Хоть и говорится, что рыбак – самое терпеливое существо на земле, но терпение это проявляется только на самом лове, но никак не в ожидании его. Одно дело, когда ты заворожённо смотришь на поплавок, мерно покачивающийся среди камышей в ожидании подхода карася, и совсем другое – когда нужно ждать почти полтора месяца до заветной даты – 20 июня. Лёд уже давно сошёл, лишь Царь-батюшка Арахлей по-прежнему закован в белоснежный панцирь. О минувшей зиме напоминают лишь отдельные льдины по берегам горных рек, да и то только в тех местах, где русло сжимается распадками и куда не может попасть долгожданный тёплый солнечный свет.
Нерестовый запрет рыбаками воспринимается неоднозначно. Матёрые, обросшие тиной и легендами рыболовы терпеливо ждут начала сезона, а легкомысленные браконьеры устремляются на устья притоков Ингоды, чтобы успеть закрыть ленкам да хариусам ход на нерестовые ямы. И уже отмечались нашим сообществом такие случаи возмутительного отношения к природе, но меры никакие не принимаются. Лично я последний раз видел на водоёме инспектора рыбоохраны лет эдак двадцать назад, да и то это была, наверняка, случайная встреча. В то время как мы, порядочные рыболовы, сидим по домам, не рискуя даже брать в руки спиннинги, браконьеры нахально, при свете дня и с чувством полной безнаказанности атакуют реки Кручина и Оленгуй. По идее, мы тоже могли рвануть куда-нибудь в глушь и спокойно ловить ленков, идущих на нерест, но не делаем этого. Здесь же при всём честном народе они плавают, игнорируют замечания и угрозы полиции, деловито расставляют сети, успевают закидывать за воротник. Да, это простые русские мужики, которые тоже пытаются как-то выжить, принести домой побольше рыбы, однако же мы тоже люди и нам тоже хочется побаловать своих родных солидными уловами.
* * *
В это тоскливое межсезонье у нас есть время поразмышлять о рыбе насущной. Уже не раз мы с коллегами по удочкам ведём разговоры о том, что пора бы у нас в Забайкалье вводить платную рыбалку, потому как все остальные водоёмы атакованы недругами – если браконьеры рыбу не повышибут, то золотари точно потравят. Этой зимой мне довелось побывать на платной территории озера Ундугун. За пятьсот рублей девушка с погонами выписала нам пропуск и открыла шлагбаум. Нигде нет мусора, стоят специальные баки, дороги все укатанные, беседки, лавочки, мангалы, твёрдый берег. Сюда так классно приезжать не только на рыбалку, но и на отдых всей семьёй. Конечно, я считаю, что пятьсот рублей – это несколько дорого, но я готов платить за комфорт и, самое главное, покой.
А покой рыбаку ох как необходим, поскольку рыбалка – это не только непосредственно лов, но и созерцание прекрасного вокруг тебя. Вы посмотрите, что происходит в пик сезона на озере Арахлей. Сколько людей там травится водкой, сколько их разбивается на огромных скоростях, сколько тонет алкоголиков без чувства меры. А что творится на берегах несчастного озера? Весь лес загажен человеческими нечистотами, орёт музыка, машины идут нескончаемым потоком, дикие танцы до утра, маты, драки по поводу и без. И среди всего этого «великолепия» предлагается рыбачить?
Платная рыбалка подразумевает собой целый комплекс мер по разведению и сохранению определённой породы рыб с одновременным отсечением любителей выпить на лоне природы. Есть «платники», где вся пойманная рыба отпускается, а есть – где установлен лимит на вылов. Есть даже такое, что тебе твою же пойманную рыбу могут прямо тут приготовить на гриле. Отдельные парковочные места, зона кемпинга и зона рыбалки. Если бы какой-либо добрый человек взялся организовать такое место, я был бы самым первым и самым постоянным клиентом. С «платника» очень трудно уехать, ничего не поймав, и это тоже очевидный плюс.
* * *
Бесконтрольное браконьерство породило полную безнаказанность. Ивано-Арахлейский заказник получил определённый статус, запрещающий выезжать на лёд на машинах, парковаться ближе пятидесяти метров от береговой линии, однако же мы плаваем по озеру и видим сети, а к сетям привязана бутылка, в бутылке записка: «Вылов осуществляет ИП Иванов на законных основаниях». Да и Бог с ними, с этими ИП Ивановыми, их не так много, а вот все остальные открыто ставят сети. Приехали мы как-то на Шакшу, чудом нашли замечательное свободное место под сенью кустов, накачали лодку, развернули спиннинги и поплыли. Первый ряд сетей был в метре от берега, второй – метрах в пятнадцати, а когда мы наткнулись на третий ряд, то развернулись и покинули это место.
