С самого раннего утра все ворота в Читинский дацан открыты настежь. Подходят люди, старшего поколения и молодые, и неторопливо совершают гороо – священный обход территории. Его необходимо пройти нечётное количество раз слева направо – так же, как движется солнце по небосклону.
С мыслями о будущем
В дацан приходят люди разных национальностей и любого вероисповедания. Проходя мимо беседок, каждый посетитель вращает молитвенные барабаны, в которых заключены мантры. И это равноценно прочтению молитв.
Подумать о прошлом, чтобы не допускать ошибок в будущем, сюда пришёл читинец Доржи Данзатов. Вот что рассказывает: «В преддверии Сагаалгана мы приходим сюда, чтобы заказать молебны, подумать о себе и о своей жизни. Буддизм – это не про потребительство, а философия о том, как жить в этом мире».
Читинка Татьяна Коневина сюда пришла вместе с подругой. Неторопливо обойдя круг и побывав в дацане, с улыбкой и светом в глазах поделилась, почему приходит сюда встречать этот праздник: «Бываю в дацане каждый год. Это моё утешение, благополучие и надежда. Мы живём на одной земле с бурятами, и у нас должен быть общий праздник. Всем здоровья и удачи!»
Настоятель Читинского дацана Баир-лама рассказал, почему важно совершать обряды и читать молитвы. Здесь всё имеет глубокий смысл.
«У нас начались большие молитвы, прошёл обряд Дугжууба, это очищение от негативных эмоций и негативной кармы. Это надо, чтобы люди, которые придут на молитвы, понимали, что в предстоящем году всё будет хорошо и чисто, чтобы последствия не отражались в наступившем году. Наши ламы-астрологи расскажут, что предстоят ожидать, что можно делать, а что нельзя. А если год будет напряжённым, – то, что можно предпринять».
Сейчас всё чаще говорится о том, что не стоит делить храмы и веру на национальности. У нас в Забайкалье мы все вместе встречаем и Белый месяц, и Пасху. Доброжелательное отношение и уважение друг к другу было и остаётся отличительной чертой забайкальцев. С этим полностью согласен Баир-лама: «Буддизм всегда относится ко всем живым существам с теплотой и добротой. У нас в Забайкалье мы живём в единстве и уважаем друг друга, приходя все вместе на наши праздники, посвящённые буддизму, православию и мусульманской религии. Это означает наше единство. Всё у нас получится в помощи друг другу!»
И всё же к наступающему новому году буддисты относятся с особой подготовкой и с чёткими целями. Почему нужно всё переосмыслить, отбросить плохое и думать только о хорошем, рассказывает настоятель. Вот что он пожелал землякам.
«Время очень быстро идёт, нужно иногда остановиться, прийти в хорошее святое место, где бывает душевно тепло, и в этом месте подумать о себе и о своей жизни. Подумать, что я сегодня делаю и что надо сделать, чтобы завтра было всё хорошо. Нужно, чтобы человек внутренне восстанавливался энергией.
Хочу пожелать нашим землякам в дни Белого месяца, который символизирует чистоту помыслов и полное просветление человека, учит нас согласию и теплоте, чтобы год был удачным, побольше радости, чтобы драгоценный и долгожданный мир поскорее наступил! Крепкого здоровья и благополучия!»
От чистого сердца
Масштабный праздник развернулся в посёлке Дульдурга. На фестиваль «Сагаалган в России начинается с Забайкалья» приехали представители из 12 районов. В числе почётных гостей – губернатор Забайкальского края Александр Осипов, сенатор Баир Жамсуев и заместитель главы региона Аягма Ванчикова. К слову, глава региона поздравил забайкальцев с наступившим праздником Белого месяца на бурятском языке, к чему участники фестиваля отнеслись очень восторженно.
Открытие фестиваля было намечено на полдень, а за два часа до этого участники праздника побывали на священной горе, которая находится на въезде в посёлок Агинское. Там, на месте символических коновязей, означающих восемь агинских родов, они поднесли белую пищу и свои молитвы к субургану Юндун-шодон.
Продолжение репортажа о масштабном празднике читайте в следующем номере
Виктория Александрова,
фото автора