Гонка. Она длится уже… 129 лет! Самая длинная в истории человечества, захватывающая, выматывающая, увлекательно-завлекательная, азартная, драматическая, комическая, фантастическая и Бог ещё знает какая, при этом абсолютно непредсказуемая и… творческая. ГОНКА с большой буквы.
«Провокаторами» этого невероятного марафона 28 декабря 1895 года стали двое родственников-французов по фамилии Люмьер. Именно они дали отмашку своему детищу, окрещённому кинематографом, и после этого всё завертелось и понеслось, сначала со скоростью 16, затем – классических 24 кадра в секунду.
Служители нового искусства – сценаристы, операторы, режиссёры, актёры – рванули наперегонки: чей фильм интересней, красивей, необычней? Спор, чья кинокартина достойна называться произведением искусства, а не просто коммерческим продуктом для развлечения или авторским кинографоманским «не разбери, чего и зачем» набором изображений, грозил затянуться навечно. Если бы не… кинофестивали. Сразу отмечу, что история появления самых известных кинофорумов мира, а также их наград довольно любопытна и занимательна, а иногда даже драматична с точки зрения исторических событий, происходящих в мире.
Сегодня, в преддверии XI Забайкальского международного кинофестиваля, самое подходящее время обратиться к этой актуальной теме. Ну что, друзья, начнём, пожалуй… Гарантирую: будет интересно (ну, или, по крайне мере, познавательно)! Как бы то ни было, но из песни слов не выкинешь, и факты – вещь, как известно, упрямая. Всё дело в том, что…
Дуче – любитель кино
Самый первый в мире международный кинофестиваль прошёл в Венеции, на острове Лидо, с 6 по 21 августа 1932 года. Ещё в начале 1930-х годов большой любитель кино, дуче, был крайне озабочен отъездом из страны творческой интеллигенции и возрастающей «киноагрессией» Голливуда. Беннито Муссолини поручил Антони Мариани, генеральному директору Венецианского фестиваля искусств, который начал проводиться в Италии ещё с XIX века, разработать такую программу, в которую, помимо художников, театралов и музыкантов, был бы включён международный конкурс достижений в области кино.
Как приз… с горя не вручили
В первом в истории кинематографа кинофестивале приняло участие девять стран, которые представили на конкурс 29 полнометражных и 14 короткометражных фильмов, главным образом из Франции, Германии, СССР и США. В Венеции советский фильм режиссёра Николая Экка «Путёвка в жизнь» был включён в список лучших. Самим итальянцам не удалось здесь завоевать ни одной награды (!), и учредители фестиваля так сильно расстроились, что «позабыли» даже вручить главный приз – «Кубок Муссолини».
Но первый европейский кинофорум всё же привлёк к себе широкое внимание, и следующий кинофестиваль в 1934 году был уже более представительным: в нём участвовали 17 стран и 40 полнометражных фильмов. Тогда «Кубок» был вручен СССР за лучшую представленную программу, в которую входили фильмы «Весёлые ребята», «Гроза», «Новый Гулливер» и т.д.
Стал пропагандой
В последующие годы Венецианский кинофестиваль старался сохранить хотя бы внешнюю демократичность, и потому пышные торжества вызывали симпатии к режиму Муссолини у многих простых любителей кино. Венеция «подкупала» демократическую общественность, вручая награды и британским, и американским, и советским фильмам. Однако с укреплением фашистской Германии, ближайшего союзника Италии, фестиваль стал постепенно превращаться в навязчивую пропаганду «нового порядка».
Первый кинофест-скандал
Если иногда награды фестиваля и вручали кинофильмам демократических стран, то «Кубок Муссолини» теперь доставался только итальянским и германским лентам. В 1938 году в связи с этим разразился скандал: жюри Венецианского кинофестиваля под давлением германской делегации буквально в последнюю минуту изменило своё решение, и главный приз был разделён между итальянской лентой «Пилот Лючано Серра» и немецким фильмом «Олимпия», хотя в кулуарах говорили, что награду должны были получить американцы. Первая лента был ниже всякой критики, а немецкая – масштабный художественно-документальный рассказ об Олимпиаде, проходившей в 1936 году в Берлине – вызывала у многих откровенное раздражение если не прямой пропагандой нацизма, то восхвалением культа физического совершенства и силы прежде всего человека белой, явно «арийской» расы.
Кроме того, скандал усугубился и из-за Лени Рифеншталь, режиссёра «Олимпии» и любимицы Гитлера. Англичане и американцы официально заявили, что больше не будут принимать участие в Венецианском кинофестивале. Прорвалось наружу и недовольство делегаций демократических стран. Фестивальное движение зашло в тупик. А вскоре началась Вторая мировая война, и, естественно, в это время фестиваль не проводился.
