В прекрасное далёко, сто лет тому вперёд. Часть 2

Хоть глазочком заглянуть бы, заглянуть в грядущий век…

…И совсем скоро, через каких-то 48 часов, 18 апреля у нас, уважаемые друзья, зрители-читатели, появится возможность это сделать. А всё от того, что мы накануне нового, совершенно захватывающего путешествия во времени и пространстве с шансом заглянуть аж «Сто лет тому вперёд» (6+).

Хоть глазочком заглянуть бы, заглянуть в грядущий век…

Заглянуть через все «порталы»-экраны кинотеатров нашей страны и краевые киноплощадки Забайкальской государственной кинокомпании в прекрасное далёко посредством одноимённого зрелищного крупнобюджетного приключенческого фильма режиссёра Александра Андрющенко («Напарник», 2017, «Ёлки», 2010) снятого по мотивам повести Кира Булычёва. Какой будет встреча с обновлёнными кинореалиями сего произведения, как и с его главными персонажами – Алисой Селезнёвой и Колей Герасимовым, ставшими по воле современных кинотворцов несколько старше, как и другими героями, включая «криминал» в виде космических пиратов? В настоящую секунду прогнозировать сие не имеет смысла. Просто надо посмотреть фильм.

А сейчас – внимание! Сегодня, на старте (или перезапуске?) обновлённой версии киноприключений гостьи из грядущего Алисы в реалиях года 2024-го, мы отправляемся к её истокам. Мы уходим в путешествие по истории рождения одного из самых успешных кинопроектов телевидения СССР – знаменитой и по сей день невероятно популярной пятисерийной, поистине культовой ленты Павла Арсенова «Гостья из будущего» (6+), которой, кстати, исполняется ныне ровно 40 лет!

Всем вам друзья, вновь добро пожаловать на борт «Телемании», трансформированной в синема-машину времени. Продолжаем наш вояж транзитом через настоящее, в гости к легендарному прекрасному далёко: прошлому и будущему… В прошлой нашей встрече мы остановились в августе 1984-го. Напомню, автор этих строк и его друг, коллега и соратник по киноделу, отправились в совсем юном возрасте из Читы снимать один из своих первых короткометражных фильмов в Москву. Нам повезло, и мы попали на свободную экскурсию по киностудии им. Горького. Итак – три, два, один. Старт!

В прологе будущего. Август 1984-го (продолжение)

…Мы с интересом бродили в бесконечных студийных коридорах и глазели на множество массивных дверей с табличками, на которых значились названия проектов и имена режиссёров, занимавшихся их производством. «Гостья из будущего» – режиссёр Павел Арсенов. Да это же тот самый фильм – экранизация особо любимой в нашем тогда ещё недалеком детстве повести о приключениях отважной девочки Алисы из XXI века! О нём мы были уже наслышаны, и рука потянулась открыть заветную дверь. Увы! Было заперто. Мы в расстройстве и желании попасть в «будущее» принялись стучать. «Эй, молодые люди!» – мы оглянулись. Мимо проходил какой-то рослый дядька. «Вы что, на съёмку к Арсенову?» Мы объяснили, в чём дело, дескать, хотели понаблюдать съёмочный процесс и по возможности познакомиться с режиссёром. «Не повезло вам. На студии они почти не появляются. Вся команда на натурных съёмках, в городе где-то пропадает, а где – точно не знаю», – незнакомец развёл руками и удалился. Так что мы смогли тогда лишь прикоснуться к дверям, ведущим в это замечательное «будущее» и к его «гостье». Увидеть довелось только спустя год…

Крёстный «Гостьи» (хроносектор – осень 1979-го)

Они ехали в одном поезде «Севастополь – Москва», в одном вагоне, в одном купе. Оба возвращались со съёмок. У одного они были в самом разгаре – космические: со звездолётами, роботами, клонами, чужими планетами. У другого завершились: сугубо земные, лирические, драматические. Штатные режиссёры единственной в мире киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького Ричард Викторов («Через тернии к звёздам», 1980) и Павел Арсенов («С любимыми не расставайтесь», 1979). Арсенов, за плечами у которого были драмы, трагедии и даже авангардное кино, просил у знаменитого кинофантаста Викторова совета, чем ему заняться дальше: «Понимаешь, хочу теперь сделать этакое… необычное что-то… Может, вроде твоих «Отроков во Вселенной…» Вскоре за разговором выяснилось, что у киношников есть общий хороший знакомый и коллега, писатель Кир Булычёв (наст. имя Игорь Можейко).

– Паша, ты его новую книгу читал? В прошлом году вышла, «Сто лет тому вперёд» называется.

– Это о чём она?

– Продолжение приключений Алисы Селезнёвой из XXI века.

Арсенов оживился:

– Знаю, читал первую книгу «Девочка с Земли», очень понравилась.

– Прочти продолжение и попробуй им заняться. Космоса в ней почти нет, а потому с комбинированными съёмками будет чуть проще, наверное. Если что, помогу.

