Когда восстанием евреев
Был этот Храм освобождён,
Стараниями Маккавеев
Огонь священный был зажжён…
Такое стихотворение увидит гость, если придёт в забайкальскую еврейскую общину в Чите. В эту субботу там отмечался праздник Ханука. Зажжение светильника, молитвы и поздравления – в одном из дальневосточных городов, в память о событиях II века до нашей эры, когда был освобождён и освящён Иерусалимский храм.
Хотя Забайкалье и далеко от Иерусалима, еврейское сообщество в Чите живёт и чтит национальные традиции. По субботам – шаббат – молитвы, изучение священной книги Торы, еврейского языка, традиций иудаизма, причём с подрастающим поколением. Ну и праздники, где собираются и взрослые, и дети, общаются, делятся новостями.
Эмиль Мерзоев учится в техникуме на столяра, он пришёл на праздник поздравить друзей, изучить традиции и пообщаться с молодёжью. Андрей Чесных состоит в общине по зову души уже много лет. «Собираемся каждую субботу на шаббат, день, который надо посвятить молитве. Шесть дней работаем, на седьмой день, на шаббат, еврейский народ отдыхает и собирается вместе», – говорит Андрей Иванович.
Праздник Ханука был установлен во II веке до н.э. в память об освобождении и очищении Иерусалимского храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы маккавеями, евреями-защитниками своей веры и своего народа. Они освободили святыни и свою землю от греко-сирийских войск в 165–164 годах до н.э.
Григорий Ерёмин, глава еврейской общины в Чите, рассказывает, что после победы над греками евреям нужно было освятить свою церковь, зажечь храмовый светильник – менору. Язычники уничтожили священное масло, оно осталось только в одном маленьком кувшине. Его хватило бы лишь на сутки, но чудесным образом оно горело 8 суток, освещая всё вокруг.
«Глобально наш праздник символизирует победу света над тьмой, злом. Достаточно маленькой искры света, чтобы разогнать большую мглу, как и в личном, так и в общемировом смысле. В этом году мы зажигаем ханукальные свечи с 7 декабря, – говорит Андрей Чесных. – Есть и домашние светильники. От рабочей свечи в первый день зажигаем одну свечу, во второй ставим две свечи, в третий – три, и так далее. Читаем молитвы на иврите: «Благословен, Ты, Господь Бог наш, владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник». Лично для меня эти традиции сохранили предки, хотя в советское время люди скрывали свою религиозность, своё происхождение».
Людмила Семёновна Кравцова приходит на праздники общины уже почти 30 лет. «И не сосчитать, очень давно, – говорит она. – Я тут работала, английский преподавала детям. Они выросли, славные, образованные ребята, кто-то уехал в Израиль. Мы тут хоры организовывали, с нашей Татьяной, хормейстером, выступали. Как-то раз пошли в железнодорожную больницу концерт провести, показали себя, одна из представительниц общины работала врачом. Сегодняшний праздник – это встреча друзей, сохранение наших традиций, воспоминания».
«Перед зажжением светильника читаются две молитвы в прославление Бога, который помог выстоять еврейскому народу и тогда, под гнётом язычников, и в последующие времена, – говорит представитель общины, Сергей Акулов. – Я здесь около 20 лет, преподаю детям иврит. Лично для меня это праздник возрождения народа, который сумел сохранить свою религию, свои традиции, свой язык, несмотря на сложности и удары судьбы. Прихожу по субботам на молебен, обсуждаем главы Торы – нашей священной книги, совершаем трапезы. Зажигая первую свечу, мы думаем о тех, кто одинок, о девушках и мужчинах, которые мечтают о семье, вторая свеча посвящена супружеской жизни евреев, и здесь подчёркивается, что люди разные и в каждом есть хорошее. Третья свеча посвящена детям, четвёртая свеча подвигает нас задуматься о матери, пятая свеча – пятикнижие, Тора, обучение, заповеди. Шестая – религиозные корни евреев, седьмая свеча посвящена храму и светильнику меноре, восьмая – пониманию природы.
Немного молитв, и к зажжению светильника подводят самых маленьких представителей общины. Потом – подарки детям и подросткам, ведь Ханука считается праздником и подрастающего поколения. Сергей Григорьевич демонстрирует четырёхгранный волчок – символ торжества света. Для непосвящённого – обычная игрушка с узорами, а для еврея эти символы обозначают фразу «Великое чудо было там» – освобождение еврейского народа и его храма. Детский волчок с буквенными символами важных для народа событий помогает приобщать ребятишек к празднику Хануки и продолжать священные традиции.
Виолетта Вдовяк,
фото автора