Вот все говорят, что чиновники закручивают нам гайки, что не продохнуть от новых законов, а я считаю так: правильно делают, что закручивают, потому что наша жадность не позволяет нам контролировать самим порядок вокруг. Мы же, пока не нахапаемся, пока не нажрёмся, не остановимся. Как говорится, если не сумеем украсть или урвать, то хотя бы понадкусаем. Не рыбацкий, но очень показательный случай произошёл на месте ДТП в Чите буквально на днях. Автомобиль съехал в кювет, и пока хозяева искали эвакуатор и ездили решать вопросы организации, какой-то выродок залез и украл аккумулятор. Может, ему он и не нужен, может, у него и машины-то нет, но как же можно пройти мимо, если что-то плохо лежит?
За примерами далеко ходить не надо. Стоит оставить лодку на ночь возле палатки, её можно утром не найти. Было много случаев, в том числе и с моими знакомыми, когда воровали снасти прямо из-под носа. В рыболовных магазинах, кстати, особой популярностью пользуются дистанционные сигнализации, которые можно поставить на лодку, чтобы спокойно спать. Дожились, да? В своей собственной стране мы не можем спать спокойно, потому что нас могут обворовать свои же соотечественники. И ты вынужден спускать лодку, убирать её в машину, ставить машину на сигнализацию и только потом идти в палатку. Я понимаю, рука зачешется, если ты нашёл что-либо, кем-то забытое на пустынном пляже, да и то эта рука бы у многих не поднялась. А тут они же планировали, сидели в кустах, выжидали, потом схватили лодку и, шарахаясь в темноте, пёрли её куда-то к себе.
* * *
Нет, товарищи, мы дожили до того дня, когда за удовольствие нужно заплатить. Сейчас среди рыбаков прошли слухи о том, что въезд на Ивано-Арахлейские озёра сделают платным. Сумма там, если не ошибаюсь, в районе ста рублей. И правильно! И делайте! Если эти деньги пойдут на благоустройство берега, на вывоз мусора, на системы видеонаблюдения и на работу патрульно-постовых служб, то я и триста рублей готов заплатить. Кстати говоря, я безумно благодарен именно сотрудникам ГИБДД, которые на выходных дежурят на трассе Арахлей – Чита и ловят пьяных сволочей. Вот правда, ребята, от души вам спасибо! Я понимаю, что мы с вами никогда эту битву не выиграем и не решим проблему пьянства за рулём, но благодаря вашей работе на дорогах становится на толику спокойнее. Я также благодарен за камеры скоростного контроля, которые появились на той же трассе. Пусть их будет в разы больше, зато памятников на обочинах будет меньше.
В качестве рассадника деградации лидирует Арахлей. На втором месте – Шакша, куда, кстати, приезжают более ответственные граждане, предпочитающие тихий отдых с детьми. Многих останавливает от отдыха на Шакше плохое состояние прибрежных дорог, куда на автомобилях с низким дорожным просветом не всякий сунется. Озёра Иван и Тасей сугубо рыбацкие, хотя встречаются и развесёлые компании. В прошлом году Тасей стал радовать рыбаков поразительным разнообразием ихтиофауны. Если раньше мы знали это озеро как сугубо карасиное, то теперь с успехом ловятся и щуки, и солидные окуни. Проблема, опять же, в прибрежных дорогах. После наводнения 2018 года озеро так и не смогло вернуться в свои берега, затопив низменность до дороги, поэтому рыбаки вынуждены ютиться на немногих сухих участках, а до мест лова добираться на лодках.
* * *
Мне по душе, конечно, озеро Иргень. Дорога до него плохая, расстояние большое, берега илистые – всё это создаёт невыносимые условия для любителей выпить, но идеально подходит рыбакам. Да и берега радуют высокими сопками и отсутствием машин. Кстати, здесь мне тогда и повстречались инспекторы рыбнадзора, которые бдительно следили за абсолютно пустынным водоёмом. Удобно. Помню, на заре моей журналистской карьеры мы ездили в рейды, на которых снимали специальными приспособлениями целые поля сетей. Если бы такие рейды были по нескольку раз в день, может быть, и порядка на озёрах было бы больше. Берегите себя!
Антон Доценко,
фото из архива автора