Коронавирус и ограничительные мероприятия добра в наши души не прибавили. Но стойкое неприятие масок, дезинфекции и социальной дистанции постепенно меняется на понимание, что бережённого Бог бережёт, и уже интуитивно мы стараемся выстраивать свои маршруты таким образом, чтобы избегать ненужного скопления людей. Таковы реалии сегодняшнего дня, и именно они привели к тому, что в автоперевозках граждан возникла целая цепочка фактов, показывающих такие подводные камни, что невольно задумаешься: что это – необычайное везение или загадочная рука-благодетельница, щедро помогающая одному предпринимателю в ущерб интересам других?
До жалобы…
Добраться до райцентра Шелопугино можно на нескольких маршрутных такси, которые транзитом проходят в Газимурский Завод, пос. Новоширокинский и Нерчинский Завод. В расписании автобусов на Читинском автовокзале значится рейс №552, который следует именно до Шелопугино. В автокассе меня уверяют, что билет можно купить на любой проходящий, поскольку выбранный мною рейс отправляется от вокзала один раз в неделю, и только в субботу. Действительно, график не очень удобный, поэтому волей-неволей я оказываюсь транзитным пассажиром.
Попутчик, рядом с которым мне предстоит проехать почти четыре сотни километров, оказалось, не просто возмущается подобным положением дел, но и стал инициатором коллективной жалобы в заинтересованные министерства и ведомства, и даже провёл своё маленькое расследование.
«Когда мы узнали, что существует этот маршрут, естественно, у многих появилось желание пользоваться именно им, – рассказал Юрий Сепп. – И вот почему: очень затруднительно караулить проезжающий мимо автобус: из-за погодных условий, состояния дороги и машин время его прибытия в Шелопугино никак не регламентировано, всё очень «примерно» и «около». Оборудованных мест ожидания в нашем райцентре никогда не бывало, поэтому ждать приходится на морозе и жаре, в ветер и дождь. Кроме того, на транзитные рейсы зачастую не бывает билетов, нам, транзитникам, их продают по остаточному принципу, ну а если повезло, то ехать придётся на «камчатке». И старикам, и больным, и беременным…
В автокассе при попытке приобрести билет на рейс №552 нам отказывают ввиду отсутствия обслуживания рейса перевозчиком и рекомендуют приобретать билеты на другие рейсы. А водители транзитных маршрутов №546 и №547 в частных разговорах поясняют: маршрут короткий, есть два проходящих автобуса, потому для владельца он невыгодный и излишне хлопотный, а жителей Шелопугино это должно вполне устраивать. Но самое интересное, что все эти маршруты принадлежат одному индивидуальному предпринимателю – Сергею Карелину, что наводит на определённые выводы».
После жалобы…
«Как и следовало ожидать, жалоба, направленная в Генеральную прокуратуру и Министерство транспорта РФ, вернулась на уровень субъекта – в Министерство экономического развития Забайкальского края, и реакции на неё не последовало никакой», – считает Юрий Валентинович.
А местные жители выяснили, что 552-й из города выходить всё же стал. Редко, даже не по графику, но появляется на стекле автобуса табличка «Чита – Шелопугино». Автобус до Шелопугино, который едет вовсе не в Шелопугино! Но случаются иногда конфузы на Читинском автовокзале, когда человека, купившего билет до Газ-Завода или Нер-Завода, пытаются усадить в автобус, который следует, якобы, по маршруту Чита – Шелопугино. Если пассажир едет на вахту и не ориентируется в пространстве, афера сходит с рук, а у местных в глазах появляется ужас: до дома-то сотня, а то и две километров пути! Водитель успокаивает пассажира: «Не волнуйся, отец, довезём!»
Этого достаточно, чтобы убедиться в том, что нагло нарушаются правила перевозок, требования конкурсов и условия контрактов. При этом направления Чита – Газимурский Завод и Чита – Нерчинский Завод единственные, где полностью отсутствует конкуренция. Если в другие населённые пункты ездят маршрутные автобусы разных предпринимателей, то здесь монополия – ИП С.А. Карелин, который выиграл конкурс на перевозку пассажиров аж на 15 лет, переплюнув своих коллег по цеху на две пятилетки.
А воз? И ныне там…
Оказывается, подобное по-прежнему возможно, даже после трагедий, случившихся в Петровск-Забайкальском и Сретенском районах. И при том, что губернатор держит на особом контроле проблемные вопросы, касающиеся перевозки пассажиров. «Важно, чтобы добросовестных перевозчиков на рынке труда становилось всё больше. Предложить им меры поддержки, в том числе и с помощью грантов. При этом надо системно и жёстко заставлять соблюдать правила перевозок тех, кто этого не делает», – такую позицию озвучил Александр Осипов на одном из пленарных заседаний.
Не зря глава региона сделал такие выводы. Их основа – доклады контрольных органов, которые провели рейды в сфере пассажирских перевозок и выявили ряд нарушений.