высланных, вынужденных по тем или иным причинам покинуть Фарково, кто насильно, кто добровольно, но и те, и другие навсегда. В начальный период коллективизации многие домохозяева распродали всё имущество, скот и со своими семьями покинули деревню. Всё имущество оставшихся в Фарково зажиточных семейств в дальнейшем было забрано в колхоз безвозмездно, сами же хозяева, после непродолжительной работы в колхозе «Знамя труда» объявлены вредителями, выгнаны из колхоза, преданы различным мерам административного воздействия – выселение, лишение избирательных прав, ссылка за пределы Забайкальской области. Часть жителей подверглась уголовному преследованию.

Чем всё закончилось

В 1933 году появились первые жертвы расстрелов. В 1937–38 годах передел имущества был окончен, все те, кто мог на него претендовать, т.е. бывшие хозяева, были уничтожены. Кто воевал в период Гражданской войны на стороне Семёнова, кто в дальнейшем открыто участвовал в восстаниях против советской власти, были уничтожены в первую очередь. Затем пришёл черед их родственников, друзей и простых жителей непокорного села.

На этом суровые испытания не закончились. Началась Великая Отечественная война. Подвиги своих отцов и дедов повторили наши земляки на полях сражений, некоторые там остались навсегда, многие отмечены боевыми орденами и медалями. Среди фарковцев – участников войны были не только призванные из Сретенского района, но из мест, куда они были высланы семьями в период 20–30-х годов. Имена многих из них не увековечены в монументах на малой Родине. Это ещё предстоит сделать.

Хочется побольше узнать и о трудовых подвигах наших земляков. Необходимо описать и подвиг женщин-казачек, на чьих плечах держались все хозяйства и семьи во все суровые времена.

В советский период причиной ликвидации Фарково как административной единицы по официальной версии стала бесперспективность существования села на фоне укрупнения коллективных хозяйств. Все наделы, пашни и сенокосы отошли к Молодовску. В 50-е годы были ликвидированы все административные учреждения, а к 70-м годам село полностью перестало существовать.

В период Гражданской войны произошло деление сёл и посёлков Сретенского района на «красные» и «белые». Участь Фарково постигла многие населённые пункты, жители которых поддержали не ту сторону. Именно по этой причине было столько выселенных и репрессированных, жить и работать попросту стало некому.

* * *

Вот такая история открылась за безымянными могилками, за заброшенным погостом исчезнувшего казачьего посёлка. Непростая выпала судьба на долю жителей Фарково, никогда не жили они беззаботно. Только великий труд, житейская смекалка, упорство и мужество позволили им пройти с достоинством почти через три века российской истории. Потомкам фарковских фамилий есть чем гордиться, пусть установленный крест напоминает об этом и хранит память о наших великих предках.

Олег Шадрин, фото представлено автором
*Упомянутые в тексте документы собраны и систематизированы на краеведческом ресурсе «Предыстория» его участниками и исследователями истории нашего края.

2 Ответы на “Фарково – исчезнувшая деревня

  1. Мы тоже ищем,историю своего рода!Алексей Шадрин,внук Алексея Семёновича Шадрина1900 г.р,с.Фарково-г.Якеши КНР,1942г

    1. Регистрируйтесь на Предыстории, это, по моему мнению, самый информативный ресурс по истории Забайкальских фамилий. Там я веду тему о Фарково и ее жителях. Материалы по Алексею Семеновичу Шадрину есть в моем архиве, есть и его фотография, так же располагаю информацией о его брате, Артемии Семеновиче. Все материалы я передавал в Казахстан, потомкам Алексея Семеновича. Заходите на мою страницу, пишите я вам отвечу.
      https://predistoria.org/forums/index.php?topic=2267.0 . Либо возьмите мою почту в редакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)