Как это будет по-киношному… и наоборот? Часть 3

Ну что ж, дорогие друзья, зрители-читатели, вот и миновала длинная, большая перемена под названием «Лето». На календаре – третий день осени. И третий день нового учебного года (с таковым и поздравляем всех начинающих и вновь грызущих гранит школьных, студенческих и прочих знаний!).

Третий урок по кино-термино-слэнг-языку в «Телемании» будет посвящён наступлению очередного киносезона с массой не только премьерных показов фильмов, но и различных статей, обозрений, интервью, киноанонсов в мировом и российском информационном поле.

И всё это, опять же, с массой специфических терминов, загадочных «синема-марсианско-тарабарских» словечек, понятий-обозначений, которые каждый фанат и «обычный» любитель кино должен понимать. А посему сегодня «Телемания» начинает свой третий урок, обучение-ликбез на тему современной (и не только), «продвинутой» кинотерминологии. Вновь делаю маленькую оговорку – предупреждение! Все кинословечки-понятия-термины по программе нашего обучения синема-языку взяты не в алфавитном порядке, а размещены в порядке (или беспорядке) по мере сюжетной надобности текущего занятия.

Итак, звенит звонок – начинаем урок с кое-какого повторения пройденного, а именно с «майоров», которые в киномире вовсе даже не майоры, а целые генералы армии… нет, даже скорее генералиссимусы.

Мэйджоры (англ. majors, от major – главный, крупный).

Это крупнейшие кинокомпании Голливуда: Warner Brothers, Sony Pictures, MGM, Paramount, Universal, XX Century Fox, DreamWorks. К российским мейджорам можно отнести компании «Централ Партнёршип» (ЦПШ), Art Pictures Group, «Каро», «Дирекция кино», «Кинокомпания «СТВ», «Студия ТРИТЭ» и др. В СССР можно смело назвать мейджорами «Мосфильм», «Ленфильм».

Однако нередко случается, что будущий знаменитый фильм, или даже целая будущая франшиза, или новая актёрская звезда вспыхивают на кинонебосклоне благодаря «малым киносилам» (которые, надо сказать, далеко не «малые»), именующимся специфическим словечком…

Инди (англ. indie, сокращение от independent – независимый).

Представляют американские, канадские, австралийские независимые, в первую очередь от студий-мейджоров мировой «фабрики грёз», кинокомпании – как мелкие и начинающие своё кинопроизводство, так весьма крупные (включая целые медиакорпорации). Так, небольшая калифорнийская Flower Film подарила миру известную фантастическую ленту «Донни Дарко».

Наиболее известные инди-студии – далеко не мелкие, а скорей наоборот: американская Miramax (ныне закрыта и продана) открыла в своё время Бена Аффлека, Роберта Родригеса, Гвинет Пэлтроу и Квентина Тарантино (фильмы «Влюблённый Шекспир», «Криминальное чтиво», «Город грехов», «Крик» и т.д.), а также быстро набравшая обороты с момента образования в 2012-м А24 (фильмы «Из машины», «Лобстер», «Маяк», «Два, три, демон, приди!», «Падение империи» («Гражданская война») 2024 и др.). В качестве ярких примеров крупнейших независимых компаний можно назвать американо-канадскую Lionsgate (фильмы франшизы «Пила», «Голодные игры», «Джон Уик», «Неудержимые», трилогии «Куб», дилогии «Адреналин», а также фильмов «Догма», «Падение Луны», «Бордерлендс» 2024 и др.). К инди можно причислить и мощную австралийскую продюсерскую Village Roadshow Pictures (франшиза «Матрица», фильмы «Грань будущего», «Джокер», «Безумный Макс: Дорога ярости», «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» 2024 и т.д.). По большому счёту, кинокомпании инди имеются почти в каждой фильмопроизводящей стране.

В целях привлечения зрителей к очередному кинопроекту, а также желая привлечь дополнительный интерес к своей персоне, некоторые кинозвёзды не прочь выступить в…

Камео (от англ. сameo) – крохотной эпизодической роли.

Иногда в камео приглашается известная персона (политик, спортсмен, актёр), чтобы сыграть самого себя. Так, в криминальной комедии «12 друзей Оушена» Брюс Уиллис играет Брюса Уиллиса. В советской комедии «Куда он денется» (1981) Михаил Боярский воплощал на экране свой собственный образ, в картине «Москва слезам не верит» (1979) актёры И. Смоктуновский, Г. Юматов, Л. Харитонов играют самих себя. В российской трагикомедии «Не послать ли нам… гонца?» (1998) космонавт Георгий Михайлович Гречко играет роль космонавта Гречко и т.д.

Интересный камео-факт. Первой «сторонней» знаменитостью в советском художественном кино стал великий шахматист Хосе Рауль Капабланка, снявшийся в камео в комедии Ивана Пырьева «Шахматная горячка» (в главной роли Игорь Ильинский, 1925).

Камео может относиться и к киногероям, если их образ появляется в совершенно иных фильмах. Пример: «жидкий» робот Т-1000 из картины «Терминатор-2: Судный день» (актёр Роберт Патрик) фигурирует также и в фильме «Последний киногерой».

В камео попала и знаменитая гайдаевская троица Трус, Балбес и Бывалый, снявшаяся в комедиях других режиссёров: «Дайте жалобную книгу» (реж. Э. Рязанов, 1964), «Семь стариков и одна девушка» (1968) и отчасти «Комедия давно минувших дней» (1980).

