В Чите судили генерала

Первого сентября 1918 года части 1-го Среднесибирского корпуса под командованием подполковника Александра Николаевича Пепеляева «освободили» Читу от большевиков, а сто лет назад, в 1924 году, в Чите его же, теперь уже генерал-лейтенанта, судили…

«Освободитель» Читы

Думаю, немногие из забайкальцев знают имя Александра Николаевича Пепеляева. Но два события времён Гражданской войны связывают его с нашим городом. В 1918 году, 1 сентября, подразделения 1-го Среднесибирского корпуса Временного Сибирского правительства под командованием подполковника А.Н. Пепеляева совместно с чехословацким корпусом вошли в город и, как писали газеты, «освободили» Читу от большевиков. Советские войска во главе с бывшим прапорщиком С.Г. Лазо отошли на восток к станции Урульга, а Пепеляев и чехи продвинулись к станции Оловянная, где встретились с передовыми частями Особого маньчжурского отряда атамана Г.М. Семёнова и представителями иностранных миссий.

В Чите Пепеляев издал приказ: «…После жестоких боёв под Мурино, Танхоем, Мысовой и Посольской, закончившихся полным поражением большевиков и мадьяр и очищением всего Забайкалья, войска Средне-Сибирского корпуса совместно с чехословаками победно вступили в Читу. Жалкие остатки противника бежали на Амурскую железную дорогу и Троицкосавск…» Убитых в боях под Читой похоронили на городском кладбище (утрачено, располагалось вдоль Кайдаловки в районе спорткомплекса ЗабГУ).

Сохранилась фотография Пепеляева того времени: 27-летний подполковник в гимнастёрке без погон, с двумя орденами, в руках наградная шашка, а на фуражке косая бело-зелёная лента – цвета знамени Временного Сибирского правительства. Вскоре за успешный поход (освобождение Красноярска, Иркутска, Верхнеудинска, Читы) он получил звание полковника.

После нескольких дней пребывания в Чите Пепеляев получил новый приказ – наступать на Москву и со своими частями отбыл на запад. С ноября, после прихода к власти адмирала А.В. Колчака, Пепеляев командует 1-й армией (почти все добровольцы) и в декабре занимает Пермь, а взятых в плен 20 тысяч красноармейцев приказывает отпустить по домам. За Пермь он получит звание генерал-лейтенанта. Кстати, о тех событиях повествует интересный фильм «Контрибуция» (2015 год) – снятая в детективном жанре криминальная история с центральным героем Пепеляевым.

Штрихи из биографии

А.Н. Пепеляев родился в Томске в 1891 году в военной семье. Его отец дослужился до генерал-лейтенанта и был томским военным губернатором. Пепеляев окончил кадетский корпус в Омске, затем Павловское военное училище в столице. А вскоре началась война. Не будем перечислять все перипетии его военной биографии. Об этом говорят награды – орден Святого Георгия 4-й степени и Георгиевское оружие. При Временном правительстве получил звание подполковника, а совет солдатских депутатов батальона избрал его своим командиром. После заключённого большевиками мира и демобилизации армии Пепеляев уехал в Томск, где стал активным участником подпольной офицерской организации для свержения советской власти, поддержал Временное сибирское правительство и способствовал созданию его вооружённых сил.

«Стыдно … против русского народа»

Как известно, Москву белые не взяли, потерпели поражение и вместе с массой беженцев покатились на восток… Печально известный «ледяной поход» Пепеляев проделал в тифозном бреду, и из Красноярска его вместе с семьёй вывезли белочехи. Выздоровление наступило только за Байкалом, и со своим отрядом (всё, что осталось от армии) он оказался в Сретенске, где вместе с японцами участвовал в бою с партизанами. Не эти ли события привели его к расхождению с политикой атамана Семёнова? Как Пепеляев вспоминал, ему стыдно было вместе с японцами бороться против русского народа. В апреле 1920 года он с семьёй отправляется в Харбин, где испытывает нужду. И генерал работает бригадиром на стройке, а затем на ломовом извозе.

