С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре… Детство каждого человека связано с особыми людьми – учителями. Их роль трудно переоценить. Подумать только! Три, а сейчас четыре года ребёнок полдня проводит с учителем начальных классов. Каждый класс усваивает манеру поведения своего учителя. У спокойного и рассудительного педагога дети спокойные и рассудительные, у активного, беспокойного – такие же. Иногда учителя внутренний облик ребёнка знают больше, чем родные люди. Именно учитель помогает выстроить тот жизненный фундамент, на котором будет строиться вся жизнь человека. Поэтому я хочу рассказать о тех людях, которые свою жизнь посвятили работе с детьми в моей родной Казаковской школе Балейского района.
Шепелева Жанна Андреевна
Пример человека, для которого профессия учителя – призвание.
Девочка из глухой забайкальской деревни, хорошо знакомая со всеми трудностями жизни – голодом, холодом, тяжёлым трудом, – решила стать учителем. Судьба не сразу дала ей эту возможность. Но она своего добилась.
У них с мужем Валентином Маркеловичем, тоже учителем, было уже трое детей, когда Жанна Андреевна решила поступать в Сретенское педагогическое училище на очное отделение. «Сейчас вспомню, – говорила она мне, – ужас берёт. Люба только-только научилась садиться на горшок». На перекладных, пешком, по грязи, зимой на лыжах добиралась она раз в неделю домой, чтобы за выходной сделать домашнюю работу, и обратно.
И всё зачем? Чтобы стать настоящим компетентным учителем, чтобы хорошо знать русский язык, который ей никак не давался. Кто сегодня способен на такие жертвы?
Открываю журнал. Его заполняет учитель с высшим образованием. Моя фамилия Подойницына написана с буквой «и». Два года потихонечку исправляла, но так и не было замечено! На третий год исправлять перестала. А ведь человек работает завучем!
Окончив училище, Жанна Андреевна некоторое время работала в Шелопугинском районе, а в 1969 году перебралась к брату в Казаковский Промысел. Село жило полной жизнью благодаря второму отделению Ундинского совхоза и геологоразведочной экспедиции. В школе было около 500 детей (сейчас – 90).
О работе Жанны Андреевны можно сказать многое. Основательность – это главная черта её характера: если учит чистописанию, то весь класс пишет как один; если работает на пришкольном участке, то это самые ровные и чистые грядки; если вяжет тапочки, носки, варежки, то непременно с узором. А ещё в мою бытность ребёнком она учила нас шить на швейной машинке, показывала, как толкли в ступе зерно, как гладили бельё рубелем.
В нашей школе было много учителей, определявших лицо школы, и она одна из них.
Привожу воспоминание одной из учениц, Веры Янут. «Жанна Андреевна… С этим именем связано так много. Особая тетрадь, обложку которой она делала сама. Она выдавалась тому ученику, у кого самая чистая тетрадь. Как счастлив был обладатель такой обложки… Слова «Миру – мир» на сопке. Мы, маленькие, выкладываем эти слова». К слову, до сих пор ученики нашей школы поднимаются на сопку и белят те буквы. И бывшее название горы Маковая все давно забыли, это теперь Миру-Мир.
Проблему посещения родителями собраний она решала с помощью самодеятельности и кукольного театра.
Нет, она не бегала бегом по коридорам, демонстрируя бурную деятельность. Она была спокойна и строга, немногословна. Даже, можно сказать, малообщительна и медлительна. Но это оттого, что ей некогда заниматься пустяками. Ведь цель – не просто учить, а научить. И взамен – уважение и любовь со стороны учеников и родителей. Особенно трогательным был момент на выпускном, когда Жанна Андреевна достанет листочки с ученическими мечтами своих учеников и прочитает: «Когда я вырасту, я стану космонавтом, лётчиком, врачом и т.д.».
«Детей надо полюбить, и тогда всё будет хорошо», – поучала она меня, только что окончившую институт девчонку, когда я принимала свой первый класс из её рук.
Сколько времени нам долбили, что школа не должна воспитывать, она должна только учить. А теперь мы вводим особые классные часы «Разговор о главном», и театр в каждой школе должен быть. Но никто не даст ответ, где же взять высоконравственного, талантливого и любящего детей учителя? Можно заставить усвоить информацию, освоить компьютер, но приказать стать любящим, благородным, ответственным человеком нельзя. Такой человек воспитывается десятилетиями хорошими людьми, трудом, книгами, фильмами, а не акциями вроде «Скоро 1 сентября! Давайте подарим учителю по цветочку, а остальные деньги отправим в фонд»… Вот дался им этот букет, как будто на него тратится громадная сумма, и как будто учитель этот букет просит подарить. А когда школе подарена целая жизнь? Разве букет цветов – это много?
Настолько велика была любовь Жанны Андреевны к профессии, что и её дочери стали учителями. Виктория Валентиновна – учителем химии. Она работала в нашей школе, в Балее, потом преподавателем ЧИКПРО в Чите. Любовь Валентиновна многие годы работала в Балейском педучилище преподавателем технологии. Она такая же мастерица, как мама. Это большая педагогическая династия.
Жанны Андреевны уже нет с нами. Но разве может умереть учитель?
Улыбина Светлана Дмитриевна
Светлана Дмитриевна Улыбина – «дитя войны». Она родилась 1932 году в селе Казаковский Промысел. В это время там действовал золотодобывающий рудник Казаковский. Много народа из окрестных деревень кормил рудник. Работали там старики да молодёжь. Там же работала и мама Светланы Дмитриевны Екатерина Семёновна. Троих детей, сына Феликса и двух дочерей, она воспитывала одна. Дом, как и у всех тогда, держался на бабушке и старших детях – Феликсе и Светлане. Не все имели возможность учиться в школе, но они учились.
