Девять тысяч восемьсот рублей

В 2002 году наш заведующий кафедрой журналистики филологического факультета тогда ещё ЗабГПУ Владимир Тихомиров на первой лекции сказал: «Журналистика – это не та профессия, в которой вы сможете заработать состояние». Эти очень мотивирующие слова, выражаясь саркастически, отпечатались в моей голове на всю жизнь, поэтому с самого моего первого рабочего дня я знал, что буду получать мало. Собственно, так и получилось. Придя на втором курсе в телекомпанию «Альтес», я настраивался только на позитив, а о деньгах не думал вообще. Друзья мои, кто хочет связать свою жизнь со средствами массовой информации, эта история – для вас.

Обидная несправедливость

Перестал жалеть я только сейчас, поскольку превратил свою журналистскую специальность в средство хорошо зарабатывать, однако для этого пришлось пройти достаточно долгий путь, длиной примерно в двадцать лет. Стоило ли оно того? Мои коллеги пусть решают сами для себя. На одной чаше весов – одиннадцатилетняя школьная программа, плюс пять лет в вузе, плюс много лет набивания опыта и продвижения по карьерной лестнице, которая имеет обыкновение заканчиваться, потому как ступенек в лестнице той немного. На другой чаше – девять классов образования, двухгодичное обучение сразу на несколько специальностей, типа экскаваторщика и бульдозериста, потом работа на каком-либо прииске с зарплатой от ста пятидесяти тысяч рублей. Мне всегда была непонятна и даже обидна такая несправедливость.

Первая зарплата на должности внештатного корреспондента составила три тысячи семьсот рублей. Учитывая, что моя повышенная стипендия за отличную учёбу составляла четыреста рублей, то были баснословные деньги. За два года работы мне удалось добиться получки (моё любимое слово) в девять тысяч восемьсот рублей. Это за тридцать пять сюжетов в месяц на том телеканале. Я ловил наркоманов вместе с сотрудниками наркоконтроля, работал на стадионах во время матчей, проводил журналистские расследования убийств, которые на закате девяностых годов случались довольно часто. Одним словом, я вникал во все сферы профессии репортёра и получал от этого неимоверное удовольствие. Это была настоящая школа, которая дала мне гораздо больше знаний, нежели университет. Единственное, что я не получал, это зарплату. Получал, конечно, но не в том количестве, в котором хотелось.

Работал ночами, в выходные и праздничные дни, однако так и не смог перепрыгнуть планку девять тысяч восемьсот рублей. Эта цифра стала преследовать меня. Я рос, и у меня стали расти потребности, однако же сдельная работа «внештатника» не позволяла зарабатывать больше. Несомненно, были премии, были дополнительные подработки вроде дежурств на телесуфлёре, однако этого всего было недостаточно. С высоты прожитых лет я безумно благодарен телекомпании «Альтес» за великолепную школу репортёра и за такую скромную зарплату, потому как оба эти фактора научили меня думать. Один сюжет стоил двести пятьдесят рублей. И вот в один прекрасный момент я уволился, отправив резюме на самый крутой телеканал того времени «ТНТ-Чита». Шансов попасть туда не было никаких, поэтому я просто сидел и ждал, подрабатывая в типографиях и газетах.

Классическая или рекламная

Ответ пришёл положительный: «Мы тебя берём телеоператором на испытательный срок. Зарплата будет первые три месяца скромная – четырнадцать тысяч. Если согласен, то приходи». Вот вам и основное отличие журналистики классической от рекламной. Выучившись в своё время на оператора, я и представить не мог, что это мне когда-нибудь пригодится. И хотя многие мэтры журналистики старой закалки скажут, что реклама к СМИ не имеет отношения, я был счастлив. Собственно, они так и говорили, а на нечастых встречах упрекали, мол, предал профессию репортёра, променяв её на легкомысленную рекламу. Я был категорически не согласен, поскольку приобретённое искусство общения с людьми сыграло ключевую роль в рекламном бизнесе.

