Глава минздрава объяснила проблемы с записью к узким специалистам и посоветовала, как быть
Вместо традиционных пресс-конференций руководители ведомств всё чаще проводят прямые эфиры с Центром управления регионом (ЦУР). Такую встречу, перейдя по ссылке, может «посетить» любой забайкалец и в комментариях задать министру вопрос. Технический прогресс! В ногу с ним идёт и здравоохранение: к врачу можно записаться по интернету, о проблеме сообщить на горячую линию. Но не всегда всё работает так, как надо. Об этом 23 января шёл разговор с главой минздрава Оксаной НЕМАКИНОЙ. Слово ей.
Как записаться к врачу?
На приём в государственные медицинские организации забайкальцы могут записаться несколькими способами: через портал пациента – medreg75.ru и Единый портал государственных услуг – gosuslugi.ru. На официальном сайте министерства здравоохранения chitazdrav.ru вверху страницы есть кнопка «Запись на приём к врачу», с её помощью можно найти активные ссылки на оба портала.
Также можно позвонить в call-центры или посетить регистратуру учреждения.
Система взаимосвязана. Свободные «окна» для записи к врачу отображаются и на региональном портале, и на «Госуслугах». Когда человек записывается через портал пациента, свободная ячейка исчезает с «Госуслуг». То же происходит с записью через регистратуру и call-центр.
Сейчас критика повалится: «Это сделать невозможно». Это сделать возможно, но трудные моменты есть.
Проблемы признаём, видим, решаем
Люди действительно порой испытывают сложности с возможностью записаться через портал пациента и «Госуслуги».
Озвучу барьеры. Первый – периодически возникающие технические ошибки. Сейчас вся страна переходит на эту запись, бывают и сбои в интернет-соединении (из-за провайдера), и некорректная работа медицинских информационных программ. Стараемся решать в режиме онлайн. Ежедневно нам прилетает отчёт. Специалисты медицинского информационно-аналитического центра работают над каждой технической ошибкой, возникающей при записи на приём. Организационные ошибки медицинских учреждений тоже бывают, все поступившие обращения по этому поводу также обрабатываем в короткие сроки. За этим следит не только минздрав региона, но и федеральный, а каждую среду полный отчёт предоставляем губернатору.
По сравнению с 2022 годом работа в этом направлении стала лучше.
Что делает не так пациент?
Первая ошибка: человек не зарегистрирован правильно на портале «Госуслуги», именно в том сервисе, где записываются на получение медицинской помощи. Там, когда заходишь, нужно вводить ФИО, год рождения и т.д.
Если ты не зарегистрировался и не прикрепился по адресу места жительства к медицинской организации, появляются первые сложности. И это сложность именно техническая. Возникает не потому, что нет свободных талонов или медицинская организация не ведёт запись, а потому что вы не идентифицированы данным разделом портала: где вы, кто вы, к какому учреждению прикреплены.
Очень много технических ошибок в выборе медицинской организации: пациенты не могут найти её в списке. И опять же не потому, что организации там нет, а потому что не идентифицирован человек, который пытается эту организацию выбрать.
То есть первый шаг – регистрация. Правильная! Если пройти её, проблема с выбором медицинских организаций, как правило, исчезает.
Почему всё через терапевта?
По этому поводу много возмущаются, но мы работаем по методическим рекомендациям: свободно записаться в электронном виде можно к четырнадцати специалистам, а дополнительное обследование узкого специалиста назначает врач-терапевт.
И он же записывает (это называется «запись врач – врач»), чтобы пациент дальше пошёл именно по показаниям. Всё-таки врач, имея специальное образование, должен определить маршрутизацию пациента. Случается, что человек сам определяет, что ему надо к эндокринологу, а ему надо к кардиологу, притом срочно! Я вам как врач скажу, что иногда кажется, что болит желудок, а на самом деле это сердце – ишемическая болезнь. Позвольте решать врачу.
А если только рецепт?
Иногда у врача нужно не обследоваться, а, например, выписать рецепт. И тогда тоже возникает недопонимание жителей, почему нельзя хотя бы в таких случаях записаться напрямую, скажем, к эндокринологу. Но, повторю, мы работаем в рамках предоставленных нам нормативов, чтобы не перегружать узких специалистов.
Но ведь и к терапевту не попасть!
Да, нагрузка на врачей очень большая. Почему это происходит? Во-первых, мы (население) начали очень рано и очень много болеть. Между прочим, это зона ответственности и самого человека: наш образ жизни порой оставляет желать лучшего. Вредные привычки, неправильное питание, малоподвижный образ жизни, постоянный хронический стресс, то есть неумение отвлекаться от каких-то моментов.
Нагрузка на врачей большая. Плюс – мы не скрываем – у нас недостаточно специалистов. И это тоже определённый барьер для того, чтобы человеку своевременно попасть к врачам.
Что делаем в таких случаях? Мы увеличиваем нагрузку на врача… И наши доктора, как бы ни критиковало население государственную медицину, работают с очень большой нагрузкой. Но работают! И я очень благодарна моим коллегам за то, что они понимают, в какую профессию и для чего пришли.
Мы стараемся
Чтобы разгрузить основные приёмы, в КМЦ создан целый отдел доврачебной помощи. Туда могут обращаться люди, которые пришли «я только спросить» или за справкой. Во многих районах открыты специальные кабинеты. Там находится фельдшер, он может помочь информацией, что-то разъяснить.
По итогам 2023 года впервые (!) приток специалистов в госучреждения превысил отток их из региона и в частное здравоохранение. Это очень хороший показатель. Вы, может быть, напрямую сейчас не почувствуете, пока не заполним все бреши. Но мы уже видим, что доктора перестали так массово уезжать.
Ещё на что жалуются
На сбои в расписании во время приёма врача. Это происходит потому, что бывают очень сложные пациенты, со сложными заболеваниями. Предугадать это невозможно. Естественно, слетает всё оставшееся время. Врач загнан в угол, и за дверью 80 человек.
Приходится звать специалиста из другого отделения, чтобы успеть принять всех. (Бывают и здесь ошибки организационные, признаю.) Иногда врач сокращает время приёма. Но тогда пациент выходит из кабинета неудовлетворённый полученной медицинской помощью.
Стараемся балансировать в количестве принятых пациентов и в вычислении среднего времени приёма. Потому что всё-таки врачу нужно успеть не только посмотреть пациента, но ещё в этот же момент заполнить документацию… Но накладки бывают, согласна.
Звоните на 122
Я очень благодарна, что в такие моменты из учреждений сразу поступает сигнал. Линия 122 – не забывайте про неё – помогает оперативно реагировать на проблемы и нам, и руководителю учреждения. Люди звонят: «Очередь не двигается. Врач закрылся с пациентом и не выходит». Звонок тут же передаётся в минздрав и руководству, например, Клинического медицинского центра. Специалисты тут же реагируют.
А в телефоне – гудки…
Есть вопросы по записи на приём через call-центры – не дозвониться. Пиковое время действительно есть. Может быть, это связано с большей свободой у людей в определённое время дня. Тогда складывается ощущение, что дозвониться до call-центра невозможно, а когда дозвонился и пытаешься взять талон, талонов уже нет.
На сто процентов это тоже пока проблему не решает. Мы сейчас в поиске дополнительных решений. Ну и, конечно, кто умеют пользоваться порталами, расхватывают талоны очень быстро. Отсюда тоже бывает негатив от тех, кто привык брать талон именно в регистратуре. Но в порядке живой очереди стараемся таких людей принять. Особенно если состояние неотложное.
А я бы ещё рекомендовала тем, кто приходит и не может записаться, оставлять свои контактные данные, чтобы потом регистратуры и call-центры могли перезвонить и предложить другое время записи на приём. Если – повторюсь – у вас нет неотложного состояния. Экстренное состояние – это удел скорой медицинской помощи. Неотложное – поликлиник.
К стоматологу можно напрямую
Но здесь самая большая проблема – нехватка врачей. Даже по существующим нормативам государственной системе края не хватает десяти детских стоматологов. В прошлом году удалось привлечь двух специалистов именно в детскую стоматологию, но этого очень мало. Детская поликлиника работает в три смены.
Постараемся сейчас пересмотреть время приёмов и как-то сделать так, чтобы удовлетворить спрос населения на стоматологию. Думаю, найдём решение. Но ещё раз подчеркну: специалисты, которые трудятся в государственной системе, – это настоящие сподвижники. Спасибо им! При этом наибольший опыт и личностный рост можно получить только в государственном здравоохранении. Это моё личное мнение.
Что касается системы записи к специалистам, то в идеале человек не должен испытывать трудностей и вообще ходить ногами в регистратуру, а минздраву останется только следить, чтобы эта стройная система не давала сбои. 2023 год, по словам Оксаны Владимировны, значительно приблизил нас к этому идеалу. Ещё немного, ещё чуть-чуть…
Вопрос – ответ
Не могу записаться на приём к узкому специалисту. Почему?
Через «Госуслуги» можно записаться только к:
- участковому врачу-терапевту;
- участковому врачу-педиатру;
- детскому хирургу;
- детскому стоматологу;
- детскому или подростковому психиатру;
- стоматологу;
- стоматологу-терапевту;
- хирургу;
- офтальмологу;
- отоларингологу;
- психиатру-наркологу;
- фтизиатру;
- акушеру-гинекологу.
Записаться к другим врачам могут только терапевт, дежурный или лечащий врач.
Система выдаёт ошибку «Нет доступных специалистов». Что делать?
Ошибка может возникнуть из-за отсутствия свободных дат, нехватки врачей, или же этот специалист может принимать только по направлению.
Информацию о наличии врача и его расписании передают поликлиники. Если нужного специалиста нет в списке, обратитесь в регистратуру лично или по телефону.
Подготовила Елена Сластина,
фото с сайта Заб.ру