Через века и расстояния

Конные казаки Пушкарёвы и Батурины в истории Забайкалья

Продолжение. Начало в №38

Вернулась ли на приамурское пепелище десятня Юрьи Лабы, не знаю, да только пращура Андрея я опять потерял. Как сквозь землю провалился и он, и его товарищи. Ходил я вокруг Албазина и вокруг Нерчинска кругами, да ведь не зайдёшь, не спросишь… И вдруг один добрый человек челобитную написал, а другой её на сайте «Предыстория» выложил. Я имею в виду администратора сайта Светлану Федотову. И хотя сделали они это, не сговариваясь, и через три с половиной века один после другого, я благодарен им бесконечно. Итак.

РГАДА, фонд 1142, опись 1, дело 56, лист 158, 1691 год.

« …бьёт челом сирота ваш торговый человек Савка Сушковской…»

«доведётца взять мне сироте вашему в Аргунском остроге на служилых людех по кабалам…»

«на Иване Волге по кабале 126 рублёв, на Антоне Володимерове сыне Кореневе, на Иване Волынкине, на Андрее Иванове сыне Пушкарёве…».

«аргунской прикащик Исайка Милованов…»

Вот он, Андрей мой потерянный, да ещё и с отчеством!

«Дорогой ты мой пращур, Андрей свет Иванович! Я не знаю, какая нужда загнала тебя в торговую лавку Савки Сушковского. Провианту ли тебе не хватило, или коня под тобой убило? Может быть, купил ты сукно аглицкое или гамбургское на кафтан по 40 копеек за аршин, или уж решил, по молодому делу, на «шиптугу» раскошелиться, за аршин которой выкинешь 6 рублей и не меньше? Да уж зато и кафтан выйдет на загляденье. А может, друга в бою иль в пьяной драке потерял и не можешь по русскому обычаю горе залить да утешиться? Или с удалью молодецкой деньгами сорил да девок одаривал, что и не заметил, как в кабалу долговую попал? Эх, душа казацкая… Ну как тут не вспомнить гоголевских казаков и их удалую вольницу!

А может, не было, казак, никакой нужды у тебя? А явились вы к торговцу шумной ватагой с песнями и плясками и пили ночь до утра, сколь душа пожелает. А потом сели на коней, рассмеялись в лицо бедному лавочнику и службу справлять поехали? Всё может быть…»

Итанца. Всерьёз и надолго

Очень хорошо, что отыскался Андрей Иванович, не затерялся на просторах истории. Удалось ли незадачливому торговому человеку получить долг со служилых людей, нет ли – скрыто завесой прошлого. А нам пришла пора познакомиться с отцом и братом Андрея.

«Книга окладная жалованья служилым людям по Нерчинску». 1708 год

«Итонцынского острогу конные казаки.

Михайло Батурин, а за хлебное жалованье служит с пашни. Иван Силин, а за хлебное жалованье служит с пашни и в нынешнем 1708 году он, Иван, умре, а в ево место и в оклад поверстан по Итанцынску в конную казачью службу сын ево Пётр Пушкарёв».

Так, так, так, Михайло Батурин! Бабушка моя Елена Николаевна Пушкарёва была родом из мангутских караульских казаков Батуриных. Уж не пращур ли наш этот Михайло? Ну, немного позже разберёмся.

А вот служившего с ним бок о бок Ивана Силина я уже где-то встречал. А, вспомнил. В той же самой книге по городу Нерчинску за 1685 год в именном списке конных казаков, на той же странице №2: «Десятник Семён Вешняк, рядовые Гаврило Верёвкин, Григорий Котельников, Иван Архипов, Овдей Самара, Иван Волга, Павел Шапошников, Алексей Тарара, Ермола Савватеев, да во 7193 году сентября с 20 числа привёрстан казачий сын Ивашко Силин на Филиппово место новгородца».

Здесь нужно пояснить, что Филиппа Новгородца в прошлом, 1684 году, «убило порохом в Албазинском и к жалованью ево не было в лицах».

