Одна из легенд гласит: давным-давно георгин был царским цветком и мог расти только в дворцовом саду. Ухаживал за ним молодой садовник по имени Георгий. Несмотря на суровый запрет, он тайком вынес росток георгина из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Дошли до царя слухи о том, что цветок из его сада теперь растёт за пределами дворца. Разгневанный, приказал он заточить навечно садовника в тюрьму. Но царский цветок уже вырвался на волю и стал любимым в народе. В честь молодого садовника Георгия, отдавшего жизнь за его свободу, назвали цветок георгином.
Сейчас георгины растут почти на каждом участке, но есть среди цветочниц такие, которые «назубок» знают характеристики каждого сорта, русские и латинские названия, тонкости ухода за каждым кустиком и с трепетом ждут, когда распустится первый бутон.
«Успеют – не успеют», – вот главное переживание забайкальских цветочниц, ведь георгин – цветок поздний, осенний, и первые заморозки зачастую не дают ему отцвести в полную мощь.
Нынешняя осень полностью оправдала труды и переживания Надежды Афанасьевой из села Чёрное Читинского района. На её участке всеми цветами радуги до сих пор буйно цветут георгины. 169 кустов! Хотя начиналось всё очень скромно.
Новый старый дом
Надежда родилась и выросла в Карымском районе. Все жители станции Тарской работали на железной дороге, и её родители – не исключение. Но, несмотря на постоянную занятость, женщины находили время для ухода за цветами, и Надежда с детства видела, как мама покупала, меняла, с трудом доставала клубеньки георгинов. Тогда это были простенькие сорта и скромные цветовые оттенки, но и они невероятно радовали хозяек осенней порой.
Повзрослев, Надежда перебралась жить в Читу. В трёхквартирном бараке каждому хозяину причитался клочок земли, на котором она и начала выращивать свои первые овощи. Но постепенно большую часть её маленького огородика заняли цветы, в основном – георгины. Полезная площадь настолько сократилась, что под картошку места не осталось совсем, и Надежда была вынуждена садить её в огороде родителей и мотаться туда, чтобы прополоть, окучить, выкопать. Зачастую это приходилось делать одной, муж работал и такие длительные отлучки позволить себе не мог.
Как-то в разговоре коллега Ивана рассказал ему о селе Чёрное, которое и от города недалеко, и место красивое, и жить в нём можно привольно. Надежда настояла, и они решили сами посмотреть на село. В первый же визит супруги присмотрели в Чёрном неказистый домик, который решили купить под материнский капитал и использовать как дачу.
«Место хорошее, – рассказывает Надежда. – Площадь большая, Ингода за огородом, соседи хорошие, тихо, можно отпускать ребёнка погулять на площадке и не бояться, что попадёт под машину или свяжется с дурной компанией. Но последнее слово всё же было за Иваном. Я видела, в каком состоянии усадьба, сколько сил и денег надо вложить в дом, поэтому сразу спросила: «Осилишь?» Так мы и обзавелись дачей».
Дом пустовал около пяти лет. У него не было палисадника, окна смотрели прямо на дорогу. От ворот до дальней границы участок зарос бурьяном и был завален мусором. 150 мешков вывезли они только из ограды и начали обустраивать территорию. Руки у Ивана золотые. Это видят все односельчане. Он считает, что любовь к дереву передалась ему от деда, который был мастер сплести корзинку, загнуть из бересты туесок или построить замысловатый забор. Так и у внука. За три года территория преобразилась до неузнаваемости. Теперь это не заброшенный домишко, которому недолго оставалось пустовать, а почтенный дом, обрётший надёжного хозяина. Теперь вокруг красуется деревянный резной забор, над которым по русскому обычаю – резное навершие. В палисаднике – вазоны с яркими цветами, которые Иван тоже изготовил сам. От магазинных не отличишь! Если только надёжнее и прочнее!
Приложив к дому руки, потрудившись до седьмого пота на своей земле, Иван и Надежда решили, что не хотят возвращаться в город. Так дача превратилась в их постоянный дом.
