Общество лесоводов Забайкалья в прошлом

В связи с отсутствием фундаментальных публикации по истории развития лесного хозяйства в части назначения руководителей этого ведомства в первые годы Советской власти в Забайкалье предложенная тема чрезвычайно важна и будет интересна работникам лесной отрасли и всем, кто небезразличен к сохранению лесного богатства нашего края. Статья подготовлена на основе документов Государственного архива Забайкальского края, которые свидетельствуют, что учёные-лесоводы Забайкалья в прошлом вносили существенный вклад в становление и развитие не только лесного хозяйства, но и области в целом.

Совещание

После упразднения Дальневосточной республики (ДВР) в ноябре 1922 г. Забайкальская губерния и все регионы Дальнего Востока вошли в состав РСФСР. Данная административно-территориальная реформа не обошла стороной и систему государственного управления лесами. В Забайкальской губернии при Земельном отделе был создан Лесной подотдел, подчинявшийся Лесному отделу Наркомзема Дальневосточной области.

Заметим, что лесоводы Забайкалья ещё в 1917 г. объединились в профессионально-технический Союз лесоводов, который существовал и в дальнейшем. Председателем Союза был И.В. Авдюков, его заместителем назначен Н.А. Михайловский.

17 марта 1923 г. на состоявшемся в Чите совещании членов Союза лесоводов был поставлен вопрос о дальнейшем существовании этой общественной организации. На совещании присутствовали известные в Забайкалье учёные лесоводы: Н.А. Михайловский, С.П. Кузнецов, В.Н. Кутше, А.А. Нанкин, О.М. Гордон, С.П. Бонишко, Т.И. Сидоренко, П.В. Писарев, С.Я. Свирщевский, М.Г. Чикаленко, В.Ф. Панаев, А.Я. Татаринский, Ю.А. Товаров, А.Г. Корвин-Киюц и др. В качестве гостей принимали участие Н.П. Гогель, заведующий Прибайкальским губернским лесным отделом, и А.Д. Лебедев, заведующий Приморским губернским лесным отделом. Председателем совещания Союза лесоводов был избран Н.П. Гогель.

Открывая совещание, один из старейших учёных-лесоводов Забайкалья, заместитель председателя Союза лесоводов Н.А. Михайловский, отметил: «На съезде лесоводов ДВР в 1922 г. было принято решение образовать Союз лесоводов республики, с избранием президиума Союза из числа читинских лесоводов, с разработкой устава Союза лесоводов ДВР».

Распад

Выступающий на данном форуме известный учёный-лесовод, заведующий Читинским отделением «Дальлес» О.М. Гордон, собранию лесоводов доложил: «В настоящее время в основу профессионального строительства положены новые принципы, по которым цель Союзов – это защита профессиональных интересов и научно-технические цели».

Далее Гордон в своём выступлении обозначил: «Союз лесоводов, как объединяющий орган, в дальнейшем существовать не может».

В результате совещание постановило:

  1. Считать Союз лесоводов распавшимся, прекратившим свою организационную деятельность.
  2. Лесоводам губернии объединиться с организуемым Обществом инженеров на приемлемых условиях.
  3. Утвердить полномочия инициативной группы читинских лесоводов во главе с О.М. Гордоном относительно выработки условий и формы объединения с Обществом инженеров, доизбрав в помощь группе Н.А. Михайловского и Т.И. Сидоренко.
  4. Поручить руководителю инициативной группы О.М. Гордону информировать читинских лесоводов о принятом решений (роспуске Союза лесоводов).
  5. Просить Н.П. Гогеля и А.Д. Лебедя информировать лесоводов Прибайкальской, Амурской и Приморской губерний в части принятого решения о роспуске Союза лесоводов и оказанию помощи о вхождении лесоводов названных губерний в Общество инженеров.

Ошибка руководителя

Далее совещание перешло к обсуждению второго вопроса. Учёный-лесовод Н.А. Михайловский прочитал заявление заведующего Лесным подотделом Забайкальской губернии И.В. Авдюкова о назначении его заведующим Лесным отделом Дальневосточного земельного управления вместо занимавшего эту должность С.П. Кузнецова.

По этому вопросу выступил заведующий лесокультурной частью Лесного отдела Дальземуправления В.Н. Кутше. Владимир Николаевич проинформировал о том, что «по поручению заведующего Дальземуправления В.К. Бахарева обязан сообщить собранию лесоводов, что замена С.П. Кузнецова на гражданина И.В. Авдюкова нецелесообразна». При этом руководитель земельного ведомства предлагал Сергею Петровичу Кузнецову почётное назначение во Владивосток с целью возглавить Лесной подотдел Приморского губернского земельного управления, где планировалось проведение большого фронта работ по сдаче в концессию лесных участков. И именно Кузнецов С.П., как человек твёрдого характера, безукоризненно честный и знающий условия лесного хозяйства Дальнего Востока, был бы самым подходящим представителем Дальземуправления для решения государственно важных концессионных вопросов. Но Кузнецов, в связи с болезнью жены и старшего сына, от данного предложения отказался.