Семья Улыбиных была большая. Брат бабушки Улыбин Николай Фёдорович работал директором Казаковского и Шахтаминского рудников. Его сын – забайкальский писатель Н.Н. Улыбин. Одна из сестёр бабушки вышла замуж за политического ссыльного Рожмана. Светлана Дмитриевна об этом не говорит. Когда с ней разговариваешь, то чувствуешь, что вся её жизнь осталась в школе. Она никому не позволит говорить о школе плохо. И сама о своих коллегах отзывается очень тепло.
Школа – бывший купеческий дом с печным отоплением. И поэтому ученики по воскресеньям вместе с учителями готовили дрова. Классы были небольшие, но дружные.
И вот Светлана Дмитриевна – учитель. Она пришла работать в 1950 году после окончания Балейского педучилища, и, как поётся в современной песне об учителях: «Это надо же так в свою школу влюбиться».
В 1970 году в школу пришли мы, первоклашки. Класс был большой, разношёрстный. Многие дети в сад не ходили. Одни, как я, приехали из разных экспедиций (нас называли «разведошны»), другие дети – местные. Но для неё все были равны, все были детьми, которых надо было учить уму-разуму.
По натуре Светлана Дмитриевна – боец. Она как могла боролась с нашими ленью, безграмотностью, разгильдяйством. Была родительница, которая время от времени прибегала ругаться из-за своего непутёвого сына, и тогда наша учительница плакала. А мы чувствовали, что и она не всесильна, но уважать её не переставали.
Но… не буду говорить за всех, скажу за себя. Я очень благодарна своей учительнице за то, что она никогда на меня, очень неспокойного ребёнка, который вертел головой на все 180 градусов, без конца нырял под парту, стучал крышкой, не повысила голоса. Однажды она пригласила в школу отца. Помню, я, радостная, бегаю по классу, в котором меня почему-то оставили, не пустив в коридор на перемену, открывается дверь и входит отец. Я с радостным криком: «Папка пришёл» повисаю у него на шее. Минута молчания… Потом он ставит меня на пол, разводит руками и говорит: «Ну, я не знаю, что с ней делать». И они оставили меня в покое. К слову, я скоро успокоилась, и всё пошло как у всех.
Она сразу заметила, что я знаю много стихов и песен, и перед смотром повела меня на прослушивание к нашему директору Евгению Леонидовичу Алямовскому. За неимением музыкального руководителя прослушивание вёл именно он. Сам Евгений Леонидович, выпускник Горьковского института, очень хорошо пел, причём мог исполнить довольно сложные произведения. И с тех пор я участвовала во всех концертах. Песни – это отдельная тема в моей жизни. И слова, и мелодии не оставляли меня равнодушной. Я пела всегда и везде.
Ещё у меня была обязанность в конце месяца ходить в школьную библиотеку и заполнять таблицу, которая называлась «Как мы читаем?». Было подсчитано, сколько книг прочитал за месяц (по неделям) каждый ученик нашего класса. Таблица вывешивалась в классном уголке, и каждый имел возможность сравнить свою начитанность с другими. Читали, помню, все. Количество книг переваливало за 2–3 сотни. Но в моей рабочей практике этот опыт внедрить не удалось, хоть я рассказывала об этом каждый раз, как заходила речь о низкой технике чтения.
Ещё Светлана Дмитриевна тем, кто хорошо начинал читать, выдавала маленькие книжечки с небольшими рассказами. Пока она читает с плохо читающими, ты должен прочитать и пересказать прочитанное. Дух соревнования брал своё: кто-то книжку получил, а я нет. Старались скорее научиться читать. Это было не механическое нудное натаскивание, а настоящий обучающий процесс. Когда мы пришли в 5-й класс, все умели читать и писать. И в последующем назывались сильным классом.
После уроков Светлана Дмитриевна занималась с учениками на группе продлённого дня. Помню, мне так хотелось тоже туда ходить, но мне она запретила строго-настрого, как я ни просила. «Сама выполняй», – был ответ.
Нет, она с нами не сюсюкала, была строга, но справедлива. При этом не криклива. Скажет чётко и внятно – сразу поймёшь, что можно, а что нельзя. Приходилось слышать истории, что учителя били указками, кидались мелом и т.д. Я такой ситуации в своём детстве даже представить не могу.
Сейчас много говорят и пишут о школе в отрицательном ключе. Без конца бренчат психологическими терминами. Хотя в глаза бьёт обычная бездуховность, отсутствие такта со стороны общества, а иногда и самих учителей. А кто учил её, обычную деревенскую девушку, такому сложному умению, как педагогический такт? У неё очень хорошие отношения со своими учениками. Мои одноклассники её любят, все благодарны за неравнодушие и хорошие знания. Для нашего поколения слова «любимый учитель» – не пустой звук.
И ещё. Нашей школе более ста лет. Но всегда самой сильной стороной нашей школы я считаю преемственность. Светлана Дмитриевна – выпускница нашей школы. И мы, четверо учителей-одноклассников, – её ученики.
Продолжение следует…
Татьяна Подойницына,
с. Казаковский Промысел, Балейский район
Шепелева Жанна Андреевна родом из села Гора (ныне район села Шелопугино). Дочь Ушакова Андрея Семеновича, председателя горинского колхоза «Труд».