Микс, смешивание, коктейль… Иногда вкусно, иногда неудачно и, стало быть, невкусно или средненько. Но если два главных ингредиента абсолютно противоположны, может получиться и Нечто летящее, воздушное, словно крылатое… Нет-нет, уважаемые друзья, ведущий «Телемании» вовсе не озаботился в условиях приближающегося Нового года разработкой и готовкой определённых веселящих «улётных» напитков, предназначенных для встречи долгожданных зимних праздников. Просто невольно пришло в голову такое, немного нестандартное сравнение.
В данном случае речь идёт об удивительной попытке «микса» в далёком 1976 году – смешивания абсолютно противоположных политических систем, идеологий, социального строя, культуры двух супердержав – СССР и США – посредством кинематографа. А ещё эта история является сказкой, которая может заранее послужить в качестве новогодне-рождественской истории, отчасти поучительной. Итак, сегодня в «Телемании» мы отправляемся в кинополёт за Синей птицей!
Сказочники и политика с «разрядкой»
В нашей стране кинематографисты всегда знали толк в создании великолепных сказок. Имена великих советских режиссёров-сказителей Александра Роу, Александра Птушко, Надежды Кошеверовой, Леонида Нечаева, Бориса Рыцарева и других вписаны золотом в историю отечественных и мировых киношедевров. За океаном имелись свои мастера, работы которых, случалось, шли с успехом и в советском прокате. Помните, друзья, зрелищные, с восточным колоритом и весьма кассовые, как у нас, так и у них, картины «Золотое путешествие Синдбада» (1973, реж. Гордон Хесслер) и «Седьмое путешествие Синдбада» (1957, реж. Натан Юран)?
Но сказки сказками, однако в нашей истории первой сказала своё слово политика. Несмотря на то, что бушевала холодная война, между её главными идеологическими противниками к середине 1970-х годов вовсю велась политика «разрядки», то есть снижения накала отношений между супердержавами: ширились мирные инициативы, общественно-политические, экономические, научно-технические связи и т.д. Коснулась политика «разрядки» и культуры, в нашем случае – кинематографа. В 1975 году по инициативе СССР соответствующим руководством было принято решение создать прецедент – первый большой крупнобюджетный совместный кинопроект с участием звёзд – известных киноактёров и актрис с той и другой стороны.
Синяя птица
В качестве первоосновы для сюжета и сценария будущего фильма известное за рубежом Всесоюзное объединение «Совинфильм» (советская организация, занимающаяся совместными кинопроектами с иностранными партнёрами) предложило нейтральное, но очень известное и популярное, как в США, так и в СССР, литературное произведение. Одно из условий сторон было соблюдено – его автором являлся не американский писатель и не русский. Выбор пал на знаменитое бессмертное творение бельгийского писателя-драматурга, классика литературы начала XX века Мориса Метерлинка, его пьесу-сказку-притчу «Синяя птица», написанную в 1905 году.
Сюжет пьесы был не только сказочным, но и философским, показывающим красоту жизни, её смысл, её величие, умение видеть в обычных вещах скрытые явления и смыслы.
…В ночь под Рождество мальчика и девочку Тильтиль и Митиль посещает Фея Берилюна. Внучка Феи больна, и спасти её может только Синяя птица. Благодаря волшебному подарку Феи дети получают возможность видеть души вещей. Неживые предметы (Часы, Огонь, Вода, Хлеб, Молоко и др.) преображаются в живых существ со своим характером. Все вместе они отправляются в опасное путешествие за сказочной Синей птицей. Тильтиль и Митиль общаются с умершими бабушкой и дедушкой, попадают в Царство ночи, оживший лес, Сад блаженств, Царство будущего, после чего возвращаются обратно и дарят Синюю птицу больной внучке феи…
Впервые в мире «Синяя птица» была поставлена 13 октября 1908 года великим русским театральным гением Константином Сергеевичем Станиславским на сцене Московского художественного театра и произвела настоящий фурор как у публики, так и у критиков.
Американская сторона с восторгом поддержала идею экранизации сказочной пьесы, популярной и в США.
Проект, сценаристы, продюсер, режиссёр…
К середине 1970-х годов, вопреки расхожему мнению целого ряда современных российских как поклонников кино, так некоторых «киноведов» и «критиков», в Соединённых Штатах советские художественные, документальные и научно-популярные («Дорога к звёздам», 1957, «Луна», 1965, реж. П. Клушанцев) фильмы были довольно широко известны массовому зрителю. Некоторые из них были обладателями «Оскаров» или номинировались на эти престижные статуэтки («Разгром немецких войск под Москвой», «Война и Мир», «Братья Карамазовы», «Чайковский», «Ватерлоо», «Дерсу Узала» (совм. с Японией), «А зори здесь тихие», «Белый Бим – чёрное ухо»). Голливудские продюсеры также с энтузиазмом поддержали идею «Совинфильма» и словом, и делом, вкладывая в 1975 году в будущий фильм 12 миллионов долларов – очень и очень солидную по тем временам сумму, превышающую даже затраты на производство зрелищного блокбастера. Осуществлять проект с американской стороны взялась одна из мощнейших студий фабрики грёз – 20th Century Fox, со стороны СССР – не меньшая по объёму производства и технической оснащённости студия «Ленфильм».
