Через каких-то 72 часа вспыхнет священный огонь Эллады в столице Франции Париже… Официально, в «полном метраже» через центральные российские телеканалы мы его… не увидим.
Сие запретили хозяева нынешней Олимпиады. Верней, создали такие условия, при которых транслировать это событие и дальнейшие спортивные соревнования по центральным телеканалам нашей страны и «вещать» со стриминговых платформ стало не столько невыгодно, сколько неинтересно – сборная спортсменов России в списках участников Игр отсутствует.
Впрочем, открытие можно будет лицезреть в специальных выпусках новостей, телесюжетах или «в прямом эфире» на просторах мировой сети Интернет.
Пролог 1. Двуличие Олимпиады №33
О подлом недопуске российских спортсменов на XXXIII Олимпийские игры, об оголтелой русофобии Международного олимпийского комитета (МОК), стран Запада и их заокеанских хозяев говорить сегодня не будем. Как и о тех пятнадцати с российскими паспортами, что решили выступать под «нейтральным» флагом. Как и о двуличной сущности МОК, что в течение ещё прошлых Олимпиад запросто допускал и приветствовал команду спортсменов тех же США, когда дядя Сэм, развязав войну, вторгся во Вьетнам, бомбил и травил Югославию, уничтожал Ирак, орудовал в Афганистане и много ещё где насаждал «демократию», и т.д. и т.п.
Ну, разве отмечу, что даже на XI Олимпийские игры 1936-го в Берлине, в уже гитлеровскую Германию на международные спортивные соревнования могла приехать любая команда из любой страны (за исключением… Литвы из-за территориального конфликта в Клайпедском крае – Мемельланда). Любая…
Спорт, сама идея Игр, олимпийский дух, вопреки заверениям «демократического» Запада, ныне попраны этим самым Западом, извращены и смешаны с политикой, шантажом и грязными махинациями… Но повторюсь: сегодня не об этом, хотя и об Олимпиаде.
Пролог 2
Выше, быстрее, дальше, сильнее… Спорт. Соревнования. Чемпионат. И, наконец, Олимпийские игры. У кинематографа, одного из неизменных спутников спорта, среди киноолимпийских «пиков» есть своя, особая вершина: захватывающая, блистательная, где-то противоречивая и даже опасная. О ней сегодня и речь. Начнём, пожалуй, с «пролога». Достаточно длинного и, надеюсь, интересного. Итак…
Телевидение, кино и спорт. Сегодня мы не представляем Олимпийских игр, как, впрочем, и любых спортивных соревнований, без этого симбиоза. Интересно, что современное олимпийское движение и кинематограф родились почти одновременно – во Франции конца XIX века.
Они были первыми
16 июня 1894 года в Сорбонне открылся международный спортивный конгресс, решивший возродить Олимпийские игры, а через год, в декабре, в Париже в кафе на знаменитом теперь бульваре Капуцинок публика в ужасе шарахалась от «Прибытия поезда» и хохотала над «Политым поливальщиком». Одним из следующих объектов съёмки Люмьеров планировались первые Олимпийские игры современности, проходившие в 1896 г. в Афинах.
Имя режиссёра и оператора первого в мире «олимпийского» фильма, сохранившегося до наших дней, не установлено до сих пор. Лента об Олимпиаде 1908 года в Лондоне, зафиксировала: приезд на соревнования членов королевской семьи, состязания прыгунов с шестом, победу английских полицейских в перетягивании каната, драматические перипетии финиша марафонцев. Кинокадры подтвердили, что итальянский бегун Дорандо Пиетри не мог самостоятельно финишировать. Интересно, что среди доброхотов, помогавших итальянцу пересечь линию финиша, был опознан… «папа» великого сыщика Шерлока Холмса – журналист и писатель Артур Конан Дойл.
Олимпийское синема
Уже с того времени документальное кино, спорт и, непосредственно, Игры начали сплетаться в нечто новое, захватывающее – «олимпийский» кинематограф. Начиная с XIV Олимпиады в Лондоне 1948 года, олимпийские фильмы обрели цвет. Поскольку доступное телевидение только начинало делать первые шаги в народные массы, а желающих увидеть всемирные спортивные состязания становилось всё больше, кинематографисты стали постоянными спутниками Олимпийских игр. Так, уже на Олимпиаде в Хельсинки 1952 года работали документалисты Франции, Венгрии, Чехословакии и СССР.
Кино-МОК-монополия и…
Четыре года спустя произошло очень неприятное для киношников всех стран событие – перед Играми в Мельбурне МОК решил сделать создание олимпийского фильма своей монополией! Теперь уже никто не имел права без ведома МОК снимать серьёзное, «официальное» кино ни об этой, ни о грядущих Олимпиадах.