Дорогие мои будущие журналисты, вы можете работать, где хотите. Это может быть ангажированное СМИ или же независимое. Это может быть газета, телевидение или радио. Это может быть реклама или не реклама. Никто не вправе вам говорить, что одна работа лучше, а другая хуже. Что там-то вы заработаете денег, а вот там – никогда. Думайте сами. У меня есть коллеги, которые не представляют жизни без пленарных совещаний и планёрок в мэрии, они привязаны к этой политической жизни душой, и другого им не надо. Есть великое множество людей, которые были операторами, а стали журналистами, и наоборот. Были фотографами, стали копирайтерами. Были режиссёрами, а стали звуковиками. Только вы сами вправе определять, где лучше. Девять тысяч восемьсот рублей. Через три месяца я получал уже двадцать восемь тысяч. Короче говоря, с этого момента я уже не представлял жизни без рекламы, она затянула меня, покорила моё сердце и завладела душой.

Совокупность профессий

Журналистика, какая бы она ни была, самая интересная профессия в мире! Мой брат инженер уже пятнадцать лет не выходит из своего кабинета и видит перед собой только чертежи и расчёты. Журналистика – это совокупность всех профессий мира. Что увидел я за двадцать лет работы в СМИ? Думал ли я тогда, в пятнадцатилетнем возрасте, что буду снимать Владимира Путина? Не мечтал летать на самолётах, посещать другие регионы и страны. По долгу службы репортёром и рекламным журналистом работал со звёздами эстрады, пил чай вместе с Иосифом Кобзоном, ходил дышать свежим воздухом с людьми, которых знает весь мир. Мы карабкались в горы, заезжали на мотоциклах на территорию тюрьмы, колесили на болотоходе по острову Ольхон, пять дней на катере искали водопады реки Ингода, о существовании которых многие и не знают. Это целый мир, и я являюсь частью его.

Пожары, наводнения, рок-концерты, интервью с губернаторами, рукопожатия с Владимиром Жириновским, съёмки серийных маньяков и величайших артистов. Эта безумная солянка и являет собой мою жизнь, о которой я ни капли не жалею. Это всё не обрушится вам на головы просто так, для этого нужно вкалывать (ещё одно моё любимое слово). Хватайтесь за любую возможность и дайте окружению дать вам её. Думал ли я, что буду заключать договоры с Константином Эрнстом и что мои съёмки будут выходить на федеральных каналах?

На самом деле отделение журналистики даёт вам хорошего пинка в жизнь, а вам уже решать, что с этим делать – ускориться и лететь навстречу будущему или же покатиться кубарем по наклонной. Это касается не только журналистики, но и любой другой профессии. Я знаю много людей, которые стали первоклассными корреспондентами, имея за плечами девять классов образования. Я также знаю людей, которые имеют два высших образования, а живут за счёт родителей.

Вся моя журналистская жизнь соткалась воедино, образовав при этом некую гармонию, коей я полностью удовлетворён. Как сейчас помню своё первое интервью – я сорок минут ходил по коридорам, не решаясь войти в дверь и заговорить с нужным человеком. Сердце бешено колотилось, язык заплетался, а голова шла кругом – до того было страшно. Теперь же я могу найти общий язык с абсолютно любым человеком. Журналистика помогает не только зарабатывать, но и очень пригождается в нашей суровой повседневности.

Я очень благодарен газете «Земля» за возможность высказываться, поскольку мой путь с этим изданием начался очень давно. Если мне не изменяет память, свой первый материал я опубликовал здесь в 1999 году, ещё будучи безусым юнцом в школе. Опять же опубликовал, потому что мне так сказали. На самом деле я хотел стать охотоведом. Это была моя самая заветная мечта. Хорошо, что я им не стал, поскольку познакомился с большинством профессий именно благодаря своей репортёрской работе. Мы ловили браконьеров вместе с сотрудниками охотнадзора. Я даже сидел на крыше пожарной машины во время выезда на возгорание и снимал, как попутные машины уступают дорогу. Присутствовал на операциях, где шла борьба за жизнь пациента, работал в моргах и ЗАГСах. Вся жизнь человеческая во всей её многогранности была у меня перед глазами.

Берегите себя!

Антон ДОЦЕНКО,
фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)