Решительные и смелые

Вот уже пять лет в забайкальские сёла и малые города продолжают прибывать победители федерального проекта «Земский учитель». В большинстве своём это предметники, которых так не хватает в глубинке. Они очень довольны, что есть такая программа и такое подспорье. Ведь многие земляки возвращаются работать на свою малую родину, а на полученные подъёмные средства любой педагог может решить свою жилищную проблему.

Это призвание

Начнём с небольшого экскурса к истокам возникновения в отечественной системе просвещения такой личностно-профессиональной когорты, как земские учителя.

Как рассказывает доктор педагогических наук, профессор Михаил Богуславский, земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась Положениями о начальных народных училищах от 1864 и 1874 годов.

Напомним, что земства – органы общественного самоуправления, образованные Положением о земских учреждениях от 1 января 1864 года в 34 из 60 российских губерний. Земства могли открывать (с разрешения уездного училищного совета) школы и содержать их в финансовом отношении, но вмешиваться в учебно-воспитательную работу, которая находилась в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ, им запрещалось.

Появление земских школ имело огромное прогрессивное значение в развитии отечественного образования, им принадлежит несомненная заслуга в распространении просвещения, демократизации всей системы народного просвещения. Именно в эти учебные заведения шли работать настоящие подвижники, стремившиеся применять лучшие методы преподавания, осуществлять на практике идеи великих русских педагогов.

«Земские учителя «первого призыва» разительно отличались как от традиционных сельских педагогов, так и от последующих поколений земских учителей. Это была выдающаяся плеяда подлинных интеллигентов, страстно и даже жертвенно желающих порадеть просвещению народа. В этом первые земские учителя видели своё призвание и нравственный долг», – восхищается Михаил Богуславский.

Пятилетка педагогов

Проект «Земский учитель» действует на территории Забайкальского края с 2020 года. Но полностью проблемы с кадрами он не решил, и в районах по-прежнему ждут специалистов, потому что не все молодые учителя после получения диплома возвращаются в сёла, педагоги уходят на заслуженный отдых, часть переезжает в другие регионы. Главное, что программа уже показала свою эффективность, и это даёт надежду, что дети на селе не останутся без знаний.

«За весь период реализации программы с 2020 по 2024 годы предусматривается трудоустройство и предоставление единовременной компенсационной выплаты 151 учителю в размере двух миллионов рублей каждому, – рассказывает заместитель министра образования и науки Забайкальского края Бато Лхасаранов. – В 2020 году были трудоустроены 22 учителя, в 2021 году – 20, в 2022 году – 18, в прошлом году – 38, в этом году предусмотрена выплата 53 учителям. Финансирование программы «Земский учитель» обеспечивается как за счёт средств федерального бюджета, так и за счёт средств регионального. Общий объём финансирования составил 302 миллиона рублей».

В Дальневосточном федеральном округе сумма подъёмных составляет два миллиона рублей. Стоит отметить, что в случае расторжения договора претендент обязан вернуть всю сумму. В то же время после получения учитель распоряжается ею по своему усмотрению.

Каждый участник может сам выбрать школу или гимназию и посмотреть на сайте учебного заведения все условия, которые созданы. Вакансий в настоящее время предостаточно.

«В этом году конкурсный отбор проведён два раза, приём заявок осуществлялся с 29 января по 1 марта. Также мы проводили дополнительный конкурсный отбор с 7 по 21 августа. При проведении первого конкурсного отбора было подано 96 заявок, при дополнительном – 30. К сожалению, были и отказы. Среди оснований для отказа – достижение предельного возраста или заявки, поданные учителями, которые уже осуществляют деятельность в сельских школах края. Были заявки, поданные по истечении срока, заявки с неполным пакетом документов», – перечисляет Бато Лхасаранов.

Со всей страны

В сёла, посёлки городского типа, рабочие посёлки, малые города с численностью населения до 50 тысяч человек специалисты приезжают со всей России. Что немаловажно, на малую родину, в свои школы возвращаются учителя, которые успели поработать в других регионах.

Если говорить о географии участников, то можно сказать, что подают заявки со всех уголков нашей страны. Среди победителей – учителя из Санкт-Петербурга, Москвы, Амурской, Магаданской, Иркутской, Новосибирской, Тюменской, Московской, Кировской областей, республик Бурятия, Тыва, Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкого автономного округа. Что касается предметов, то это учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики, английского языка, истории, химии, биологии, физики, географии и других предметов. Самому молодому педагогу было 23 года, самому старшему – 58. Средний возраст претендентов – 40–41 год. Необходимо отметить, что в этом году в наш край приехали две супружеские пары, они работают в Борзинском районе и Забайкальском округе.

Если говорить о планах реализации программы на следующий год, то она по поручению президента будет работать дальше. В проекте федерального бюджета на следующий год предусмотрено продление мероприятий. И в конце октября –начале ноября мы уже узнаем о той квоте и объёмах финансового обеспечения, который будет предусмотрен Забайкальскому краю из федерального бюджета.

Напомним, что по условиям конкурса специалисту необходимо отработать на месте не менее пяти лет. А настроение участников – позитивное и даже боевое, ведь перемена мест и коллектива не даёт стоять на месте.

Виктория АЛЕКСАНДРОВА,
фото пресс-службы Министерства образования и науки Забайкальского края

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)