К премьере одноимённого фильма
Английский бокс, французский бокс, поединки в доспехах, тайский бокс, ушу, кунг-фу, тхэквондо, ёрои-кумиути, джиу-джитсу, дзюдо, айкидо, каратэ и т.д. Комплекс самых разнообразных динамичных видов движений тела, верхних и нижних конечностей человека, населяющего планету Земля, в целях защитить себя и вывести из строя противника, нередко с нанесением оному ущерба – от физического до морального. А ещё есть немало видов самобытных и не менее эффективных (и эффектных) видов национальной борьбы, распространённых в республиках бывшего Советского Союза и на территории современной России. Однако главный герой нашей сегодняшней встречи – единоборство, стремительное и жёсткое. Сегодня в «Телемании», накануне премьеры фильма «Легенда о самбо», что состоится 16 ноября во всех кинозалах страны и кинотеатрах Забайкальской государственной кинокомпании, – легендарное самбо и его основатели.
О забавах молодецких
Надо сразу отметить: где, когда и как появились в Древней Руси боевые искусства, как они развивались, доподлинно никому не известно, летописи об этом ничего не говорят. До нас, потомков, дошли разве что описания в ряде былин, особенно новгородских, кулачных боёв, причём в этих боях, кроме кулаков, не возбранялось использование небольших дубинок, кистеней, аршинных посохов (эдакие шесты-деревяшки длиной до метра и более), изредка – коротких ножиков.
Бравы новгородские молодцы да мужики «единоборствовали» так увлечённо и с таким энтузиазмом, что в 1478 году, когда Новгород был присоединён к Московской Руси, патриарх Никон немедленно приказал спалить всё дубьё для кулачных боёв. Особо рьяным фанатам «единоборств», которые допускали и приветствовали поединки до «смертоубойства», публично и официально пригрозил проклятьем и преданием анафеме.
Разумеется, подлинно молодецкая потеха, несмотря на угрозы патриарха, не уменьшила своей популярности не только в Новгороде, но и по всей стране. В подобных боях никаких правил и запретов особо не было, причём дрались не стенка на стенку, а «толпным методом», то есть каждый бился сам за себя и против всех.
Наконец, в XVIII веке документально появились первые описания стеновых кулачных боёв, причём таких жестоких, что в 1726 году даже вышел полицейский указ, где среди прочего значились таких строки: «…чтобы увечного в бою не было б и кто упадёт, лежащих никого не били б».
В конце просвещённого XIX века в Россию пришли английский и французский бокс, греко-римская борьба (до середины 1940-х в нашей стране называлась французской), а в начале ХХ века – японское джиу-джитсу. Однако школ каких-либо боевых искусств (единоборств) в нашей стране не было. Даже в армии они не изучались. Ситуация резко изменилась вскоре после Октябрьской революции – в начале 1920-х солдаты спецподразделений Красной армии начали обучаться мастерству рукопашного боя. И наконец, ровно 100 лет назад, в 1923 году, в Москве открылась первая секция такого нового в истории единоборств вида, как самбо.
Два воина
Отцы-основатели, пионеры, горячие энтузиасты нового спортивного и боевого единоборства, рождённого в СССР…
Первый – Виктор Афанасьевич Спиридонов, 1882 года рождения, из мещан Вятской губернии, ветеран Русско-японской войны 1905 года, участник Первой мировой войны, боевой офицер-фронтовик и «изобретатель» искусства рукопашного боя на основе ряда приёмов джиу-джитсу, который назвал поначалу самоз (от слова «самозащита»). А к 1923 году Виктор Афанасьевич окрестил своё ещё более усовершенствованное детище по-новому – самбо (самозащита (а где надо, и нападение) без оружия).
Второй – Василий Сергеевич Ощепков, 1892 года рождения, с Сахалина. Родители – каторжане и ссыльнопоселенцы. Надо заметить, биография второго отца-основателя самбо и родоначальника советского дзюдо настолько экзотична, что только она уже могла послужить отдельным сценарием захватывающего приключенческого фильма.
Круглого, с 8 лет, сироту Васятку Русская православная миссия вывезла с оккупированного с 1905 года японцами Южного Сахалина и отправила в сентябре 1907-го на учёбу в семинарию в Киото. Далее – увлечение дзюдо, без отрыва от семинарии поступление в престижный, почти закрытый для иностранцев Кодокан – токийский институт дзюдо, получение первой мастерской степени – сёдан (первый дан). Окончание семинарии, отказ от карьеры священника. Возвращение в Россию, работа переводчиком (японский, английский языки) в русской контрразведке Харбина, затем Владивостока. Вновь выезд в Токио. Получение второго дана по дзюдо. В 1919-м работа на колчаковцев и японцев в Управлении военных сообщений, где он вышел на связь с группой подпольщиков-большевиков.
В 1921-м Ощепков купил кинопроектор и стал делать кинопрокатный бизнес на оккупированном японцами Южном Сахалине, эффективно, с блеском добывая информацию для советской разведки. Перебрался в Токио, где создал широкую сеть разведагентуры. В 1926 году его вернули в Россию. Вскоре он был переведён в Новосибирск, уже как военнослужащий Красной армии. Именно там, в Новосибирске, в кружке Осоавиахима при штабе Сибирского военного округа Василий выступил с рассказом о дзюдо и демонстрацией его возможностей, да так, что руководство немедленно организовало для сотрудников обучение приёмам самозащиты и нападения. Информация об эффективном виде боевого искусства дошла до центра, и в сентябре 1929 году в Москве открылись двухмесячные курсы. В этом же году Ощепков стал преподавать в Государственном центральном институте физической культуры. Здесь, ознакомившись с видами борьбы народов СССР, проанализировав ряд восточных единоборств (ушу, айкидо, сумо и т.д.), а также технику штыкового боя, и «смешав» всю эту гремучую боевую смесь, на основе дзюдо он создал ещё более совершенное, если требовалось, то и смертоносное для вражеского противника единоборство – То Самое Самбо.
Факт о самбо. 16 ноября 1938 года самбо было официально внесено в число официальных видов спорта СССР.
Два самбо
Здесь надо пояснить: существовало (и существует) два вида самбо – классическое (оно же спортивное) и боевое. Первое – это оборона, бросковая техника и болевые приёмы, второе – ещё и атака, лишение противника возможности к сопротивлению. Здесь применяются удары как руками, локтями, так и ногами, коленями, а также удушающие приёмы. В классическом варианте они запрещены. Боевое самбо более зрелищно, эффектно, динамично, довольно близко к боям без правил (ММА) и, понятное дело, более опасно.
Итак, Защита и Нападение. Спиридонов и Ощепков… Два отца-основателя самбо, два вечных конкурента, два непримиримых соперника за право первородства самбо. Плюс третий – верный ученик Ощепкова Анатолий Харлампиев, впоследствии заслуженный мастер спорта СССР и тренер, приложивший немало усилий в 1930-х годах для объединения двух конкурирующих школ самбо в одну, внедрение нового боевого рукопашного искусства среди не только военнослужащих, сотрудников НКВД и милиции, но и распространения его среди молодёжи СССР как нового вида спортивной борьбы.
Кино «Легенда о…»
Вся эта удивительная, жёсткая история появления самбо, с её былью и небылью, просто не могла пройти мимо такого самобытного режиссёра, как Андрей Богатырёв. Он снискал известность у зрителей в первую очередь приключенческим боевиком-истерном с элементами фантастики «Красный призрак» (2021) о советском народном почти супергерое-мстителе, борце с немецко-фашистскими захватчиками. И вот «Легенда о самбо» (16+) – необычный, адреналиновый и с повышенной остротой сюжета новый фильм Богатырёва – выходит на всех киноплощадках страны уже 16 ноября.
Факт о фильме. «Легенда о самбо», по заявлению его создателей, не является полностью историко-биографическим фильмом, а представляет собой «комикс, сделанный в духе советского конструктивизма».
Сюжет: СССР, Москва, 1936 год, канун Спартакиады. Бывший белый офицер, а ныне сотрудник НКВД, мастер боевых искусств Виктор Спиридонов (Дмитрий Павленко – «Не послать ли нам… гонца?», 1998, «Дыхание», 2023) знакомится с опальным агентом советской разведки Василием Ощепковым (австрийский актёр Вольфганг Черни – «Миссия невыполнима: Племя изгоев», 2015, «Красный призрак», 2020), который долгое время обучался дзюдо в Японии. Поначалу они находят общий язык, потому что одержимы идеей создания национального искусства самообороны. Но совместная работа вскоре оборачивается непримиримым противостоянием. Напряжение боёв, интрига соревнований, схватка с противниками из нацистской Германии, великая эпоха открытий и надежд – всё это переплетается с судьбами двух великих создателей самбо и их ученика Анатолия Харлампиева (Антон Вохмин, дебютант в большом кино), стоящего перед сложным моральным выбором между двумя школами нового единоборства и двумя соперниками…
Актёры, исполнившие главные роли в фильме, прошли двухмесячные курсы самбо, хотя для Вольфганга Черни они дались проще – он ещё до съёмок увлекался боксом и капоэйрой.
Во время съёмок случались и курьёзы. Так, с тем же В. Черни пришлось изрядно помучиться гримёрам, так как его герой Ощепков в жизни был лысым. Актёр было предложил обрить голову, но ему резко возразил режиссёр Николай Лебедев, снимавший в это же время фильм «Нюрнберг» (2023), где Черни также был занят (Хельмут «Хаммер»). В итоге гримёрам «Легенды» пришлось тратить каждую смену около трёх часов, чтобы приклеить актёру лысину, которая, когда он дрался и кувыркался в кадре, каждый раз отклеивалась.
Для ряда боевых сцен иногда приходилось делать по 15 дублей, причём ни один из актёров (включая женщин) не пользовался услугами каскадёров.
P.S. Факт о самбо. 20 июля 2021 года, уже во время запуска проекта «Легенда о самбо», Международный олимпийский комитет впервые признал самбо олимпийским видом спорта.
Сергей Балахнин,
иллюстрация автора