Зачастую режиссёр фильма сам не прочь «сыгрануть». Яркий пример – Эльдар Рязанов: появлялся в эпизодах почти всех своих картин. «Грешила» камео и культовая фигура мирового триллера – режиссёр Альфред Хичкок (или его силуэт). Интересно, что сам мэтр ни в одной своей «роли» (39 кинокартин) не произнёс ни слова. А ещё – Леонид Гайдай, Георгий Данелия, Чарли Чаплин, Квентин Тарантино, Питер Джексон, Тинто Брасс, Джордж Лукас и др.

Когда авторы в своём фильме желают порадовать, разжечь у кинофанатов и «обычных» поклонников кино дополнительный «кайф» от просмотра – напомнить каким-то образом об известных картинах, которые им полюбились ещё в прошлом, а также об актёрах (и не только), они «отправляют» то, что зовётся…

Пасхалка

…И это вовсе не какая-то открытка-поздравление со Светлым праздником, а небольшая спрятанная в фильме скрытая отсылка к известному фильму, картине или культурному явлению.

В известном фантастическом ужастике «Мгла» (2007, реж. Ф. Дарабонт) главный герой по профессии художник-дизайнер, работающий на Голливуд. В одном из кадров фильма в его мастерской чётко видна типичная пасхалка – большой фирменный постер знаменитой культовой фантастической картины «Нечто» от 1982 года режиссёра Д. Карпентера.

В фильме «Алладин» (2019) волшебный ковёр строит из песка замок – абсолютно точную копию замка с заставки компании Disney.

В одной из коротких сцен фильма «Индиана Джонс: В Поисках утраченного ковчега» (1981) можно увидеть отсылку на культовых персонажей «Звёздных войн» – дроидов C3PO и R2-D2.

В одной из сцен известного мультика «Зверополис» в вагоне-лаборатории баран-лаборант варит жуткое зелье, превращающее мирных хищников в кровожадных зверей. Блеющий рогатый одет в ярко-жёлтый защитный костюм с маской-респиратором, а жидкость в пробирках имеет синий цвет, что является явной отсылкой к культовому сериалу «Во все тяжкие». Создатели «Зверополиса» это подтверждают.

Пасхалки могут быть текстовыми и с «намёком на реальность». Так, в культовой комедии Л. Гайдая «Бриллиантовая рука» номер «Волги», на которой Лёлик увёз С.С. Горбункова «сымать гипс», имела номер 28-70 ОГО. После реформы 1962 года, когда в СССР подняли цены на ряд товаров, бутылка водки стала стоить 2 рубля 87 копеек. Ого! У того же гения Гайдая в «Иване Васильевиче» жулик Милославский, звоня своей будущей жертве в стоматологию, произносит: «Добавочный три шестьдесят две» – пасхалку, которую оценили все взрослые зрители, ибо это была легендарная розничная цена «родимой» ёмкостью в пол-литра.

Автор этих строк, ваш покорный слуга, когда ещё начинал снимать свои первые любительские ленты в середине 1980-х, в игровой комедийной короткометражке-пародии о похождениях киношников – студентов Читинского политехнического института в одной из сцен под названием «Заседание киногруппы» намалевал на учебной доске название своей любимой группы – французских электронщиков «Rockets», да ещё приписал как бы «заграничное» восклицание «Ura!». Зрители, в первую очередь молодёжь, при просмотре фильма всегда приветствовали эту пасхалку.

…Согласно всем кинозаконам, почти в каждом художественном фильме (и мультфильме), особенно с «острым» сюжетом, имеется антигерой (или группа таких персонажей), который, между прочим, имеет своё наименование в кино и зовётся…

Антагонист (от греч. ανταγωνισης – противник).

Это персонаж, который противодействует главному герою на пути к достижению его целей. Интересно, что в таком жанре, как фильмы-катастрофы, антагонистом можно считать силу стихии (смерч, цунами, астероид, падающий на Землю и т.д.) или техногенные факторы. Разумеется, в противоположность антагонисту действует в кинематографе…

Протагонист (от греч. πρωταγωνιστής: πρῶτος – первый и ἀγωνίζομαι – состязаюсь).

Это главный герой. Интересно, что существует также антигерой – протагонист с отрицательными чертами. Примеры такой «гремучей смеси» – герой, мятежник, зэк и заодно спаситель мира Ридик (актёр Вин Дизель) из франшизы «Хроники Риддика», «раздолбай», циник и чёрно-юморист Дэдпул (Райан Рейнольдс) из одноимённой франшизы и т.д. Или… Незнайка из серии наших мультиков, снятых в разное время: несмотря на положительные качества – доброту, отзывчивость, любопытство, этот коротышка одновременно невежественен, ленив, грубоват и тщеславен – ну типичный протагонист с «отрицанием».

…Как известно, немало забайкальских (да и всех остальных в мире) зрителей любит пугаться и, ясное дело, смотреть соответствующие «ужасающие» кинопроизведения. Вот только иногда их серьёзно и «кошмаря» сбивает с толку…

…Та-а-ак! Звенит звонок. Стало быть, об остальном кино-термино-словесно-загадочном – в следующем, заключительном занятии «Телемании». Урок окончен! Пе-ре-ме-на!

Сергей Балахнин, иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)