Кино по просьбам (хроносектор – январь 1980-го)

Через некоторое время после поездки режиссёр, пока так и не принявший окончательного решения по поводу новой картины, как-то встретился с учащимися одной из московских школ и задал вопрос: «Какой фильм вы бы посоветовали мне снять?» Арсенов получил 500 записок. Большинство просили снять фильм об Алисе Селезнёвой – экранизировать повесть Булычёва «Сто лет тому вперёд». «Видно, судьба. Чему быть, того не миновать», – на следующий день режиссёр с трудом отыскал в продаже книгу, прочёл и окончательно загорелся новой идеей. Встретился с автором повести и ударили по рукам: Булычёв выразил готовность стать соавтором сценария.

Сценарий: новые персонажи и жанр? (хроносектор – зима 1981-го – декабрь 1982-го)

Над сценарием под названием «Гостья из будущего» работали долго и кропотливо. Немало сцен и персонажей книги в связи с особой технической сложностью их съёмок было удалено. Но зато появились новые герои: робот-секретарь и уборщик Вертер из Института Времени, сотрудница этого же института, агент из будущего в XX веке – экзотическая красавица Лукреция, которую сценаристы затем переименовали в Полину и т.д.

Ныне мало кому известно, но «Гостья» могла стать фантастическим мюзиклом! К фильму планировалось написать 12 песен. Даже для космических пиратов были написаны тексты. Но, к счастью (или наоборот), Павел Арсенов передумал. В результате в картине прозвучала всего одна песня, но такая, что на следующий день после премьеры её подхватила вся страна.

Прекрасное далёко, да дорого

С самого начала уже было ясно, что объём превосходит все пределы хронометража обычного художественного и даже двухсерийного фильма, рассчитанного на прокат в кинотеатрах, а именно – 5 часов 17 минут! Руководство студии разрешило авторам делать картину для демонстрации на телевидении в пяти сериях, тем более что Госкино и ЦТ уже подготовили официальный заказ на её производство и финансирование. Сценарий «Гостьи» был готов к концу 1982 года. Прежде чем его утвердить, государственные продюсеры ознакомились с его содержанием и ахнули: Москва конца XXI века, космодром, Институт Времени, зоопарк с животными чужих планет («КосмоЗоо»), летающий транспорт (флипы, флаеры), роботы, инопланетяне, космические пираты… Когда заказчики пришли в себя, они лишь сказали: «Финансы на ваше «Будущее» мы всё равно дадим, но не в таких космических масштабах. Если не хватит, будете выкручиваться сами, товарищ Арсенов…» Выкручиваться товарищ Арсенов был готов. Сценарий был утверждён к производству в январе 1983 года, но режиссёр вдруг начал затягивать процесс подготовительного периода.

Без Алисы нет «будущего»

Несколько раз перечитав повести о приключениях Алисы Селезнёвой (на тот момент Булычёв написал их три, включая основу сценария фильма – «Сто лет тому вперёд»), режиссёр пришёл к выводу: пока не найдена подходящая девочка на роль главной героини, о съёмках не может быть и речи. Алиса должна быть симпатичной, живой, умненькой и почти ничем не выделяться среди своих десятилетних сверстниц из ХХ века, за исключением загадочной улыбки и взгляда. В сценарии даже была фраза, сказанная одним из одноклассников гостьи из будущего: «Смотрит-то как! Не по-нашему…» Ассистенты режиссёра приступили к усиленным поискам Алисы. Длилось это не один месяц.

После фотопроб более чем сотни кандидаток (все не прошли) одна из ассистенток режиссёра зашла в школу №692. И вдруг удача – сразу две Алисы! Первой оказалась Лена Рулёва из 5 «А». Девочке было предложено прибыть на следующий день к девяти утра на студию для фотопроб, но она слегла с ангиной и высокой температурой, о чём впоследствии очень переживала. Об этом поведала автору этих строк сама несостоявшаяся Алиса, Елена Рулёва, с которой он обучался в своё время, хотя и на разных кафедрах, в одном из институтов Москвы. Ученице параллельного класса повезло больше. Именно её привела на следующий день на студию ассистент. Режиссёр вспоминал: «Как-то заходит ко мне одна из моих ассистенток и говорит: «Павел Оганезович, смотрите, кто у меня!» А там из-под руки выглядывает этакое изящное маленькое существо в школьном фартучке: глазищи синие, бездонные, большие. И сияют. Улыбка застенчивая и какая-то неземная, что ли. «Да это же и есть Алиса!» – пронеслось у меня в голове».

– Ты какого года рождения, девочка? – спросил Арсенов.

Будущая Алиса явно заволновалась и убавила себе столетие по ошибке:

– 1872-го.

– Ну вот, ты у нас гостья из прошлого.

Все рассмеялись. Наташа была пластична, невероятно обаятельна, естественна и не боялась камеры. А ещё была очень начитанной, любопытной, энергичной и любила играть в шахматы. В этот же день Наташа была утверждена на главную роль. В марте 1983 года киномашина времени Павла Арсенова стартовала.

…Впрочем, здесь… Стоп-машина! Мы достигли предела пространства «Телемании». Продолжим наше хронопутешествие в следующей встрече.

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)