Сергей Петрович, как в начале своей службы, так и в дальнейшие годы, настойчиво высказывал о необходимости выделения Лесного управления из Земельного и создания самостоятельного лесного ведомства. В этом он считал одну из главных причин современного неудовлетворительного состояния лесного хозяйства.

Вот эти причины, по словам В.Н. Кутше, заставили руководство Дальневосточного земельного управления поднять вопрос о замене С.П. Кузнецова на заведующего Лесным подотделом Забайкальского губернского земельного управления И.В. Авдюкова. Авдюков, по мнению товарища В.К. Бахарева, обладал способностью улавливать дух времени.

Но в то же время, по сообщению В.Н. Кутше, зав. Дальземуправлением В.К. Бахарев после рассмотрения данного вопроса считал нужным получить от лесоводов совещания компетентное решение в интересах лесного дела Дальнего Востока.

Смелое решение

Лесоводы на этом совещании приняли решения, которые были направлены руководству Дальземуправления.

  1. Задачи профессионального Союза лесоводов, председателем которого на съезде лесоводов 1922 г. был избран И.В. Авдюков, не имеют ничего общего с задачами организации лесного хозяйства, так как он был избран всего лишь из числа читинских лесоводов.
  2. Кандидатура И.В. Авдюкова на должность заведующего Лесным отделом Дальземуправления неприемлема в связи с недостаточностью стажа работы в Забайкалье, к тому же он выпускник какой-то странной Таранской лесной академии. Замена руководителя Лесным отделом Кузнецова иным лицом, в частности, Авдюковым, безусловно, не в интересах дела.
  3. Рекомендация С.П. Кузнецова на должность начальника Центрального управления лесами бывшего Министерства народного хозяйства ДВР Союзом лесоводов по предложению руководства Миннархоза была сделана обдуманно, в интересах дела, путём тайного голосования, что засвидетельствовано протоколом.
  4. По существу мотивации указанных причин, вследствие которых, по мнению руководителя Дальземуправления В.К. Бахарева, требуется замена действующего заведующего Лесным отделом Дальземуправления С.П. Кузнецова на другое лицо, настоящее собрание лесоводов считает противоположным. Положительные стороны характеристики И.В. Авдюкова, отмеченные В.К. Бахаревым, по выступлениям лесоводов собрания являются, наоборот, отрицательными. Следовательно, лесоводы на совещании высказались категорически против замены С.П. Кузнецова на кандидатуру И.В. Авдюкова.
  5. Относительно обвинения Дальземуправлением С.П. Кузнецова в идее включения Лесного ведомства в Дальземуправление: лесоводы Дальнего Востока смотрят на это включение отрицательно. Также собрание лесоводов отмечало отрицательное отношение к слиянию земельно-лесных дел в одном органе. Такое же мнение по данному вопросу было и со стороны лесоводов Советской России.

В период существования Центрального управления лесами ДВР, где С.П. Кузнецов возглавлял данное управление, руководитель Земельного управления В.К. Бахарев признавал Сергея Петровича ценным работником и всегда давал положительные отзывы о его работе.

  1. В заключение настоящее собрание лесоводов отмечало следующее: «Мы, работники леса, должны помнить, что Дальний Восток своими природными богатствами, физико-географическим и экономическим особенностями отличается от Европейской России.

Земледелие на Дальнем Востоке, в отличие от Европейской России, не занимает и не может занимать доминирующего положения, а с ростом развития промышленности будет подавляться.

Леса Дальнего Востока, наряду с другими природными богатствами, обязаны играть первостепенное значение в экономике области. Общая площадь лесов Дальневосточной области составляет 116 000 000 десятин (126 730 000 га), с возможным годовым отпуском леса на корню 18 000 000 куб. саж. (174 828 600 м3), на сумму до 30 000 000 рублей.

Поэтому основной задачей на Дальнем Востоке должно являться превращение этого мёртвого капитала (леса) в валюту, которая в дальнейшем увеличит бюджет не только Дальневосточной области, но и в целом Республики».

Для решения этой задачи лесоводы высказались за широкую мобилизацию технических работников леса и сосредоточение их в органе управления, который призван к восстановлению и развитию промышленной деятельности. В заключение читаем: «Мы, лесоводы Забайкалья, ставим в известность высшие органы власти Дальнего Востока о том, что они не должны обвинять лесных работников в связи с постановкой лесоводами вопроса о самостоятельности Лесного ведомства».

Вот таким образом лесоводы Забайкалья в прошлом боролись за самостоятельность лесного хозяйства.

Григорий Климов,
заслуженный работник лесного хозяйства Забайкальского края
Фото sovainfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)