В Забайкалье предлагают уменьшить норматив заготовки гражданами древесины для собственных нужд
Информационное письмо министерства природных ресурсов края от 2 октября озаглавлено так, будто решение уже принято и обжалованию не подлежит: «…будет уменьшен». Но днём ранее, 1 октября, аграрный комитет Законодательного собрания отправил проект закона на доработку. «Обстоятельство», которое депутаты призывают разработчиков выяснить прежде, чем рубать с плеча, – мнение людей.
Почему об этом вообще зашёл разговор? Потому что, как прозвучало на заседании комитета, этот норматив в Забайкалье существенно выше, чем в соседних регионах, схожих с нами по климатическим условиям. В Республике Бурятия он составляет 20 кубических метров (и 40 по северным районам), в Иркутской области – 25 (36), в Якутии, где холоднее всего, – 30. Забайкальские цифры, действительно, на порядок выше: 45 кубических метров, для северных районов – 63. Уменьшить предлагают до 30 и 42 соответственно.
Существует настоятельное требование Счётной палаты РФ, которая год назад проверила эффективность использования лесных ресурсов и бюджетных средств на территории Забайкальского края.
Первый заместитель министра природных ресурсов Заур Аппоев, представлявший проект закона, привёл такой аргумент: предприниматели злоупотребляют завышенными в регионе цифрами. «Как исключили предоставление горельника через аукцион (несколько лет назад депутаты Забайкалья настояли), так у нас все предприниматели перешли на эту незаконную деятельность: берут по доверенности лесосечный фонд, часть заготовленной древесины продают населению, а часть…» Теневой бизнес поощряем? По словам Аппоева, доказывается этот факт тем, что в аукционах на вырубку зелёного леса на сегодняшний день фактически нет участников.
А что с нормативом, который предлагается изменить? «Чтобы выявить достаточность, мы взяли аналогичные расчёты РЖД и Минобороны (у них есть жилой фонд)», – убеждал депутатов Заур Джашауович. По вычислениям комиссии выходит, что в Могоче на отопление жилища площадью 75–80 квадратов, где живут четыре человека, на год требуется 30 кубических метров дров (комиссия умножила цифры в таблицах РЖД на тепловой эквивалент дров), и это с учётом подогрева воды для разных нужд. «При этом для северных районов мы предлагаем сделать норматив 42, – отмечал представитель министерства. – Уменьшенный норматив позволит отапливать домовладения с жилым домом и хозяйственными постройками. Также это будет способствовать рациональному использованию лесных ресурсов и предотвращению нецелевого использования древесины…»
Депутаты аграрного комитета отнеслись к предложению очень скептически: «А с людьми вы говорили? С главами поселений обсуждали? Примем – начнутся возмущения». Обязательно начнутся.
У минприроды есть данные, что и сейчас больше 30 кубов в среднем по региону и не запрашивают нигде. Но ведь это не так или не совсем так. В редакцию приходят письма (и мы публикуем их на страницах газеты), что в некоторых районах ситуация с заготовкой дров и без того очень сложная. И о «потребности населения» непросто судить – порой запрос у граждан на больший объём заготовки дров есть, и ещё какой, так ведь не дают. Есть и ещё одна сторона медали: далеко не все селяне могут заготовить и вывезти дрова самостоятельно, а предприниматели, о которых говорит представитель минприроды, не повысят ли они тарифы на свои услуги, если изменятся «правила игры»? Опять крайними останутся старушка или мать-одиночка?
Поэтому правы депутаты: расчётов, как бы ни были авторитетны организации, которые ими руководствуются, недостаточно. Глав поселений призываем не оставаться в стороне и донести позицию населения до законодательной власти.
«Плотнее работайте с районами»
Та же рекомендация касалась другого министерства и другого вопроса, который также обсуждался 1 октября, – поддержка фермеров и сельской кооперации.
Вот такие цифры: в 2020 году на получение грантов «Агростартап» поступила 141 заявка. К конкурсному отбору было допущено 59. Победителей – 11, и 10 из них – из Агинского и Могойтуйского районов.
Председатель аграрного комитета входит в конкурсную комиссию, поэтому хорошо знает, отчего так. «На местах большая проблема с подготовкой документов. Готовят из рук вон плохо», – говорит Михаил Якимов. Много недоработок, неточностей. Зачастую люди невнимательно читают условия.
По мнению председателя комитета, необходимо проводить учёбу специалистов районных отделов сельского хозяйства. А пример брать как раз с районов Агинского округа: «Идеальное оформление всех необходимых бумаг. Не к чему даже придраться».
Депутаты попросили представителей минсельхоза обратить внимание также на зональность поддержки, но это, скорее всего, относится к тому же вопросу о «неровной» подготовленности и заинтересованности на местах.
Ещё одна проблема – всё-таки недостаточное финансирование грантовых программ. В 2021 году на «Агростартап» будет выделено 85 миллионов рублей (в 2020-м – 46 млн). Однако гранта для начинающих фермеров (он фактически дублировал «Агростартап») не будет, а новый – «Агропрогресс» – больше касается крупных предприятий, чем маленьких хозяйств. «Надо рассмотреть опыт иркутян, – настаивает председатель аграрного комитета. – Если уменьшается федеральное финансирование – увеличивать региональную долю. Пока формируется краевой бюджет».