7193 год от Сотворения мира – это значит, что Иван верстался в 1685 году от Рождества Христова! Мы теперь знаем, что умерший Иван Силыч суть Пушкарёв, то почему бы ему и не быть отцом Андрея? Предположим, что Андрей с конца пятидесятых годов рождения, то Ивану Силычу на момент смерти было лет около семидесяти. Что же, пока от логики отступления не вижу. Тем более что других-то Пушкарёвых в Забайкалье на ту пору не встречается. Но и в этой, безукоризненной пока схеме, есть одна неувязка. Итанцинск-то где? То-то. На западе Забайкалья, а Андрей в Нерчинских острогах. Это ведь 500 вёрст с гаком. Неувязка очень серьёзная, и таковой бы она и осталась, если бы не встретил я однажды казака Петра Батурина, который в начале июля 1767 года приехал в Нерчинск за хлебным жалованьем аж из самого Ытанцынскага острогу. Во как! Значит, всё-таки от Нерчинска там казаки служили.

Но если сын Ивана Силовича Пётр верстался в казачью службу по Итанцинску, то значит, Иван в промежуток времени между 1685 и 1708 годами перевёлся из Албазина в Итанцинский острог? И действительно, имеется документ, говорящий о том, что Иван Силин в 1694 году уже служил в конных казаках Итанцинского острога. А попал он туда, должно быть, с реки Лены после отступления из Албазина: «На пути отпустил Толбузин несколько человек на Лену, чтобы «одной дорогою идучи, голодной смертию не помереть».

С Андреем Ивановичем нам уже больше не придётся встретиться. Он оказался родоначальником боковой ветви Пушкарёвых. Есть у меня предположение, что жил он в Нерчинске и его потомки не попали в распределение по караулам в 1768–72 годах, а поселились по Московскому тракту и образовали Пушкарёвский посёлок, который позже вошёл в Размахнинскую станицу. А может, потомки его и сейчас живут в Кайдаловской либо в Маккавеевской станицах – там есть Пушкарёвы. А нам пришла пора обратиться к нашим Итанцинским служилым, к Ивану Силычу и его сыну Петру, к прямым моим предкам.

Давайте заглянем в Окладную книгу 1693 года: «В Ытанцынску конные казаки Марко Шижгутов, Петрушка Кирпишников, Нестерко Афанасьев, Плюснин, Евдокимко Голубцов, Мишка Бутуриев, Ивашко Силин». А следующий документ говорит нам о том, что Пушкарёвы и Батурины всерьёз и надолго обосновались в Итанцинской долине.

Переписная книга г. Нерчинска и Нерчинскаго присудствия 1721 год Итанцынского острогу:

«Конной казак Пётр Пушкарёв 43 года, сын его Осип 2 года, да ево же Петровы братья Тихон 20 лет, да Козма 15 лет, да наёмной работной гулящей человек Федот Гранин 39 лет».

«Казачей брат Егор Пушкарёв 35 лет, дети ево…».

«Отставной казак Михайло Батурин 78 лет, дети ево…. Да в доме ево Михайлова наёмные работные люди, гулящей человек Семён Коношенкин – 20 лет, да Василей Чернегов – 40 лет, да Василей Лебедев – 50 лет, да Илья Левонтьев – 20 лет».

И действительно, всерьёз! Работниками обзавелись! Недаром советская власть в XX веке и Пушкарёвых, и Батуриных будет преследовать как злостных кулаков и эксплуататоров. А с другой стороны посмотреть – как без работников? Выше было сказано – и тот, и другой «служит с пашни». Это значит, хлебного довольствия не получают, а взамен отведена им пашня. Служилый человек сельским хозяйством заниматься не может, вот и держат работников. Тем более, работники им полагались от государства. В наказных статьях нерчинскому воеводе от 5 января 1701 года в статье 47 говорится: «Служилым людям Великого Государя за хлебное годовое жалованье велеть Его Великого Государя службу служить с пашни, а хлебное жалованье давать им не велеть. И на те земли обещать им по ссыльному мужику, которые будут на них пахать и всякую работу работать».

Ну а о том, что обосновались надолго, есть сведения в «Исповедной росписи Итанцинской Спасской церкви» за 1737 год. Большая, из 13 человек, семья Петра Ивановича Пушкарёва живёт в Утатайской деревне, а семья 94-летнего Михайлы Козмича Батурина – в деревне Толстопятова. Видимо, шестидесятилетний Пётр Иванович Пушкарёв, как и престарелый Михайло Батурин, стал не годен к службе и осел в деревне.

