О детстве золотом
После публикации Натальи Колпаковой «Игры нашего детства» я тоже решила написать о нашем детстве, о золотом детстве – таким оно вспоминается.
Ах, как хочется вернуться в наше детство, окунуться в него с головой! И поневоле строки получаются почти стихотворными…
Как быстро годы пролетели. Сижу, грущу я у окна, и детство раннее своё я вспоминаю, и за живое что-то трогает меня…
А вспоминается мне, как дружно мы классом жили. Зимой на санках с горки кувырком. На лыжах вылазки мы совершали. В снежки играли. Снежную крепость штурмом брали. Усталые плелись потом домой. Уроки быстро выполняли и по хозяйству успевали помогать. А вечером в кости (лодыжки) играли всей семьёй.
Весной в лапту играли и из круга выжигали, про классики не забывали и дружбою гордились мы всегда. Играли в прятки, догонялки.
А лето! О, счастливая пора! Ура! Ура! Ура! Нас речка Загдачейка встречала радостных, весёлых, озорных! Мы брызгались, купались и на песочке загорали, играли в «Третий лишний», про салки мы не забывали. Не забывали и про домашние дела, а то бы взбучка от родителей была…
Ну вот и осень наступила. Мы опять всем классом собрались, и снова игры, игры на переменках. Играли мы в «Колечко» и «Испорченный телефон», составляли предложения из слов на одну букву. То есть побеждал тот, кто составит самое длинное и складное предложение. Смекалистые и сообразительные быстро придумывали. Было интересно, смешно. Пример: «Правнук Петра Петровича Павлушка первым поехал пахать поле, поймал перепёлку, пошёл продавать, просил полтинник – подали пятак, попросил продавца подать пряник – подала печеньку. Понятно, приобиделся парнишка» и т.д.
А ещё продолжение слов на последнюю букву (игра в «Города»). Например, названия городов: Чита – Ангарск – Курск – Киев – Воронеж… Или названия рек: Унда – Ангара и т.д.
Подвижные игры на воздухе на уроках физкультуры или после уроков. Какое удовольствие – побегаешь, попрыгаешь. А как здорово было, когда с нами играли учителя, вожатые и родители.
Семьи были большие, поэтому даже в игровой форме делали домашнюю работу по хозяйству. Было интересно, азартно. Родители нас таким способом приучали к труду, к своевременной работе по хозяйству. Всё делали, чтобы мы в конце видели итоги своего труда. Так делали не только мои родители, но и родители всех моих одноклассников, друзей, мои соседи.
Родители помогали нам развиваться и в труде, и в играх. Праздно по улицам шляться не разрешали. Теперь часто вижу, как разодетые, с телефонами-смартфонами подростки бродят по улицам. Бросают пакеты, коробки из-под сладостей и напитков. Захламляют улицы села.
Мы посещали школу в перешитых платьях. И обувь вся изношенной была. Но мы учились и гордились. Я вспомнила всё это не зря! Мы не имели никаких гаджетов, зато в кино ходили всей гурьбой. Счастливыми октябрятами мы были, а в пионерах галстуки носили и у родителей мы ничего не просили. Мы твёрдо знали: была война, и не у всех отцы вернулись с поля боя. У многих отцов отняла проклятая война. Поэтому мы дружно жили, стараясь никого не обидеть. Мы помогали старикам и вдовам ухаживать за хоздвором. Теперь же я удивляюсь воспитанием и тревожусь за жизнь молодых людей. Что будет завтра? Как будут жить их дети? Что будет после нас с моим родным селом?
Уважаемая редакция! Спасибо вам, что напомнили про игры. Мы во всё, что Наталья назвала, играли. С благодарностью вспоминаем директора школы Алексея Ивановича Лескова, он с нами организовывал не только игры, но и походы на лыжах. С любовью вспоминаем учительницу начальных классов Манефу Гавриловну Кириллову. Она с нами постоянно играла, даже в свои выходные уделяла нам время. Мы её иногда называли мамой.
А в 1960–1970-х годах в школах проводили «Зарницу» – популярную в то время игру. Дети с удовольствием играли в неё, в то же время получая навыки поварского дела, медицинского, военного. Играли со школой из соседнего села Ундино-Поселья. Было здорово!
Шлю вам снимок. Это те самые бараньи лодыжки (кости), в которые мы играли семьями. Нужно было взять их все в пригоршни и раскинуть по столу. Потом по очереди каждый игрок щелчком выбивал. Нужно точно попадать: лунка – в лунку, сачок – в сачок, ребро – в ребро. Кто попадал правильно, тот забирал себе. Игра продолжалась. А если попадал в другую, то отдавал свой ход следующему игроку. То же, если пролетала лодыжка мимо. Побеждал тот, кто больше собирал выбитых костяшек.