Когда была провозглашена Дальневосточная республика (Чита стала её столицей), популярного генерала большевики пытались привлечь на свою сторону, обещая высокий пост в народно-революционной армии (НРА). Такие же предложения шли из Владивостока, где ещё сохранялась белая государственность. И тем, и другим Пепеляев отказал.

Якутский поход

Почему же в 1922 году Пепеляев вновь решил выступить против советской власти? Трудно понять… Весной прибывшая во Владивосток делегация из Якутии от имени «съезда представителей восставшего населения против коммунистов» просила белое правительство Меркуловых о помощи. Обратилась она и к Пепеляеву. Во главе делегации был эсер П.А. Куликовский, участвовавший в громких терактах против высшей царской администрации. В 1906-м он оказался на каторге в Акатуевской тюрьме, а затем в якутской ссылке вместе с известным нашим земляком А.К. Кузнецовым. А в 1917 году по его инициативе в Якутске был возведён памятник Н.Г. Чернышевскому.

Так вот, в сентябре 1922 года на деньги русской эмиграции в Маньчжурии из Владивостока вышли два зафрахтованных парохода. Они доставили на охотское побережье в порты Аян и Охотск отряд добровольцев в 700 человек во главе с Пепеляевым. Теперь целью его похода был Якутск. Военные действия проходили в суровых условиях севера с преодолением огромных расстояний в пятидесятиградусный мороз.

На подступах к Амге дорогу Пепеляеву преградил небольшой отряд красного командира-анархиста И.Я. Строда. Длительная «ледяная осада» якутского селения Сасыл-Сысыы (бои продолжались с 13 февраля по 3 марта 1923 года) стала последним крупным противостоянием Гражданской войны. Красные дождались подкрепление, и теперь уже отряд Пепеляева вынужден был отступать по направлению к охотскому побережью. Во избежание продолжения кровопролития оставшимся в живых добровольцам Пепеляев приказал сдаться. И лишь небольшая часть отряда на японских рыболовецких судах смогла вернуться в Маньчжурию. А в Якутии ещё долго было неспокойно. В 1925 году вспыхнуло «тунгусское восстание».

Суд в Чите

Летом 1923 года пленённых пепеляевцев доставили в теперь уже советский Владивосток, а судили в Чите в январе 1924 года, что широко освещалось в печати. Решением Военного трибунала 5-й армии генерал-лейтенант А.Н. Пепеляев и 26 его сподвижников были приговорены к расстрелу. После оглашения приговора заключённые обратились к председателю ВЦИК СССР (в народе – «всесоюзный староста») М.И. Калинину с просьбой о помиловании. Видимо, помогло, и постановлением Президиума ВЦИК расстрел всем осуждённым был заменён десятью годами лишения свободы.

Пепеляев отбывал срок в Ярославском политизоляторе. Первые два года – в одиночной камере, затем привлекался к работе, плотничал и столярничал. Ему даже разрешили переписку с женой, которая по-прежнему находилась в Харбине. В 1933 году закончился срок, но его продлили ещё на три года. В 1936 году народный комиссар внутренних дел СССР Ягода обратился с просьбой к Сталину освободить Пепеляева (на письме имеется пометка «т. Сталин, Молотов – за. А.П. Поскребышев»).

Пепеляев оказался на поселении в Воронеже, где работал столяром. По некоторым данным, он был освобождён с целью организации подставного белогвардейского общества. В 1937 году на волне «большого террора» его вновь арестовали и доставили в Новосибирск. В 1938 году решением тройки НКВД приговорили к высшей мере наказания. Кстати, немного ранее как троцкиста расстреляли бывшего противника генерала Пепеляева по боям в Якутии, кавалера трёх орденов Красного Знамени, красного командира И.Я. Строда. В 1989 году прокуратура Новосибирской области реабилитировала А.Н. Пепеляева, но спустя 10 лет Главная военная прокуратура РФ отменила это решение. А в Якутии на месте боёв встретились внуки и правнуки А.Н. Пепеляева и И.Я. Строда. Было это в 2018 году.

Александр Константинов,
доктор исторических наук, председатель Забайкальского регионального отделения Русского географического общества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)