А у вас в квартире газ?..

В первое воскресенье сентября Россия отметила День работников нефтеперерабатывающей и газовой промышленности. «Газпрома» в Забайкалье нет, а газ – есть. Поэтому поздравлять с профессиональным праздником я отправилась к самому опытному сотруднику ОАО «Читаоблгаз» Валерию Алексеевичу Горенкову, сменному мастеру аварийно-диспетчерской службы, отметившему в этом году своё семидесятилетие.

Не «Газпром»

О том, что первое воскресенье сентября в последнее время стало профессиональным праздником, Валерий Алексеевич говорит с недоумением: долгое время предприятие находилось в ведомстве министерства ЖКХ и бытового обслуживания населения, что понятно, поскольку промышленных объёмов газа в Забайкалье попросту нет, и свой день специалисты отмечали во второе воскресенье марта. А потом, в одну из реформ, вышестоящей организацией стал «Газпром». Многие подшучивали: «Так вы теперь – газовая промышленность?» «Зарплаты-то у нас точно не газпромовские!» – замечает Валерий Алексеевич.

Но обо всём по порядку.

Родом он из шахтёрского посёлка Букачача Чернышевского района. Во время боёв под Сталинградом в 1942 году его будущий отец попал в плен. После освобождения солдат отправили воевать с японцами, но пока добирались до Забайкалья, война закончилась. Всех, кто ехал в этих эшелонах, оставили на шахтах, без права выезда – проверяли, как воевали, почему попали в плен… Так и остался Алексей в Читинской области, уже никогда не вернувшись в родные места под Воронежем. В Букачаче он нашёл свою половинку – суженая тоже была неместной. До войны её семья переехала в Забайкалье из Татарстана, и будущая супруга Валерия Алексеевича тоже стала забайкалкой «в первом поколении» – её отец, впоследствии тесть Горенкова, родившийся в Ярославле, ехал в одном из тех эшелонов с бывшими пленными красноармейцами – он попал в окружение под Москвой весной 1942-го…

Юношеские планы Валеры не были связаны ни с Читой, ни с газом – он мечтал стать лётчиком, и в 1967 году после окончания школы отправился в Казанский авиационный институт. Поступить не удалось. Тогда приехал в Читу, где уже стала студенткой мединститута его любимая девушка Наталья, принёс документы на вечернее отделение политехнического и шесть лет грыз гранит науки по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».

Первый год, пока учился, работал на машзаводе, в 1968 году пришёл в «Облгаз». Сначала работал слесарем, мастером. На летние каникулы увольнялся: хотелось проводить их вместе с молодой женой. Потом устроился «по-серьёзному», и с того времени в его трудовой книжке только одна запись.

Работа и смысл

В те годы как раз началась газификация Читы. Первыми газ от групповых установок получили дома по ул. Гагарина в Сосновом Бору, где его пускали в уже обжитое жильё и в совсем новые, строящиеся дома – будущие хозяева квартир в обязательном порядке проходили инструктаж, после чего и получали ордер. «Централизованный» газ на кухнях был знаком времени – люди ушли от плиток, примусов, не нужно было заказывать баллоны…

Валерий Алексеевич работал сначала мастером, а потом начальником службы технического надзора и пуска газа – они следили за соблюдением правил строительно-монтажными организациями, осуществляли пооперационный контроль, а после завершения объекта комиссия принимала его в целом, оценивая водопровод, теплотрассу, газификацию.

«Проблемы решались, народ работал, смысл был», – так вспоминает Валерий Алексеевич о доперестроечном времени. Были зарплата, квартальные и годовые премии. От слесарей и водителей его зарплата начальника отличалась всего лишь на 15–20%. Условия труда на предприятии были нормальными.

За время трудовой деятельности, к слову, ему пришлось дважды послужить в армии. Первый раз – год срочной в 1973 году, когда окончил политехнический, а второй раз неожиданно призвали, когда уже был секретарём партийной организации «Облгаза», отслужил офицером два года. Отказаться не получилось, и даже предлагали потом ему продолжить военную карьеру, но «решил с армией не связываться, – вспоминает, – отдал долг Родине и вернулся на «гражданку».

В 1980 году Валерий Алексеевич возглавил аварийно-диспетчерскую службу, в которой работает и по сей день. Есть, говорит, и плюсы, и минусы. Может, и другим чем-то нужно было бы заняться (варианты разные были), но наново жизнь не перепишешь. Работа за минувшие годы стала для него более чем понятной, привычной, не вызывающей удивления, ведь за почти полвека на одном месте он повидал всякого.

В семидесятых годах прогремел страшный взрыв на Зенитной горке, в одном из домов на ул. Ползунова. Грунты в тех местах пучинистые, из-за чего в сварном шве на вводе в дом образовалась трещина, газ попал в подвал, произошёл взрыв, от которого погибла беременная женщина, жившая на первом этаже. Неожиданная, нелепая смерть… Впоследствии эти дома, стоящие на неустойчивом грунте, полностью отключили от газоснабжения. С десяток лет назад случилась крупная авария в кафе на ул. Карла Маркса – произошла утечка из газобаллонной установки, взрыв прогремел вечером, когда кафе работало, пострадало несколько десятков человек, были погибшие, здание разрушилось полностью.

Иные времена

Газификация в Чите прекратилась в начале 90-х годов. Тогда же случился период, когда город попросту остался без газа, его не было полгода, а в некоторых домах практически год. Люди готовили еду на электрических плитках, а в некоторых дворах даже можно было увидеть костры.

