Home video, или Кино по-домашнему. Часть 2

Ныне мы уже слабо, а то и вовсе не помним, как наше с вами, уважаемые друзья, любимое, обожаемое кино пришло к нам в дом. Сразу делаю оговорку: речь не идёт о телевидении и его контенте, а только непосредственно о кино и возможности встречаться с ним дома. Сегодня мы продолжаем историю о том, как кинематограф постучался и вошёл в наши квартиры.

Продолжаем о «восьмёрке»

Если предтечей домашнего видео, как рассказывалось в прошлой нашей встрече, были диафильмы, то в конце 1960-х годов пришла ещё и «восьмёрка» – уже настоящие фильмокопии форматом в 8 миллиметров. Надо заметить, что каждый кадрик такого фильма по размеру был чуть больше двух головок спичек, что, впрочем, было вполне достаточно для любого домашнего экрана – картинка была яркой и чёткой.

Стоимость фильмокопии была 5–6 рублей. По причине малых габаритов кинопроекторов формата 8 мм хронометраж таких фильмов составлял не более 10 минут, и демонстрировались они без звука. Кстати, за рубежом лишь 20% таких фильмокопий обладали крохотной магнитной дорожкой, позволяющей смотреть «восьмёрку» со звуком. Где надо, использовались, как в немом кино, титры. Интересно, что все подобные проекторы имели гнездо подключения синхронизатора, который присоединялся к катушечному магнитофону, и при наличии специальной фонограммы, записанной на магнитофонную ленту, фильм мог демонстрироваться со звуком. Однако подобные синхронизаторы не получили распространения, да и фонограммы к «восьмёрочным» фильмокопиям почти не продавались, по крайней мере, в Чите. Судя по всему, эти устройства звукового сопровождения больше предназначались для любителей, снимавших собственное узкоплёночное кино.

Это притягательное мини-кино

Иногда восьмимиллиметровые картины продавались в двух частях. Что касается копий художественных фильмов, то они выходили в специальной редакции и смотрелись на домашнем киноэкране вполне единым целым, как и полнометражные. Выпускались, как правило, ленты Л. Гайдая: «Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики» (этим, гениальным, и редакция была не нужна), «Вождь краснокожих» (третья, сокращённая новелла комедии «Деловые люди), «Похищение невесты» («Кавказская пленница»), «Охотники за бриллиантами» («Бриллиантовая рука»). А вот короткометражная версия ленты «Иван Васильевич меняет профессию» с названием «Чёрные перчатки» отличалась совершенно неожиданной особенностью в плане видеоряда: здесь были включены уникальные сцены, не вошедшие в «полный метр»!

Поскольку кинопроекторы формата 8 мм и позже появившегося формата 8Super (кадр такого формата на экране увеличивался на 30% и становился ярче) были стоимостью размером в среднюю зарплату СССР (120–150 рублей), то имелись они, в отличие от тех же простеньких фильмоскопов (5–7 рублей), не в каждой семье. Так, автор этих строк в совсем юном, «первоклассном» возрасте мечтал попасть к живущему в одном с ним дворе приятелю на сеанс настоящих «ну, погодишных» мультиков, причём сразу в целых трёх частях. Помнится, мне тогда так и не повезло: приятель, открыв дверь, со слезами на глазах сообщил, что «батя увёз проектор в деревню показывать мультики родственникам».

Элитное home video

Отдельно в истории home video стоит упомянуть гораздо более продвинутый, хотя и тоже «узкоплёночный» формат кино – с плёнкой шириной 16 мм, считавшийся, правда, уже скорей профессиональным. Такое кино уже было можно смотреть, как и полагается, с полноценным хронометражем (включая двухсерийные ленты, как, скажем, фантастическая картина «Через тернии к звёздам», 1980) и полноценным звуком. Размеры экрана позволяли смотреть его не только дома, но и в учебных заведениях, клубах и домах культуры, что, собственно говоря, и практиковалось от 1940-х до начала 1990-х годов. В этом формате снималось немало хроникально-документальных кино- и телефильмов, а в ряде зарубежных стран – и художественных многосерийных картин.

В отличие от «демократической» и вполне доступной любителям домашнего кино «восьмёрки», фильмокопий на 16 мм в свободной продаже не было вообще! Они выдавались в специальных узкоплёночных отделениях системы облгоскинопроката представителям вышеупомянутых учебных заведений: школ, вузов, домов культуры, детских и сельских клубов, механиками кинопередвижек, действующих в отдалённых районах области…

Брать на дом и смотреть такое полноценное home video была возможность только у весьма и весьма редких счастливчиков, своего рода «элиты» любителей кино. Почему?

