Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта. Сегодня мы напомним нашим читателям, что делать, если вы приобрели некачественный товар, и насколько распространено это «невезение».
Помочь в защите прав покупателя товара или потребителя услуг могут Роспотребнадзор и суды. Как же в этой ситуации действовать жителям районов Забайкалья?
Прежде всего, стоит обратиться с письменной претензией и чеком в тот магазин, где вы приобретали товар. Пишите претензию в двух экземплярах, на одном из них торговая сеть или контора, которая реализует свои услуги, должна поставить отметку о получении и сообщить, куда звонить, чтобы отслеживать ход разбирательств. Как правило, добросовестные предприниматели в тот же день оперативно возвращают или обменивают товар на исправный, а предприятия ЖКХ – устраняют поломку. Если же поставщики некачественной услуги не решили вашу проблему, тянут время, не отвечают на звонки, обращайтесь с письменным заявлением в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю. Сделать это можно из любой точки региона по обычной почте (г. Чита, ул. Амурская, 109) или через сайт данной организации (во вкладке Управление/Обращения граждан/Приём обращений), пройдя регистрацию в ЕСИА (если проще – Госуслуги), что ускорит решение вашего вопроса. Можно обратиться и в МФЦ по месту жительства.
Получить консультацию Роспотребнадзора можно по телефону: 8 (3022) 26-24-17, отдел по защите прав потребителей. Соберите всю документацию: чеки, обращения в магазин, ответы или информацию о том, как долго вам не отвечают и не возвращают деньги. Эта информация понадобится при обращении в суд.
За 2023 год в Забайкалье Роспотребнадзором было проведено 806 проверок (в 2022 году – 261 проверка). В 2023 году управлением было подано 156 исков в защиту прав потребителей, из них 42 иска в защиту неопределённого круга лиц и 2 иска в отношении группы потребителей (в предшествующие годы коллективные иски не предъявлялись). Положительная динамика увеличения исковых заявлений (на 66% по сравнению с 2022 годом) связана, в первую очередь, с проведением разъяснительной работы и повышением правовой грамотности забайкальцев, а также с предоставлением помощи Роспотребнадзора социально незащищённым гражданам.
Прирост количества исковых заявлений произошёл в таких проблемных с точки зрения нарушений прав потребителей сферах, как услуги ЖКХ, дистанционная и розничная торговля. При этом уменьшение исков произошло в сфере туризма и перевозок различными видами транспорта, в сфере оказания финансовых услуг.
Как сообщает пресс-служба ведомства, в результате судебной и административной защиты в добровольном досудебном порядке, по делам, где даны заключения, а также в результате исковой работы управлением возмещён имущественный вред потребителям на сумму 24 572,8 тыс. рублей (в 2022 году – 17 760,9 тыс. руб.; в 2021 году – 11 061,2 тыс. руб.; в 2020 году – 12 604,2 тыс. руб.). Суммы возмещённого ущерба с 2020 года увеличились на 95%.
Виолетта ВДОВЯК