Лев как награда
Возродился Венецианский кинофестиваль в 1951 году. Сменился и главный приз – место вычурного «Кубка Муссолини» занял изящный «Золотой лев Святого Марка», который приобрёл статус одной из самых престижных кинонаград мира. Первым его получил японец Акиро Куросава за картину «Расёмон». Советское кино также регулярно получало награды Венеции: «Садко» А. Птушко и чеховская «Попрыгунья» С. Самсонова удостоились «Серебряных львов» в 1953 и 1955 годах, а в 1962-м киномир узнал Андрея Тарковского, получившего «Золотого льва» за «Иваново детство»… В 2008 «Серебряного льва» получил А. Герман-мл. за фильм «Бумажный солдат».
По решению Сталина
В середине 1930-х первому в мире кинофоруму в Венеции, до тех пор единственному и неповторимому, пришлось «потесниться». Личным распоряжением главного кинолюбителя СССР И.В. Сталина в противовес с 21 февраля по 1 марта 1935 года был проведён Советский кинофестиваль в Москве. Помимо отечественных кинематографистов, в его конкурсе приняли участие авторы из Франции, Италии, Англии, Швеции, Чехословакии, США, Польши, Норвегии и Персии. Возглавлял жюри Сергей Эйзенштейн.
Главный приз (премия) – «Серебряный кубок» – был вручён кинокартине «Чапаев». Второй премией – малым «Серебряным кубком» – был удостоен француз Рене Клер за фильм «Последний миллиардер». Третью премию (также малый «Серебряный кубок») получил легендарный король анимации Уолт Дисней за его мультфильмы. Советские зрители были в восторге от праздника, но дальнейшему развитию кинофестивального движения в СССР помешала война.
И снова Москва
Один из крупнейших кинофорумов мира Московский международный кинофестиваль (ММКФ) возродился в 1959 году. О его растущем престиже уже говорило участие в конкурсной программе сразу 25 стран! Главными призами ММКФ были большие и золотые призы, золотые и серебряные медали. С 1989 года главным призом является золотая статуэтка «Святой Георгий».
Спасибо скандалу
«Не было бы счастья, да несчастье помогло» – гласит пословица. Яркой иллюстрацией народной мудрости стала история появления самого, пожалуй, легендарного кинофестиваля в мире – в Каннах. Знаменитый кинофорум появился благодаря… скандалу! Тому самому, вышеупомянутому, в Венеции 1938 года – между предвзятым жюри и кинематографистами будущих стран-союзников.
Найти выход из «фестивального тупика» смог лишь один человек – французский дипломат Филипп Эрланже, член жюри и учёный-историк. Он твёрдо верил, что надвигающейся войне может противостоять культура, и решил, что в противовес германо-итальянскому нужно учредить контрфестиваль во Франции. Положительному решению вопроса способствовал немецкий фюрер, когда весной 1939 года гитлеровские войска оккупировали Прагу.
Почему Канны?
Для проведения кинофестиваля были предложены два города – Биарриц и Канны (хотя более правильное название – Канн). Выбор пал на последний. В июне 1939 года французы сделали официальное заявление, что Канны полностью готовы к приёму гостей и фильмов. Открытие намечалось на 12 сентября 1939 года, но позже эту дату перенесли на первое число.
Несмотря на титанические усилия Эрланже, первый фестиваль в Каннах не удался, так как в нём приняли участие всего 5 стран. Кроме самой Франции, свои фильмы привезли США, Англия, Бельгия и СССР, а фильм, представленный Чехословакией, по сути, был французской продукцией.
Высшую награду – «Кубок Люмьера» – победителю должен был вручать сам «отец кинематографа» Луи Люмьер, почётный председатель кинофестиваля. Но 1 сентября полыхнула Вторая мировая война, и Европе уже стало не до кино.
Разруха в курортном городке
Но и после 1945 года Каннскому фестивалю не было суждено открыться по весьма банальной причине – в городе невозможно было найти подходящее помещение, так как почти всё муниципальное имущество реквизировал генеральный штаб американской оккупационной армии.
Тогда решено было провести кинофестиваль в 1946 году, когда американцы должны были покинуть территорию Франции. Но ситуация не изменилась, организаторам фестиваля пришлось ещё труднее. Во-первых, продолжалось американское военное присутствие, а во-вторых – привлекательный в прошлом курорт на тот момент представлял всё ещё довольно убогое зрелище: грязные улицы, беспорядок. Даже огромные щиты устанавливали не для рекламы и украшения улиц, а для прикрытия руин.
Дискредитировали Каннский фестиваль журналисты…
…Впрочем, об этом – уже в продолжение разговора об истории кинофестивалей в следующей нашей встрече.
Сергей Балахнин,
иллюстрации автора