Это случилось первый и единственный раз за всю историю двух самых крупнейших кинематографий мира и двух супердержав – СССР и США. В 1975 году, несмотря на ожесточённую холодную войну, и вместе с тем благодаря политике «разрядки», по инициативе советской организации «Совинфильм» посредством сотрудничества студий «20th Century Fox» и «Ленфильм» был запущен в производство по-своему уникальный и крупнобюджетный кинопроект.
Сегодня, накануне самых любимых и ожидаемых зимних праздников, а также в качестве традиционного рождественско-новогоднего рассказа, мы продолжаем историю слегка подзабытого, но совершенно удивительного кинопроекта с участием мировых киномегазвёзд – советско-американского сказочного и музыкального волшебного действа под названием «Синяя птица»! Ну, а теперь вперёд! Летим в 1975-й и далее за ней… За «Синей птицей»…
Напомню, что кресло режиссёра первого советско-американского кинопроекта «Синяя птица» занял известный оскароносный Джордж Кьюкор, будучи в уже весьма солидном возрасте – 75 лет. К началу 1975 года начался отбор актёров (в картине было задействовано более 27 ролей) – отличных профессионалов (включая двух главных героев – 7-летнюю Пэтси Кензит – Митиль и 9-летнего Тодда Лукинлэнда – Тильтиль) Сиселли Тайсон (кошка Тилетта), Джорджа Коула (пёс Тило), Ричарда Пирсона (Хлеб). Были там и мировые мегазвёзды: Элизабет Тейлор (4 роли в фильме – мамы главных героев, колдуньи, Света и Материнской любви), Джейн Фонда (Ночь) и Ава Гарднер (Удовольствие)…
Наши в «Синей птице»
В конце февраля в СССР на «Ленфильм» прибыл главреж «Синей птицы» Джордж Кьюкор и с русскими коллегами принялся за отбор наших актёров, в том числе и на значимые (хотя и не совсем главные) роли. Так, Молоком стала почти без проб блистательная Маргарита Терехова, сладким добряком Сахаром также безо всяких оговорок предложили стать Георгию Вицину, Клоуном (Кто бы сомневался. – Прим. автора) – Олегу Попову, жарким Огнём – танцовщику балета Евгению Щербакову («Синяя птица» стала единственным фильмом в его творческой карьере).
Самой Синей птицей в человеческом облике режиссёр, очаровавшись внешностью и высоким профессионализмом, предложил стать артистке балета, 19-летней Надежде Павловой. Разумеется, не всё шло гладко. Наши актёры Кьюкору были не слишком известны. Изначально здесь советской стороной оказывалась серьёзная помощь, но случались и проколы. Так, на довольно яркую роль Воды в музыкальной сказке претендовала Людмила Гурченко. Режиссёру понравились её фото- и кинопробы, но далее имела место личная беседа Кьюкора с популярной советской актрисой и… Что там поведала Людмила Марковна американцу, остаётся только гадать. Роль Воды после изучения раздражённым и расстроенным главрежем нескольких ленфильмовских альбомов со снимками актрис была передана балерине Ленинградского театра оперы и балета Валентине Ганибаловой.
На яркие эпизодические персонажи «Синей птицы» были утверждены Сергей Филиппов, Гликерия Богданова-Чеснокова, Георгий Шпигель и др.
Волшебный киномаэстро
Как и полагается в музыкальном фильме (или мюзикле), для всех песенно-танцевальных сцен саундтрек писался заранее. «Синяя птица» не стала исключением. За дело взялись с американской стороны – опытный кинокомпозитор Ирвин Костал, с нашей – не менее опытный Андрей Петров. Далее произошло нечто… «Музыка мистера Петрова настолько прекрасна, что улучшить её просто нереально, а можно только испортить, – честно заявил американский композитор, – и я просто не могу конкурировать с ним…» В конечном итоге почти весь саундтрек в «Синей птице», за исключением небольшого фрагмента за авторством Костала, волшебно сияет мелодиями гения отечественной киномузыки Андрея Петрова.
Прибытие звёзд и… караул
В конце апреля 1975 года на «Ленфильме» появились в полном творческом составе американцы. Надо заметить, что перед появлением киногруппы из США на студии сделали по такому случаю большой ремонт (и даже заменили всю сантехнику).
Знаменитости Голливуда Элизабет Тейлор, Ава Гарднер и Джейн Фонда вызывали определённый интерес у советских коллег, но без сенсационности, поскольку опыт работы с иностранными звёздами в СССР уже имелся (Шон Коннери, Клаудиа Кардинале – совместная картина СССР, Великобритании и Италии «Красная палатка», 1969, реж. М. Калатозов; Софи Лорен – «Подсолнухи», Италия – СССР – Франция, 1970, и т.д.). Правда, звёздная троица имела свои причуды. Особо этим отличалась миссис Тейлор, причём ещё до прилёта в Ленинград. «Царица Клеопатра» пожелала, чтобы у трапа её встречала… рота почётного караула, а на лётном поле гремел в её честь салют. Такая встреча могла сопровождать только прибытие высших представителей иностранных держав, но не… В общем, звёздной актрисе было категорически отказано, и она утешилась и без того тёплой встречей советской делегации с массой журналистов и последующим большим торжественным банкетом в одном из лучших ресторанов северной столицы СССР.
