Как пишет ведущий международный журнал The Diplomat, Китай переживает бум сельского туризма. Деревни хотят воспользоваться своим живописным ландшафтом, нетронутой природой, чистым воздухом, родниковой водой, народными обычаями и, конечно, радушием сельчан для возрождения хозяйственной жизни.
Исторически сложилось так, что сельские жители стремились к процветающей городской жизни, что побудило многих отказаться от своих корней в поисках лучших условий. В 1980-х и 1990-х годах 260 миллионов человек в Китае покинули свои деревни и подались в города, где больше перспектив трудоустройства, возможностей для получения образования, бытовые удобства и удобный транспорт. Но сейчас ситуация резко изменилась, и уже многие горожане, уставшие от жизни в условиях жёсткой конкуренции в напряжённом ритме городской среды, стремятся хотя бы на время насладиться прелестями сельской жизни. Статистика свидетельствует: в годовом исчислении количество путешественников в сельские районы выросло на 55,5%.
С учётом этой тенденции, крупнейшее туристическое агентство Китая объявило в марте 2021 года о плане по обучению 10 тысяч профессиональных агентов с упором на сельские направления. Генеральный директор Джейн Сан заявила, что сельский туризм является ключом к возрождению сельских районов. В 14-м пятилетнем плане национального правительства на 2021–2025 годы сельскому туризму уделено большое внимание с целью инвестирования в сельские районы с заметными географическими и этническими особенностями.
Местные жители, вдохновлённые официальными предложениями правительства, модернизировали крестьянские дома для развития туристического бизнеса. В 2021 году Юцунь и Сиди, две китайские деревни, добились такого экономического роста, что были отмечены ЮНЕСКО как лучшие туристические деревни мира. Тем не менее, не у всех получается успешный сельский туризм. Многие деревни, например, не могут найти уникальное торговое предложение. Антрополог Ляо Юэ по этому поводу пишет так: «С таким количеством деревень, которые следуют одинаковым моделям развития, новым направлениям трудно выделиться из общей массы». Потенциальные туристические деревни, часто ослеплённые надеждами на процветание, выделяют значительные суммы денег на ремонт и модернизацию, беря кредиты там, где доходы не могут покрыть расходы на ремонт. В условиях кризиса долгового риска эта практика становится ещё более опасной, поскольку главы сельских администраций опрометчиво берут взаймы».
Один из самых эффективных способов, которыми деревня может выделиться на перенасыщенном рынке, – это выделить и «преподнести» уникальные культурные особенности своего региона. Существует множество уникальных особенностей – от местных обычаев до экзотической кухни, которыми наиболее успешные деревни привлекают туристов. Например, в деревне Сицзян провинции Гуйчжоу этническая традиция группы народов мяо устраивать вечеринки с рисовым вином стала визитной карточкой деревни, превратив историческую бедность региона в процветание.
Ожидается, что к 2025 году количество туристов, посетивших сельские деревни, достигнет 4 миллиардов. Но успех требует тщательной подготовительной работы с учётом всех факторов рыночной конъюнктуры.
Сергей Акулов,
по материалам thediplomat.com
Фото: SONG1907, Wikimedia Commons