10 сентября Указом Президента РФ почётного звания «Заслуженный учитель РФ» удостоена учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научно-методической работе Дульдургинской средней школы, почётный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук Бальжин НАСАКОВА.
Становление учителя
– Бальжин Жамсарановна, как происходил выбор вашей профессии?
– Наверное, было предопределено, что я должна была стать учителем. Наша мама Нимаева Балсан Дубжитовна работала учителем начальных классов Чиндалейской средней школы. Я полагаю, что это тоже имело значение, и не случайно все её трое детей стали учителями. С другой стороны, у меня в школе были замечательные педагоги. Учитель русского языка и литературы Чиндалейской средней школы Гончикова Дарима Жамьяновна привила интерес и любовь к русскому языку, Шалапова Роза Васильевна, учитель Токчинской средней школы, где я училась в старших классах, укрепляла мою веру в русскую литературу, в русский язык. Поэтому, я считаю, что выбор профессии был осознанным и морально, психологически подготовленным.
В 1972 году я поступила в Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г. Чернышевского на историко-филологический факультет. Учиться было, с одной стороны, очень сложно, а с другой – очень интересно. Преподавали нам прекрасные педагоги. Куратором нашим была Алексенко Лариса Павловна, она руководила нами, уделяла пристальное внимание студентам, особенно приезжим. Я благодарна ЧГПИ, так повлиявшему на мою будущую жизнь. Это альма-матер, которая дала старт моей профессии.
– После окончания института вы решили вернуться на родину?
– Да, я хотела непременно вернуться в Чиндалейскую среднюю школу, приехала и работала там с 1976 до 1986 годы. За это время очень многому научилась. Рядовым учителем была практически один год, затем работала организатором внеклассной школьной воспитательной работы. Это было самое интересное время у меня как у молодого учителя. Я руководила школьным кинотеатром «Солнышко». На киноаппарате «Украина» мы с детьми показывали фильмы: с утра в выходные – малышам, в обед – средним классам, вечером – старшеклассникам. Обсуждали их, склеивали ленты, продавали билеты. Кроме этого, может, тогда это было и не совсем профессионально, я учила детей бальному танцу, мы проводили «голубые огоньки», то есть в школе я работала без выходных, но это было очень интересно.
А затем вышла замуж, и мы с супругом переехали в Дульдургу. Два года я работала методистом в районном отделе образования, а когда место появилось, перешла в Дульдургинскую среднюю школу.
– То есть место в школе было для вас важнее, чем работа в районо?
– Да, конечно. Работа с детьми – это всё-таки прекрасно. Даже сейчас, когда я работаю заместителем директора, и это очень ответственная, насыщенная деятельность, именно работа с детьми – это самая интересная, плодотворная часть моей работы. Видеть каждый день глаза детей, стараться развивать каждого, научить чему-то, помочь ребёнку в какой-то ситуации, просто пообщаться с ним, ведь каждый ребёнок – это особый мир. Поэтому дети, конечно, это самое главное в работе учителя, да и вообще, в школе.
Секреты мастерства
– Как вы считаете, у современных детей ушла любовь к чтению? Можно ли говорить о неграмотности поколения?
– Я считаю, что в школе дети любят читать. С удовольствием читают и «Мастера и Маргариту», и «Войну и мир», просто в настоящее время чтение не на первом месте. Если раньше чтение художественной литературы, классической литературы было основополагающим, то сейчас информации очень много, дети осведомлены во многих вопросах, и знание художественной литературы, вообще интерес к русской литературе отходит на второй план. Что касается грамотности школьников, то над этим работает каждый учитель русского языка, но сказать, что дети стали безграмотней, я не могу. И с тем, что ЕГЭ только на что-то натаскивает, я тоже не согласна, потому что без полноценного знания русского языка сдать ЕГЭ практически невозможно.
– Как вернуть молодых учителей в сёла?
– Конечно, сейчас государство создаёт условия для работы учителей, уделяется внимание профессии педагога, повышению её престижа, введена повышенная доплата за классное руководство. Но, наверное, надо сделать ещё немного больше, чтобы молодые учителя возвращались в школы. Их нужно обеспечить жильём, предложить что-то интересное – может быть, ощутимые «подъёмные», должна работать программа «Земский учитель». И нужно распределять учителей в сёла, но сначала, конечно, необходимо, чтобы студенты приезжали на практику в ту школу, где хотели бы работать, знакомились с педагогическим коллективом, с учащимися, чтобы без боязни шли работать в сельскую школу.
Конечно, сегодня роль учителя меняется. Это не просто обучающий наставник, сегодня учитель – и тьютор, и старший товарищ. Он должен быть грамотным, коммуникабельным, не только профессионально подготовленным, но и человечным, порядочным. Но чтобы учителя уважали, очень многое зависит от него самого.
– Есть у вас секреты мастерства?
– Это не секреты, это, наверное, основополагающие, базовые принципы учителя. Надо быть внимательным к каждому ребёнку – к его интересам, к его настроению, к его потребностям. Учитель должен быть внимательным, эмпатийным, понимать главное – что каждый ребенок одарён по природе своей. А значит, определённые склонности и интересы есть у каждого ребёнка. И учитель, какой бы предмет он ни преподавал, должен увидеть эти способности ученика и работать над ними, создавать условия для развития этих способностей. Тогда и ребёнок становится успешным.
Предвидеть и направлять
– А хороший завуч должен каким правилам следовать?
– Он должен быть хорошим управленцем. И от того, как управленцы сумеют организовать процессы, создать условия, и зависит работа всего большого механизма – школы. Я считаю, что заместители директора выполняют очень большую работу. Порой, может быть, невидную, но насыщенную. Поэтому мы все стараемся сделать так, чтобы учителям было работать комфортно, детям было учиться комфортно, и родители могли бы приходить в школу и решать свои проблемы.
– А вы какой руководитель – строгий или лояльный?
– Я заместитель директора по научно-методической работе. Коллектив у нас большой, 98 педагогов. И моя задача – повышение педагогического мастерства, совершенствование педагогических навыков, развитие профессиональных компетенций всех учителей – и молодых, и опытных, поэтому, конечно, тут обязательно должна быть требовательность, умение предвидеть развитие системы образования и направлять учителей, умение увидеть положительное в работе учителя и дать ему возможность это обобщить на региональном, на муниципальном уровне. Я стараюсь видеть положительное в работе каждого учителя.
– Какую тему вы выбрали для своего диссертационного исследования?
– Мне всегда была интересна проблема развития творчества детей, их творческого потенциала, и я сначала писала работу по одарённости детей. На эту тему у меня был собран хороший теоретический материал, но когда в школы начали вводить профильное обучение, это оказалось очень интересной темой, поэтому диссертацию я защитила по проблематике: «Развитие творческого потенциала старшеклассников в профильном обучении».
Личная жизнь
– Вы – счастливая женщина?
– Наверное, по-своему счастливая, хотя такими категориями у нас – может быть, в силу бурятского характера – не принято рассуждать…
Мой муж Дашидондок Дондокович всю жизнь работал ветеринарным врачом, он окончил Московскую ветеринарную академию им. Скрябина, а после выхода на пенсию преподавал шахматы в Доме детского творчества, то есть занимался тем, что ему нравилось. В феврале исполнилось 35 лет, как мы вместе.
Чтобы учитель в школе мог полноценно работать, муж должен быть понимающим. Это тыл, это помощь и фундамент, поэтому я считаю, что очень повезло мне в этом плане с супругом.
Наша дочь живёт в Улан-Удэ, уехали, когда муж нашёл там работу. У меня двое внуков, общаюсь с ними по скайпу. Рядом живут племянники.
– А чем занимаетесь в свободное время?
– Свободного времени бывает очень мало, потому что на работе я в основном выполняю работу завуча, а готовиться к урокам приходится дома по вечерам. Но, как у любого жителя села, у нас есть огород. Раньше держали хозяйство, и корова была, последние годы держим на стоянке. Мы всегда всё старались сочетать – и хозяйство, и огород, и работу хорошо делать.
– Какой урожай нынче?
– Урожай хороший, как всегда. А так как всю весну из дома работали, то огород посадили большой. Всего много, а кабачков даже не перечесть, огромное количество. Переработать только всё это времени не хватает, поэтому кому-то раздаю, кому надо.
– Не собираетесь из Дульдурги уезжать?
– Нет, не собираюсь. Всё-таки, это наше село, наша Дульдургинская любимая школа.
Учительское счастье
– Бальжин Жамсарановна, что для вас значит эта награда – звание «Заслуженный учителя Российской Федерации»?
– Для меня, прежде всего, это достижение образования нашего Забайкальского края, Агинского Бурятского округа. Хочу отметить, что система образования нашего края работает над повышением профессиональных компетенций учителя, и в этом плане огромную работу проводят Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы и Институт развития образования Забайкальского края. Организуется огромное количество мероприятий, семинаров, вебинаров, ведь многое меняется, и непросто следовать в ногу со временем, но награда подтверждает, что нам это удаётся.
Я всегда работала с душой, быть учителем мне всегда нравилось и нравится сейчас. Хорошо, если я внесла свою лепту в образование нашего района, нашего края. Очень приятно получить такое высокое звание, но я считаю, что это общая заслуга – и коллектива, и учащихся Дульдургинской средней школы.
– Чего желаете коллегам в День учителя?
– Дороге коллеги, уважаемые работники образования! Разрешите мне глубоко и сердечно всех вас поздравить с нашим профессиональным праздником!
Есть одна легенда. Когда родился учитель, к его колыбели спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты будешь вечно юн душою, потому что всегда с тобой будут дети». И сказала вторая фея: «Ты будешь красив душою, потому что всю жизнь будешь учить детей прекрасному». И сказала третья фея: «Ты будешь счастлив, ибо пожнёшь плоды трудов своих». И действительно, нет большего счастья, чем быть Учителем.
Я желаю, чтобы вы, дорогие учителя, были вечно юными душой, красивыми душой и счастливыми! Пусть наши дети перерастают нас. Именно в этом залог учительского счастья.