Сейчас трудно установить, то ли об этой монополии Комитета заявили слишком поздно, то ли советские документалисты проигнорировали это драконовское решение, но в Мельбурн была направлена съёмочная группа Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) из Москвы, которой никто препятствия в съёмках не чинил. В следующем 1957 году на экраны страны вышел полнометражный документальный фильм «Наши олимпийцы» – о советских чемпионах Игр в Мельбурне.
…русская смекалка
Обойти грозный монопольный запрет МОК помогла русская смекалка – на следующих XVII Олимпийских играх в Риме 1960 года наши мастера-документалисты всё с той же ЦСДФ оказались вновь в самом гуще спортивных событий. Профессионалы просто замаскировались под… кинолюбителей. В титрах полнометражного фильма, снятого лучшими советскими кинооператорами «Пять колец над Римом», так и значилось: «Над фильмом работали кинолюбители». Увидев картину, представители МОК возмущались: «Безобразие! Как же это, русские любители сняли фильм гораздо интересней и оперативнее (нашим удалось снять сенсационный забег на 10 тысяч метров, увенчавшийся блистательной победой москвича Петра Болотникова, а операторы официального фильма это событие просто прозевали), чем наши профессионалы?»
Впрочем, официальный фильм об Олимпиаде в Риме, что снял режиссёр Ромоло Марчеллини, оказался весьма успешным и с восторгом был принят советскими зрителями.
Первое место – ТВ
После Олимпийских игр в Токио 1964 года официальное «олимпийское» кино резко пошло на спад.
В 1980 году режиссёр Юрий Озеров (эпопея «Освобождение» 1967–72 гг.) снял полнометражный фильм о знаменитой XXII Олимпиаде в Москве под названием «О, спорт, ты – мир!». Великолепные съёмки и монтаж, последующая Госпремия СССР и ряд наград на международных кинофестивалях… Лента побила все рекорды «олимпийского» пафоса и официоза.
Тем временем телевидение, свирепый, беспощадный конкурент «олимпийского» кинематографа, неумолимо перекрывало кислород «противнику», обгоняло его по оперативности и заняло, в конце концов, первое место в соревновании за главный приз – зрителя. ТВ одержало полную победу…
Однако в «олимпийском» кино особняком существует такая вершина, до которой не смогли добраться ни «официальные» киношники, ни «любители», ни даже вооружённые до зубов спутниками и ультрасовременной компьютерной техникой телевизионщики. Имя ей…
«Олимпия»
Это удивительное, завораживающее и вместе с тем скандальное, спорное и в ряде стран до сих пор запрещённое к массовому показу кинополотно немецкой балерины и актрисы, сценаристки и режиссёра Лени Рифеншталь. Об этом легендарном произведении 1938 года мы и продолжаем разговор. Итак, переносимся в Европу, в страну, которая ещё не запалила пожар Второй мировой. Несмотря на финансово-экономические кризисы, здесь процветало искусство, в особенности кинематограф.
Балерина и кино-идеолого-политика
Ко времени прихода к власти в Германии национал-социалистической партии фройляйн Рифеншталь уже была знаменита, сначала как танцовщица и балерина, а затем как актриса, с успехом снявшаяся в двух известных на тот период времени фильмах – «Священная гора» (1926) и «Большой прыжок» (1927). Тогда же она серьёзно увлеклась режиссурой и операторским мастерством. Прельстившись в 1933 году атмосферой политического действа, стройными рядами боевиков в форме и личностью Адольфа Гитлера, она обратила на себя внимание фюрера, отправив ему восторженное письмо. Новоиспечённый рейхсканцлер предложил Рифеншталь снять фильмы о его партии. Лени приняла предложение, и к 1934 году были уже готовы «Победа веры» о «партсъезде победы» и «Триумф воли» о «съезде единства и силы». Последний стал мощнейшим орудием пропаганды в руках НСДАП. Интересно, что «Триумф» и по сей день считается самым действенным пропагандистским фильмом в мире. Неслучайно эта идеологически опасная кинолента оставалась под строгим запретом к показу в большинстве стран.
Олимпийский кинопроект века
Пришёл 1935 год, ставший знаковым для любимого режиссёра фюрера. Тому «виной» послужила грядущая XI Олимпиада. Местом проведения очередных Олимпийских игр Берлин, надо заметить, был избран ещё до прихода Гитлера к власти. В 1933-м нацистская пресса начала нападки на предстоящие игры, называя их «фестивалем, на котором торжествуют евреи и негры», однако после того, как Гитлер решил, что Олимпийские игры способны поднять престиж его режима в глазах мировой общественности, всякая критика была прекращена. В это же время Рифеншталь загорелась мыслью снять оригинальную картину о величайшем спортивном празднике и создать «гимн», воспевающий силу и красоту человека. Тем более, с приходом звука в кинематографе Германии появилась «мода» на «спортивные» фильмы.
Продолжение истории появления самого знаменитого, где-то спорного и противоречивого спортивно-киноолимпийского шедевра мирового кинематографа – в следующей нашей встрече.
Сергей Балахнин,
иллюстрации автора