Во-первых, из-за довольно ощутимой дороговизны проекторов: от 555 рублей (как цветной телевизор) и выше! Во-вторых, из-за довольно громоздкой комплектации (отдельно проектор, отдельно трансформатор и усилитель звука, отдельно колонки + соединительные кабели). Согласитесь, друзья, не очень-то комфортно смотреть фильм в окружении такого кавардака.

К счастью, для любителей домашнего кино с 1977 года в широкой продаже в специализированных магазинах (в Чите это был «Фото-часы») появился «Радуга-2» – великолепный, довольно компактный (вес «всего» 14,5 кг), удобный и даже красивый проектор. Он был со звуком прямо в корпусе аппарата и даже с дистанционным управлением (правда, тонким, кабельным). Также в комплекте прилагался специальный футляр-чемоданчик для переноски аппарата. Но цена проектора кусалась – 555 рублей.

И, в-третьих, пожалуй, самое главное! Чтобы пробраться к узкоплёночному хранилищу облкинопроката (в нашем случае – Читинского), в котором хранилось, как правило, более 1500 кинокартин разных жанров и разных лет, требовались специальные…

…права!

Для того чтобы любителю кино получить удостоверение «Демонстратор-киномеханик», требовалось сдать специальный экзамен комиссии облкинопроката, которая собиралась раз в квартал. Лишь после этого, обретя заветную «книжечку», претендент получал возможность пользоваться специализированной узкоплёночной фильмотекой. Автор этих строк в своё время сдал подобный экзамен и получил полагающийся документ, причём даже не кинодемонстратора (уровень кинолюбителя и демонстратора фильмов, как, скажем, в учебном заведении), а киномеханика 3-й категории. Это был уже уровень «профи», позволяющий трудиться на киноустановках 16 мм и обслуживать кинопередвижки, подобной той, что фигурировала в фильме «Королева бензоколонки», которой «заведовал» влюблённый в Людмилу Добрыйвечер киномеханик Тарас (актёр Алексей Кожевников).

Домашнее 16 мм

Итак, счастливчик, имеющей заветную «книжечку», мог пользоваться фильмотекой 16-миллиметровых кинокартин. Стоимость проката такого домашнего кино была следующей: цветной художественный фильм можно было взять домой на одни сутки за 2 рубля, чёрно-белый – за 1 рубль 80 копеек (цены середины 1980-х годов, когда 1 доллар США стоил порядка 76 копеек). Прокат двухсерийного узкоплёночного фильма за сутки, соответственно, увеличивался ровно вдвое.

Любопытная деталь: если фильм брался в прокат в пятницу и возвращался в понедельник, плата и в этом случае бралась как за одни сутки! Деньги любитель кино переводил на счёт кинопроката, как правило, заранее, через любое почтовое отделение.

Выбранный фильм (а то и два или три сразу) выдавался на руки в специальной восьмигранной металлической «фильмоноске» (если в новой – то даже красивой, «футуристичной»), куда входили две 600-метровые бобины с кинолентой (45 минут хронометража изображения на каждой). Во время домашнего киносеанса один раз приходилось останавливать проектор, чтобы поменять часть картины.

Свой первый полноценный home video, взятый на дом, я помню и по сей день. Это были мои любимые с детства научно-фантастические, захватывающие воображение «Отроки во Вселенной» режиссёра Ричарда Викторова. В тот морозный декабрьский день вместе со своим другом-единомышленником и кинофанатом на продвинутом, со встроенным звуковым блоком проекторе «Радуга», полученном в качестве приза за победу на одном из конкурсов любительского кино, мы посмотрели эту ленту четыре раза подряд! Любопытная деталь: та самая «Радуга» вполне жива, находится в отличном техническом и эстетическом состоянии и великолепно работает по сей день!

Кто друг твой

Но вернёмся к прокату домашнего кино. Документальные, научно-популярные картины и т.д. выдавались на дом облкинопрокатом бесплатно!

Учитывая все вышеперечисленные нюансы, становится понятно, почему home video на 16 мм в нашей стране не получило такого распространения среди любителей смотреть кино дома, в отличие, скажем, от той же «восьмёрки» или диафильмов. Оно было доступно скорей «элите», которой, к примеру, в нашей Чите было человек пять. Зато когда я начал брать фильмы из заветного узкоплёночного кинохранилища на дом, то вдруг узнал, что у меня появилось множество друзей.

А тем временем, когда домашнее кино в чистом своём виде ещё правило бал, причём не только в нашей стране, в двери домов и квартир уже вовсю стучалось, нет, даже ломилось VIDEO…

Здесь – «Стоп, мотор!». Продолжение нашего, надеюсь, интересного и познавательного экскурса по истории и настоящему home video – через номер. А в следующей «Телемании» мы сбегаем-спутешествуем в… Сказку!

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)