С перестройкой ушли в небытие строительно-монтажные организации, которые занимались газификацией в Чите, проектировщики, понявшие проблемы с обеспечением сжиженным газом, которые появились в стране, переориентировались, и больше сеть не расширялась. Дома в Чите начали строить только под электроснабжение.

Из 170 групповых газовых установок советского времени сегодня в Чите функционирует 155. Впрочем, газоснабжение стало привлекательным для хозяев коттеджей, которые устанавливают на своей территории небольшие газовые установки и переводят на газ все хозяйственные нужды. Если обсуждать более серьёзные перспективы развития отрасли в регионе, то они пока неясны.

«Возможную газификацию нашего края природным газом связывают с именем бывшего губернатора Ильковского, – говорит Валерий Алексеевич. – Он добивался, чтобы газ был проведён до Читы, но потом в правительстве решили, что газопровод пойдёт вокруг Байкала, и через Благовещенск газ ушёл в Китай. Теперь Осипов вроде бы добивается, чтобы эта ветка пришла сюда, к нам, но «Газпром» никаких решений не предпринимает: у нас нет крупных потребителей, чтобы это было выгодно. А, например, в 1970–80-е годы были газифицированы даже чабанские стоянки, баллоны были в колхозах, в совхозах, потребление было довольно приличное! Чабанские стоянки даже отапливали инфракрасными горелками – почти полная газификация Читинской области была! Потом всё это почило в бозе, когда колхозы-совхозы исчезли и социализм ушёл».

Пятое-десятое

С уходом социализма поменялось многое. Валерий Алексеевич насчитает с десяток руководителей предприятия, сменившихся за годы его работы, и всего двух тружеников, награждённых ведомственными наградами – медалями. Когда коммунизм строили, тогда и награждали, а как в рыночную экономику вступили, так и перестали. Когда в очередной раз менялся облик «Читаоблгаза», со стендов снимали старые фотографии. Сделанные качественно, по всем канонам советского времени, они очень наглядно показывали и людей, и их работу, но уже были, как модно говорить, не в тренде. Валерий Алексеевич эти фотографии спас. Вот они – наклеенные на картон, неяркие, но чёткие, постановочные снимки. Незнакомые, конечно, нынешним работникам предприятия, среди которых много молодых.

Несмотря на то, что 1 января нынешнего года Горенков справил своё 70-летие, он по-прежнему на посту. В данный момент работает сменным мастером аварийной службы.

«Сегодня было уже три выезда – в Антипиху, в Сосновый Бор и в Опытный, за Черновскими, – рассказывает. – Главная жалоба, которая к нам поступает (раньше это был всем известный номер 04. – Прим. авт.) это запах газа. На такую жалобу в пределах досягаемости 40 минут мы должны выехать в течение 5 минут. В составе смены – мастер, диспетчер, водитель и слесарь. Много таких формулировок: «Приехали, утечек газа не обнаружили, дали инструктаж». Людям кажется, что пахнет газом, они звонят. А оказывается, то из подвала пахнет, то газосварочные работы ведутся… Газ сам по себе запаха не имеет, но чтобы понять, есть ли утечка, его одорируют специальным составом. У нас есть последние модели специальных приборов – газотечеискателей, ну и существует самый древний, примитивный способ для проверки утечек – мыльный раствор, который наносится на поверхности, а если есть газ, то начинает пузыриться».

Сутки работаешь, двое отдыхаешь – вот такой график. Заработная плата в службе откровенно небольшая, поэтому за воротами толпа желающих трудоустроиться не стоит. Предприятие пережило не одну реформу. Было оно «газпромовским», скупал акции Алтай…

Летом больших проблем с газоснабжением в городе нет, они начинаются в конце ноября: земля мёрзлая, газ паров не даёт, система тормозит… Состав газа тоже разный, пожелание специалистов – чтобы зимой пропана побольше было.

Ну, а «пятое-десятое» – это любимая присказка Валерия Алексеевича.

От добра добра…

Нынешний год для моего героя принёс ещё один юбилей – в июле семейному союзу Горенковых исполнилось полвека. Супруга Наталья Александровна работала эндоскопистом в разных медицинских учреждениях, всего год назад она окончательно сменила белый халат на домашние хлопоты. Вместе со школьной скамьи, отметив золотую свадьбу, супруги говорят – всякое в жизни бывает. Но любили друг друга, находили компромиссы, особых проблем не возникало. От добра добра не ищут – в этом главный секрет семейного союза.

Вырастили двоих сыновей – Александра и Алексея, которых назвали в честь дедов. Те свой сыновний долг родителям отдали – у Горенковых два внука и две внучки.

«Когда мне исполнялось 60 лет, меня девчонки спрашивали: «Долго ещё будешь трудиться? – улыбается ветеран труда РФ, старейший работник ОАО «Читаоблгаз» Валерий Горенков. – Думал, год, два, а прошло уже 10! Я свою жизнь представляю всё время в движении, а не работать – ну, чем заниматься? Есть дача, внуки и внучки, но пенсия – всего 15 тысяч, поэтому если ещё 15 добавлять, то это уже повеселее!

Себе, конечно, хочется пожелать здоровья, чтобы болезней было поменьше или вообще бы не появлялись! Ну, а всем своим коллегам я желаю поменьше проблем, чтобы газоснабжение зимой было бесперебойным, чтобы работа удовлетворяла, а её итог в денежном смысле радовал. Больше стабильности!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)