Дальняя командировка

В последний по времени раз мы встречались с сыном Ивана Силыча Петром в 1737 году. Но время бежит. Вовсю катит восемнадцатый век! Вот уже и половина прошла. Опять как сквозь землю провалились казаки… Но снова спасает наш благословенный архив. Просматривал я однажды дела Нерчинской воеводской канцелярии за 1767 год. Трудное дело, я вам скажу. Скоропись писца XVII–XVIII века разобрать не каждому дано. Ну, понемногу, не спеша, дело движется. Том объёмный. И вот взгляд невольно замирает, и сердце тоже… Реестр казаков! Итанцинского острога! Ну же, ну… Есть! Вот они, голубчики, все здесь! И Пётр, и казаки Батурины здесь же служат. В конной казачьей службе «Ытанцынскага острогу». Андрей же Иванович до этого времени, конечно, не дожил. Тогда бы ему уж более ста лет было.

«Подано июня 1 дня 1767 года в Нерчинскую воевоцкую канцелярию от Нерчинских казачьих дел. Доношение.

Потребно выдачею от Нерчинской воевоцкой канцелярии, находящимся в Ытанцынском остроге у разных служеб нерчинским казакам на сей 1767 год на вторую половину хлебного жалования. А кому именно, при сём приложен именной список.

И для того во оную канцелярию от казачьих дел сим претставляетца, и при том почтенно просим, дабы соблаговолено было объявленным казакам за дальностию отсель то[го] острога разстояния на вторую половину хлебное жалование по окладам их, что надлежит, ис казны Ея Императорского величества, из нерчинских мангазейнов выдать – в приём присланному от них для приёму денежного и хлебного жалования казаку Петру Батурину с роспискою.

Список казакам:

Алексей Батурин, Борис Плюснин, Егор Кузнецов, Герасим Засухин, Алексей Батурин, Иван Батурин, Иван Гурулев, Федор Бородин, Василей Батурин, Илья Батурин, Василей Кузнецов, Дмитрей Кузнецов, Максим Кузнецов, Василей Кузнецов, Семён Гурулев, Павел Пушкарёв, Матфей Лютиков, Пётр Батурин, Никита Сахаров, Иван Гурулев, Василей Пушкарёв, Семен Гурулев, […], Данило Сахаров, Пётр Пушкарёв, Митрофан Батурин, Дмитрей Батурин, да на весь 1767 год Власу Попкову.

Прапорщик Василий Лукин. Сотник Фалелеев».

Павел, Василий и Пётр Пушкарёвы значатся в Итанцинском списке. Должно быть, молодые казаки. Двое первых нам не встречались, да и Пётр не может быть тем казаком, с которым мы в 1737 году расстались. Тот Пётр Иваныч, который вступил в службу в 1708 году на место умершего отца, уже перешагнул за 80, давно вышел в отставку и осел под острогом в Утатайской деревне, наплодив семью в 13 человек. А Василий и Пётр, значащиеся в этом списке, соответственно, сын и внук его, Петра. В «Переписной книге Нерчинского присудствия» за 1721 год нет Василия Петровича Пушкарёва, значит, родился он чуть позже. Но из формулярного списка 1752 года известно, что в казачью службу Итанцинского острога Василий вступил 23 декабря 1741 года. В этом же списке говорится, что у Василия имеются дети – Савватей 6 лет, Павел 5 лет и Пётр одного с ним году.

Леонид Георгиевич Орлов, писатель из Улан-Удэ, тщательно изучал историю и деятельность Итанцинской Спасской церкви за XVIII век и плоды своего труда увековечил в книге, которую так и назвал – «Итанцинская Спасская церковь». В ней, в разделе о бракосочетании на стр. 186 есть такая запись: «Память от 5 июля 1744 года о венчании первым браком итанцынского служилого человека Василия Петрова, сына Пушкарёва, с девицей Параскевой – дочерью итанцынского отставного служилого Терентия Михайлого сына Батурина». От этого брака в 1745 году родится Савватей, на следующий год – Пётр и Павел (видимо, близнецы и, скорее всего, в июле). После них у Василия с Параскевой родятся ещё Макар и Фома. Ну вот и сложился пазл – Василий оказался сыном Петра Ивановича.

Продолжение следует…

Игорь Пушкарёв,
иллюстрации предоставлены автором

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)