Теперь есть на участке место для свёклы и морковки, парников с огурцами и помидорами, картошки и ароматной зелени, но визитная карточка этого участка – георгины.
Как потрудишься…
«Каждый год моя коллекция увеличивается, – продолжает рассказывать о своём увлечении Надежда. – В разгар посадочного сезона мне опасно заходить в магазин – глаза разбегаются! Всё хочу! Сейчас селекционеры вывели столько сортов, что хочется попробовать каждый. Есть анемоновидные, воротничковые, пионовидные, декоративные, шаровидные, помпонные, кактусовые, полукактусовые, бахромчатые. А названия!»
Тут она начинает скороговоркой перечислять все экземпляры, которые красуются на участке.
Но за красотой не видно труда, который приходится вкладывать хозяйке в это великолепие. А начинается он ранней весной, когда просыпаются на клубнях первые почки. Важно не упустить этот момент и вовремя посадить обработанные корешки в одноразовые стаканчики. Один корешок – один пол-литровый стаканчик. Более сотни стаканов ждут своего часа в тёплой квартире: только когда минует угроза заморозков, можно высаживать хлипкие растения в грунт.
«В этом году было особенно много летних обработок, – сокрушается на вредителей цветочница. – Георгины ели все кому не лень, благо, выбор защитных препаратов в магазинах стал очень хороший».
Подвязать, сформировать, оборвать пасынки, если надо – проредить куст. И так всё лето, в ожидании первых поздних цветов.
«Георгины боятся морозов, совсем небольшие заморозки могут погубить растение или обжечь цветы и листья, отчего растение потеряет свой красивый вид, – продолжает моя собеседница. – Но у меня почти все сорта крупноцветковые, они выдерживают некоторые холода, поэтому радуют нас намного дольше!»
Осенью Надежде предстоит очень большая и серьёзная работа. Важно направить на зимовку хорошо подготовленные и здоровые клубни. Для следующей посадки она готовит их с осени. Выкопанные корни хорошо просушивает, сразу разрезает на отдельные корешки, обрабатывает марганцовкой и, пересыпав сухими опилками, укладывает на хранение в ёмкости, которые всю зиму стоят в подполе.
«Нормально хранятся, но потери всё равно случаются. Что-то подсохнет, что-то подгниёт, но без посадочного материала я не остаюсь».
…Так и насмотришься
При хорошем уходе георгины активно наращивают клубни в течение лета. Это позволяет делить корень на несколько частей, из которых вырастают полноценные растения. Излишки клубней хозяйка продаёт или меняет на другие сорта.
«Это дорогое удовольствие – каждый год покупать новые клубни, – делится она своими проблемами. – Надо же ещё приобретать удобрения, средства защиты, грунт, чтобы разбавлять землю при посадке, поэтому часть идёт на продажу. Желающих купить новые цветы для своего участка становится всё больше, женщины интересуются новыми видами и активно выращивают их на своих участках. Конечно, от такой торговли не разбогатеешь, но на какие-то расходы хватает, и это уже хорошо».
Единомышленников у Надежды немало. В социальных сетях цветочницы создали своё сообщество, где есть место не только похвастушкам, но и полезным советам, обзорам новых сортов, идеям для вдохновения.
На следующий сезон у Надежды большие планы. Вместе с Иваном они решили сделать перепланировку участка, чтобы можно было не только красоту рассматривать со всех сторон, но и удобно ухаживать за растениями. Продолжится на участке и стройка. Здесь Ивану в помощь восьмилетний Артёмка, который уже умеет пользоваться молотком и шуруповёртом. Так что дело у них пойдёт. А мы, как и соседи, увлечённые цветоводы с ближайшей округи, тоже на следующий год заглянем к Ивану и Надежде в гости, чтобы не только посмотреть на результаты их труда, но и вдохновиться красотой на предстоящий дачный сезон.
Галина Балагурова,
фото автора