Начало, КГБ и… обед «по-демократически»
Съёмки «Синей птицы» начались в мае и проводились в Ленинграде, Павловске, Пушкине, а также в Москве и Ялте. Несмотря на политику «разрядки» в отношениях между СССР и США, тот факт, что холодная война и не думала завершаться, а скорей наоборот, на съёмочной площадке почти постоянно (и незаметно!) присутствовали представители соответствующих спецслужб. Причина – не допускать возможных провокаций либо конфликтных ситуаций, способных обострить обстановку внутри смешанной киногруппы. Нашим актёрам особо не рекомендовалось близко общаться с американцами. Даже обедали они отдельно. И вроде всё было, как говорится, по делу, пока не случился прокол, причём в один из первых съёмочных дней. Советские киношники во время большого перерыва привычно добыли из своих пакетов нехитрую снедь: булочки, бутерброды, кефир, у кого – чаёк из термосов. Голливудовцам же обед доставили из ресторана «Астория». А далее «предводительница» звёздной команды Элизабет Тейлор утроила невероятный скандал: «Сниматься отказываюсь!» На вопрос перепуганного руководства фильма звезда заявила: «Либо кормите всех из ресторана, либо…» Ну, в общем, звезда и «демократия» победили.
Колдунья и Удовольствие
Надо заметить, что с блистательной Тейлор во время съёмок «Птицы» имел место целый ряд скандальных «штучек», причём не всегда положительных, как, скажем, в случае с «трапезной демократией». Причём от выкрутасов «вечной Клеопатры» стучало сердце не только советской, но и американской стороны. Миссис Тейлор оказалась неравнодушной к горячительным напиткам, причём «общалась» с ними и в процессе работы, да так, что в иную съёмочную смену была не в силах играть. Интересно, что не менее лихо «конкурировала» с ней по части любви к горячительному её соперница по цеху и жизни – другая мегазвезда Голливуда – Ава Гарднер. Забавно, что актриса исполняла в сказке-мюзикле роль такого необычного и специфического персонажа, как Удовольствие. Голливудские дивы и так хронически конфликтовали на съёмках, не особо смущаясь маленьких актёров и советских коллег, а веселящие жидкости только повышали «градус» их отношений. Руководству группы и нашим актёрам постоянно приходилось гасить конфликты разными ухищрениями.
И всё-таки, несмотря на старания международной кинокоманды работать достаточно слаженно и дружно, вышло так, что вместо 3–4 месяцев работы съёмки, по разным причинам (включая «выкрутасы» звёзд), затянулись на полгода.
Скромная коммунистическая Джейн
Третья голливудская дива, Джейн Фонда, исполнявшая в фильме роль Ночи, была самой спокойной и моментально привыкла к обычному советскому быту, да так, что, к удивлению скандальных коллег, сама стирала и гладила свою одежду, штопала чулки и даже «по-русски» жарила картошку. В то время Джейн особо интересовалась всем, что было связанно с коммунизмом, и с восторгом принимала многие достижения СССР. Одно только смущало, а иной раз «доставало» её русских коллег: актриса к месту и не месту часто заводила с ними разговоры об учении Маркса и Ленина, иногда ставя их в тупик, а то и пыталась вызывать дискуссии на эту тему.
Режиссёр, фильм и… вуду
Съёмки крупнобюджетной картины, нашпигованной массой музыкальных, песенных и танцевальных номеров, а также определённой философией первоисточника – не совсем детской пьесы-сказки Метерлинка, несмотря на трудности, подходили к финалу. И тут возрастной главреж проекта Джордж Кьюкор, возлагавший большие надежды на «Синюю птицу» как на красивый, эффектный и, возможно, оскароносный финал своей карьеры, начал понимать, что происходит не совсем то, на что он рассчитывал. Шедевр явно не получался. Это почувствовали даже продюсеры. И всё вроде было красиво, эффектно, но… В конечном итоге 75-летний, замотанный съёмками Кьюкор начал обвинять единственную темнокожую актрису проекта Сисели Тайсон (кошка Тилетта – любимица маленькой главной героини Митиль), причём на полном серьёзе, что она занимается… магией вуду, чтобы испортить фильм. Странно, но нашлись и те, кто этому поверил…
«Синяя птица»: неудачный полёт или…
Съёмки, монтаж, последующая озвучка, дубляж фильма завершились к концу 1975 года. Премьера «Синей птицы» состоялась в США 5 апреля 1976 года, а в СССР – спустя 10 месяцев – 3 января 1977 года. Однако, несмотря на рекламу, на весьма немалый по тем временам бюджет в 12 миллионов долларов, на блистательный звёздный состав и великолепные музыкальные номера, первый и единственный в истории США и СССР совместный кинопроект почти потерпел фиаско (по крайней мере, финансовое – лента в США в тот год принесла всего 887 000$). Досталось и от критиков по обеим сторонам всем создателям картины (разве что за исключением автора саундтрека, танцоров советского балета и некоторых наших актёров), в первую очередь режиссёру Кьюкору, как писали тогда американские газеты, «растерявшему весь свой задор». В СССР фильм прошёл лучше, но всё же не оправдал возложенных надежд, к тому же одной из причин неудачного проката послужил тот факт, что «Птицу» прокатчики поставили исключительно на «детские» утренние сеансы, тогда как сказка с философским подтекстом была рассчитана отчасти и на взрослую аудиторию. И всё же волшебно-музыкальная, удивительная «Синяя птица» спустя годы обрела своего зрителя, прочно заняв своё место если не на «золотой», то уж точно на «серебряной» полке чудесных сказочных киноисторий.
Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора