Продал свою банковскую карту – стал мошенником
За каждой денежной махинацией в отношении вас стоят несколько людей, но игра с деньгами, как правило, начинается с самой низшей касты мошеннического мира – с дропперов. С развитием информационных технологий, с появлением карт и приложений к ним, конечно, появляются и новые мошеннические специальности и направления, как пример – дропперство. Что это? Давайте разбираться.
Низшая каста
Нельзя продавать свою банковскую карту никогда и никому. Если вы это сделали, вы становитесь дроппером – подставным лицом, которое задействовано в нелегальных схемах по выводу средств с банковских карт. Кроме того, дроппером можно считать и тех людей, которые с помощью своих карт или счетов переводят деньги, обычно большие суммы, по цепочке, дабы запутать следствие. Поэтому дропперы по своей сути – самая низшая каста в иерархии мошенников.
Статистика
По информации прокуратуры Забайкальского края, с 2020 по 2023 годы число преступлений с использованием информационных технологий увеличилось в полтора раза, по итогам прошлого года прирост таких преступлений составил порядка 32%. Сейчас динамика чуть снизилась, но в пределах 10%.
«Доля айти-преступлений в настоящее время составляет уже порядка 30%. Практически в 90% случаях правонарушения совершаются с использованием сети интернет, задействованы также средства мобильной связи, компьютерная техника и в последнее время – расчётные банковские карты. Наибольшее число подобного рода преступлений совершается в краевом центре, а также в Читинском, Краснокаменском, Борзинском районах Забайкальского края», – рассказывает первый заместитель прокурора региона Станислав Немцов.
Увеличивается и число потерпевших, относящихся к социально уязвимой категории граждан. В 2023 году такие преступления совершены в отношении 558 пенсионеров, 91 несовершеннолетних и 36 инвалидов 1-й и 2-й групп. В 2024 году число потерпевших увеличилось кратно – в отношении пенсионеров совершено 162 преступления, несовершеннолетних – 18, инвалидов – 7. Таким образом, ущерб забайкальцев в прошлом году достиг 53 миллионов рублей, возмещено из этой суммы лишь 7 миллионов, так как в таких преступлениях присутствует достаточно длинная цепочка переводов, чтобы запутать следствие.
«В одном из районов была установлена целая группа лиц, действующих по предварительному сговору. Приобретали банковские карты, переоформляли на подставных лиц сим-карты, затем производили замену кодов у банковых карт для дальнейшей перепродажи третьим лицам с целью совершения нелегальных сделок. Это считается тяжким преступлением, за которое предусмотрено наказание от 5 лет лишения свободы», – докладывает Станислав Немцов.
Лёгкие деньги
Дропперами, как правило, становятся молодые люди от 14 до 24 лет. Для них дропперство – это способ добычи лёгких денег. И в силу своей правовой неграмотности они идут на преступление, не осознавая всей ответственности за свои действия.
«С точки зрения Банка России, человек, который продал свою банковскую карту и получил за это деньги, становится соучастником мошеннической схемы, в которой была использована его банковская карта. Через его банковскую карту были проведены деньги, полученные преступным путём. Опасность дропперства именно в этом и заключается: вы вроде бы получили незначительную сумму, но потом вы становитесь соучастником преступления», – отмечает управляющий Отделением Чита Банка России Алексей Белобородов.
Другая сторона медали
В этой дропперской истории есть две стороны, и обе, к сожалению, без орла. Чтобы бы вы ни делали как дроппер, вы всё равно окажетесь вне закона, на худой конец – с носом. «По сути дела, когда вы продаёте свой аккаунт банковского приложения, злоумышленник получает полный доступ и может, например, на вас же оформить кредит. За доступ к своему приложению вы получили 5 тысяч рублей, а он на вас оформил кредит на 300 тысяч и от вашего же имени его куда-то перевёл. В чем ещё опасность? Если вы являетесь, как дроппер, последним звеном в безналичных расчётах, и с вашей дропперской банковской карты сняли эти денежные средства, то вы, получается, тот человек, который получил весь этот доход. Естественно, потерпевшая бабушка, которую обманули мошенники, будет предъявлять иск вам», – поясняет Алексей Белобородов.
Как подчёркивает первый заместитель прокурора края Станислав Немцов, всё дело – в вопросе умысла. Но сути это не меняет, и вы всё равно будете нести ответственность за свои действия. «Здесь нужно разграничить составы. Если вы продали карту или электронный носитель, через которые проходят денежные средства, – вы участвуете в схеме непосредственного обмана. Вы заведомо об этом знаете. Это один состав преступления. Если через вашу карту, которую вы никому не продали, перевели деньги, взяв их у бабушки, – вы в схеме мошенничества. И это уже умысел на хищение денег, 159-я статья УК РФ», – уточняет прокурор.
Ребёнок – дроппер?
В принципе, в зоне риска стать дроппером находятся все люди, которые обладают банковскими картами или приложениями и желают быстро обогатиться. Но, как правило, в дропперство легко втягивают детей, подростков, и они охотно втягиваются. Поэтому нужно объяснить ребёнку, что можно делать с банковской картой, а что нельзя. «Вы должны объяснить, что нельзя передавать банковскую карту третьему человеку нигде и никогда. Это персональный доступ к деньгам», – убедительно просит Алексей Белобородов.
На заметку
В рамках расследования уголовных дел был проведён опрос граждан, из которого выяснилось, что более 60% людей не владели информацией о том, что такие преступления могут совершаться. Правоохранительные органы и СМИ неоднократно рассказывали о разных видах мошенничества и всегда предупреждают об осторожности. Дорогие забайкальцы, будьте бдительны: читайте побольше новостей, где рассказывают о видах денежных махинаций с картами и переводами. Не дайте себя обмануть!
Анастасия САЛТАНОВА,
фото пресс-службы Прокуратуры Забайкальского края
Вопрос – ответ:
Почему людям, не имеющим никакого дохода, всё равно могут дать кредит?
Алексей Белобородов, управляющий Отделением Чита Центрального банка России: «Действительно, банки принимают решение по выдаче кредитов самостоятельно, но делают это с помощью скоринговых систем, которые определяют, сколько кредитов может быть предоставлено человеку в соответствии с теми документами, которые он предоставил в банк. Если документы предоставляются в копиях, или это делается со слов, то сумма кредита не может превышать 100 тысяч. Банк всё равно идёт на это в надежде заработать, предполагая, что деньги будут ему возвращены. Но банк смотрит: если это рискованная операция, то он регулирует её ставкой по кредиту – она будет выше. Система работает в центральном офисе либо в каком-то выделенном подразделении. Она не функционирует у нас в Забайкалье. Именно эти системы дают оценку кредитным менеджерам, можно или нельзя давать кредит. Естественно, как и любую систему, её, скоринговую систему, можно ввести в заблуждение. Скоринговая система – это изобретение не российских банков. Те люди, которые находятся на стороне мошеннической схемы, понимают, как функционирует банковская система в принципе, как она функционирует, в частности, в Российской Федерации. И, естественно, они подсказывают своей жертве, что нужно сделать, чтобы получить кредит. Хочу ещё раз сказать, что мы имеем дело с очень профессиональными людьми в банковской сфере, они профессиональны и в экономике, и в психологии».