Е.М. Баранова,
с. Матусово, Балейский район
Я бабушка
Здравствуйте, сотрудники редакции. Спасибо Антону Доценко за его статьи – интересные, неравнодушные, о наболевшем. Пожалуйста, напишите об отношении родителей к своим детям, особенно после развода.
Я бабушка. Мой сын разошёлся с женой четыре года назад, и, несмотря на то, что я свекровь, свекровка (а их даже в анекдотах добрым словом не поминают), невестка не только разрешает мне видеться с внуком, но и он иногда жил у меня в деревне по нескольку месяцев. Неважно, что ею двигает: невозможность часто сидеть на больничном (она учитель) или что-то другое. Но я безумно счастлива, что мы с Саней – внуком – бываем вместе. Она разрешает ему видеться и с папой. Сейчас внук учится в школе и бывает у меня реже.
Зато вторая жена сына не разрешает привозить Саню к ним домой (свидание только на нейтральной территории). А я ни разу не видела их дочь (свою внучку), которой уже три года, по надуманной невесткой причине – «боязни коронавируса». Эта деспотия отчего: всевластия, недостатка ума, наглости, гордыни? Я не понимаю: разве можно лишать ребёнка любви бабушки, дедушки? И почему? А с другой стороны, наблюдая за жизнью молодых людей, горько видеть, как многие папы после развода бросают детей, не встречаются с ними, не принимают никакого участия в становлении их личности.
И тогда встаёт вопрос: для чего вам, родители, ребёнок? Если для повышения своей самооценки, удовлетворения собственных несбывшихся мечтаний и планов? Загоняя его туда, где родителя постигла неудача (в спорте или каком-то ремесле), не раскрывая его истинных талантов и способностей, вы делаете ребёнка заложником своих амбиций.
На мой взгляд, заводить ребёнка нужно, чтобы сделать его счастливым. А это возможно, если родители самодостаточны и счастливы.
Наблюдая за женщинами в браке, неоднократно замечала, что им очень, очень и очень важны деньги: чем больше, тем лучше. Я не призываю к жизни в условиях, как в фильме «Замри, умри, воскресни», но, видимо, разум туманится при мысли о материальных благах. Тем более что у всех почти есть машины (а они очень расходны), проблемы с ипотекой – тут я согласна, что закредитованность молодых семей катастрофична.
Прочитала статью «Как воспитать настоящего мужчину» и укрепилась в мысли, что мужики сдали свои позиции, а сильные стороны сдали без боя женщинам, которые от этого не стали лучше, а превратились во властных деспотичных фурий. Одна знакомая молодуха несколько раз в день протирает дверные ручки хлоркой, напоминая членам семьи: «Ты протёр салфеткой телефон? Не клади его на диван, он грязный». И за день таких указов десятки по разным поводам.
А что творится во дворе, если дети гуляют с мамами. Мамы – в телефоне, но только и слышно: «Не трогай, не бегай – упадёшь, не лезь – разобьёшься» и так до бесконечности. Ребёнок должен «бегать, прыгать и скакать» (фраза доктора Комаровского), лазать по забору, бегать по лужам. Но как внушить это родителям, помешанным на постоянной имитации стерильности и ограничения движения? У ребёнка есть около 5 тысяч часов для развития физических навыков. Как донести до родителей, что дети – это счастье, смысл жизни. Но нельзя всё превращать в медвежьи объятия жёсткого контроля, недоверия к детям, особенно к подросткам, а также к бабушкам и дедушкам.
Ребёнок – это не собственность родителей, а личность. И то, какой личностью он будет, зависит от них. Как оторвать родителей от «Туп-тупа» («Тик-тока») и отправить их играть с детьми, как было в моём детстве, когда играли в футбол и лапту не только мы – дети, но и наши папы.
В общем, выплеснула всё, что наболело.
Н.П. Петрова,
п. Ксеньевка, Могочинский район
Яснее не стало
Анатолий Домашенкин из Нерчинска поднял в газете проблему установки в доме электрокотла. В №30 об этом была заметка. Но история далека от завершения.
«Прочитал я в газете ответ краевого минЖКХ, – рассказывает Анатолий Иванович, – пошёл в «Энергосбыт». А там говорят, что новый котёл, который я купил, для получения скидки не подходит, потому что рассчитан не только на электричество, но и на другие виды топлива. Убирай!
Более того, в доме не должно быть даже возможности отопления углём или дровами. То есть печку сноси. Кто придумал такое требование, и на каком разумном основании оно зиждется?! Понятно, когда топятся газом, никакого печного и иного пламени быть не должно – опасно. Но причём тут электрокотёл?»
«Да и даст кто гарантию, что электроснабжение будет бесперебойным? – возмущается забайкалец. – С нашими зимами разве можно так рисковать? А внесение изменений в техпаспорт жилого дома – для чего оно нужно, если установку электрокотла энергетики со своей стороны и так могут завизировать?»
Если вы прошли этот квест до конца, поделитесь опытом на страницах газеты. Ждём комментариев и от кураторов нового порядка.