Продюсерскую группу возглавил Пол Масланский (в будущем легендарный продюсер, в первую очередь благодаря культовой комедийной франшизе «Полицейская академия»).
Пьесу-сказку Метерлинка для киноэкрана с блеском адаптировала группа сценаристов во главе с именитым советским писателем и кинодраматургом Алексеем Каплером («Ленин в октябре», 1937, «Котовский», 1942, «Полосатый рейс», 1961, «Человек-амфибия», 1962) и американцы Хью Уайтмор и Альфред Хаес.
Кресло режиссёра в первом совместном советско-американском проекте занял мэтр заокеанского кинематографа, оскароносный Джордж Кьюкор. Он являлся автором более шести десятков картин, некоторые из них вошли в «золотую сотню» лучших лент Голливуда («Моя прекрасная леди», 1964, – восемь «Оскаров», «Филадельфийская история», 1940, «Родился вчера», 1950, «Звезда родилась», 1954). Несмотря на возраст (73 года), режиссёр решил тряхнуть стариной и с энтузиазмом согласился на предложение главного продюсера возглавить совместный проект «Синяя птица».
Сам фильм, согласно тому же двустороннему договору, должен был полностью сниматься на территории СССР – на «Ленфильме», а также в Москве и Подмосковье.
«Птичьи» мегазвёзды
Между тем на дворе стоял февраль 1975 года, и по обе стороны океана началась довольно сложная стадия подготовительной работы над «Синей птицей» – подбор актёров, или, как сейчас говорят, кастинг. В пьесе Метерлинка аж 67 персонажей, в киноверсии их количество относительно безболезненно сократили до 27.
Несмотря на то, отбор актёров на роли происходил коллегиально, последнее слово, согласно условиям контракта, оставалось за американским режиссёром, так же, как и право наложения вето.
На главные роли братишки и сестрёнки – юных Митиль и Тильтиль – были приглашены 7-летняя юная английская актриса Пэтси Кензит и 9-летний американский парнишка Тодд Лукинлэнд.
Пэтси уже успела засветиться в трёх телесериалах и четырёх кинофильмах, включая дважды оскароносного «Великого Гэтсби» от 1974 года. Тодд оказался тоже не новичком на экране – ещё до участия в «Синей птице» он снялся в семи сериалах и паре больших картин.
Как уже отмечалось выше, продюсеры не поскупились на финансирование. Коснулось сия щедрость и актёрского состава – на участие в проекте согласились мегазвёзды мировой фабрики грёз.
Так, блистательная, культовая Элизабет Тейлор взялась за воплощение сразу четырёх ролей – мамы Митиль и Тильтиль, колдуньи, Света и духа Материнской любви.
Очаровательная Ава Гарднер («На берегу», 1959, «Семь дней в мае», 1964) стала Удовольствием.
Эффектная Джейн Фонда («Барбарелла», 1968, «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», 1969, «Китайский синдром», 1979) превращалась в Ночь.
Известная темнокожая актриса Сисели Тайсон была готова «обернуться» кошкой Тилеттой – любимицей Митиль.
Пёс и сливочное масло
Ещё одним домашним любимцем – верным псом Тило – поначалу должен был стать американский актёр Джеймс Коко, но, забегая несколько вперёд, сообщу, что ещё в самом начале съёмок картины он был срочным порядком заменён на англичанина Джорджа Коула («Золотой приз», 1955, «Клеопатра», 1963 – Флавий). Причина? Трагикомична. Джеймсу Коко полностью не подошли… продукты в нашей стране. Актёр настолько привык к американскому фастфуду, что не смог нормально есть ни одно блюдо, как общепита, так и индивидуального приготовления, в СССР. Джеймс был вынужден питаться исключительно хлебом с маслом, в результате моментально набрал с десяток килограммов веса, отчего перестал входить в свой костюм для фильма, а затем ещё и разболелся – испортил себе желчный пузырь. Ни о каких съёмках уже речи быть не могло, и Коко вернулся домой – лечиться. Далее выбор пал на Коула, и тот не подвёл, поскольку и профи был отличный, и русскую кухню очень даже уважал.
…В конце февраля на «Ленфильм» прибыл главреж «Синей птицы» Джордж Кьюкор и вместе с русскими коллегами принялся за отбор наших актёров, в том числе и на главные роли.
…Но здесь, друзья, как говорится, «Стоп, мотор!». Продолжение истории единственного совместного и грандиозного кинопроекта СССР – США и его странной судьбе – в следующей «Телемании».
Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора