Лесоохрана времён ДВР

Для продвижения вперёд в любом деле необходимо знать и анализировать исторический опыт. Сохранение и приумножение природных богатств – не исключение. И хотя Дальневосточная республика просуществовала на территории Забайкалья недолго, изменения в лесной отрасли имели место быть.

До и в период существования Дальневосточной республики ставились вопросы о необходимости подготовки лесных специалистов среднего звена. Так, начальник лесного отделения Осип Маркович Гордон говорил о том, что имеющаяся в Прибайкалье низшая лесная школа с несколько повышенным курсом не в состоянии удовлетворить потребности в лесных техниках даже для этой территории, поэтому следует открыть в Чите соответствующее учебное заведение. Из письма в Забайкальский областной исполнительный комитет от 16 августа 1918 года: «В Забайкальской области крайне нужны лица со средним лесным образованием для замещения должностей по Лесному управлению, но главным образом нужны специалисты для изучения использования наших лесных богатств».

Для подготовки кадров высшего звена для лесной отрасли Дальневосточной республики было создано лесное отделение при Государственном институте народного образования в Чите. Кроме этого, в сентябре 1922 года при политехническом техникуме для подготовки лесотехников было открыто лесное отделение. Возглавить его поручили известному учёному-лесоводу Забайкалья Валентину Николаевичу Кутше.

Надо отметить, что учёные-лесоводы, лесничие разных рангов, работавшие в Забайкалье с самых первых лет образования первых лесничеств, были не только специалистами, знающими и любящими лесное дело, но и прекрасными педагогами, пропагандистами лесных знаний, мастерами публицистического слова.

Так, родившийся в 1886 году в Саратовской области Валентин Николаевич Кутше по окончании курса наук Императорского лесного института 8 февраля 1913 года был принят в Нерчинский горный округ на должность таксатора для производства лесоустроительных работ, далее переведён заведующим лесоустроительной партией. Трудился младшим лесничим в земельно-лесной части Нерчинского горного округа. Отслужив военную службу, в период Дальневосточной республики работал в Министерстве земледелия, а после реформирования структуры правительства ДВР – в Министерстве народного хозяйства заведующим лесохозяйственным отделением лесного отдела. С созданием Центрального управления лесами при Министерстве народного хозяйства с 15 мая по 1 июня 1922 года Валентин Николаевич исполнял обязанности начальника Центрального управления лесами, являлся членом Забайкальского отдела Всероссийского союза лесоводов.

Заведуя лесным отделением Читинского политехнического техникума (1922–1924 гг.), Кутше одновременно исполнял свои основные обязанности в Центральном управлении лесами, а также преподавал. Имея высшее лесное образование и большой опыт работы в лесоустройстве, он давал учащимся богатые знания, впоследствии многие выпускники лесного отделения становились руководителями лесной отрасли Забайкалья. К сожалению, в годы репрессий судьба одного из величайших учёных-лесоводов Забайкалья печально оборвалась – он был расстрелян в 1938 году. А упомянутый нами ранее Осип Маркович Гордон был сослан в 1931 году в Сибирь, реабилитировали их уже в наше время. Посмертно.

Немаловажную роль в открытии лесного отделения сыграл учёный-лесовод Сергей Петрович Кузнецов. Так, в Государственном архиве Забайкальского края сохранилось письмо Войскового правления за его подписью в адрес Нерчинского земельного округа: «…открыть лесное отделение необходимо при Читинском политехникуме, так как там имеется педагогический персонал, центральный войсковой лесной питомник, который можно использовать как лесную опытную станцию. Также имеется устроенная по первому разряду городская Лесная дача».

Сергей Петрович Кузнецов – человек тоже интересный, неординарный. Выпускник Ново-Алексеевского института и Петровской академии. Жил в Чите с июня 1908 года, когда был назначен на должность помощника войскового лесничего Забайкальского казачьего войска. В 1911 году стал начальником Лесного отделения Войскового хозяйственного правления Забайкальского казачьего войска. Уделял очень большое внимание пропаганде знаний о лесном хозяйстве Забайкальской области, его статьи о состоянии и охране лесов до революции систематически публиковались в журнале «Забайкальский хозяин». Вёл активную общественную работу и даже, кроме выполнения прямых должностных обязанностей, в 1911–1912 гг. был директором Читинского областного краеведческого музея. В 1918 году как надворный советник ездил делегатом на Сибирский съезд лесоводов в Томск. На выборах 1919 года был избран в гласные Читинской городской думы, по-современному, – в депутаты. С 1920 по 1921 годы трудился вначале младшим, после – старшим ревизором Забайкальской контрольной палаты, временами исполнял обязанности управляющего. После организации Центрального управления лесами Министерства народного хозяйства Дальневосточной республики с 1 июня 1922 года Сергей Петрович был назначен начальником этого управления. После упразднения ДВР трудился заведующим лесным отделом Дальневосточного областного управления Наркомзема. До 1927 года продолжал работать в Хабаровске начальником Управления лесами Дальнего Востока. Умер в годы Великой Отечественной войны.

Высшее лесное образование

Опорной датой подготовки специалистов лесного хозяйства с высшим образованием является открытие в 1922 году лесного отделения при агрономическом факультете Государственного института народного образования в Чите (ГИНО был открыт 9 октября 1921 года). Правительством ДВР был даже издан специальный закон «Об отводе в пользование агрономическому факультету Института народного образования в культурно-просветительных целях лесных дач и питомника в Забайкальской области».

Чита переживала суровое и тревожное время, были разруха, полуголодная жизнь. Но у молодёжи тех лет, кто впервые становился студентом, была неуёмная тяга к знаниям. В учебных заведениях царил дух творческой смелости и самостоятельности. Профессора читали лекции и вели практические занятия по собственным конспектам. Позже на их основе преподавателями совместно со студентами создавались учебные пособия, которые в дальнейшем тиражировались. Так появились пособия профессоров В.Ф. Овсянникова, В.М. Савича и другие.

«Неправильной» нашим современникам показалась бы и сама система обучения. У студентов 1920-х годов не было зачётных сессий и государственных экзаменов. В течение всего учебного года можно было по своему желанию и договорённости с преподавателями сдавать теоретические экзамены. На следующий курс переводили при условии сдачи всех годовых зачётов и определённого процента экзаменов. И хотя посещение лекций не было строго обязательным, потребность получать знания из уст самого лектора была огромной: студенты прекрасно понимали, что им самим не найти в книгах того, чем щедро делились с ними на занятиях учёные и практики лесного дела. Желание учить и учиться было обоюдным. Преподаватели испытывали творческий подъём и желание заинтересовать своей наукой как можно большее число слушателей, активно привлекали студентов к научным исследованиям, в летнее время принимали самое деятельное участие в различных ботанических, лесоустроительных экспедициях, оказывали практическую помощь лесничествам Забайкалья.

В августе 1922 года правительство ДВР вынесло решение о преобразовании ГИНО в Дальневосточный университет. Это произошло в марте 1923-го, когда Чита уже была столицей гигантской Дальневосточной области РСФСР. 8 сентября того же года вуз был переведён во Владивосток. Туда из Читы начали выезжать преподаватели и студенты. Среди первых были профессора Владимир Фёдорович Овсянников (известный дендролог, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук), Владимир Михайлович Савич, который, к слову, изучал древесную растительность Яблонового хребта, по поручению земельного управления обследовал кормовые ресурсы борзинских степей Забайкалья, а в Дальневосточном университете стал заведующим кафедрой ботаники.

Но если подготовка специалистов с высшим образованием в тот момент в Чите приостановилась, среднее специальное, наоборот, получило дополнительный толчок к развитию.

Лесное отделение: два в одном

В 1923 году Землемерное училище, как бывшее специализированное среднее учебное заведение, слилось с политехническим техникумом. Созданное сельскохозяйственное отделение было включено в состав лесного, техникум перешёл с пятилетнего на четырёхлетний срок обучения и, кстати, в конце 1923 года получил здание института, переведённого во Владивосток. До этого политехнический техникум располагался в здании бывшего Управления Нерчинского горного округа на ул. Смоленской.

Из архивных документов: «Здание политехникума располагается на углу улиц Софийской и Уссурийской (ныне ул. Чкалова и ул. Бутина), на участке земли размером 2100 кв. саженей (около 1 га)». Здание это строилось специально под учебное заведение. Вначале в нём помещалась первая женская гимназия, затем Институт народного образования, преобразованный в объединённый Дальневосточный университет.

В 1924–1925 годах в политехникуме было 53 преподавателя, из которых с высшим образованием насчитывалось 47 человек. Общее число учащихся на четырёх отделениях – лесном, горном, электротехническом и кустарно-промышленном – 344 человека. На лесном отделении обучался 51 человек. В их распоряжении было четыре кабинета (ботаники и зоологии, геодезический, физический и минералогический), две лаборатории и три мастерских, большая библиотека.

На первых двух курсах изучали общеобразовательные предметы, а с третьего приступали к изучению специальных: ботаники, зоологии, метеорологии, энтомологии, общего лесоводства, дендрологии, частного лесоводства, лесной мелиорации (а также технологии и таксации), лесоустройства, охотоведения, лесной статистики, основ строительного и инженерного искусства, геодезии, почвоведения, лесного и земельного законодательств. Лесные дисциплины преподавали В.Н. Кутше, Ю.А. Товаров, И.И. Скорин, И.А. Софронов, В.И. Союзов и др. Подготовка специалистов велась на высоком уровне. Преподаватели опирались не только на научные знания, но учили справедливости и бескорыстному служению делу. На основе этих, по сути, духовно-нравственных ценностей, а также научных знаний и обобщения передового опыта осуществлялось в дальнейшем взаимодействие по целостному, планомерному и доходному (неистощительному!) использованию лесов и лесной торговле с местным населением и хозяйствующими субъектами.

Студенты Куницын, Осетрин, Онучин, Селин и другие в дальнейшем стали руководителями разных рангов. Так, Алексей Фёдорович Куницын с 1947 по 1960 годы возглавлял Читинское областное управление лесного хозяйства, а Алексей Фёдорович Осетрин в конце 1940-х работал в аппарате треста «Читлес», далее главным инженером Читинской сплавной конторы.

После перевода в июне 1924 года Валентина Кутше для дальнейшей работы в Хабаровск лесное отделение возглавил Ю.А. Товаров.

С 1927 года техникум стал называться лесотехническим и состоял только из одного отделения. С 1930 по 1936 годы он располагался в здании синагоги на ул. Ингодинской. Там же до 1938 года располагался лесотехнический рабочий факультет по подготовке молодёжи для поступления в высшие лесные учебные заведения.

В 1931 году состоялся первый выпуск Читинского лесотехнического техникума. В 1936 году техникум был ликвидирован и переведён в Красноярск. Далее подготовка специалистов для лесничеств области проводилась на трёхмесячных курсах в Брянском лесохозяйственном институте, а курсы лесообъездчиков – в Сретенске Читинской области.

Григорий Климов, заслуженный работник лесного хозяйства Забайкальского края

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)