Реконструкция главного объекта культуры края продолжается. Министр Ирина Левкович, что ходит с нами по цементной пыли, шатким мосткам, в темноту и подвалы, говорит, что финальное действо не за горами – в конце года драматический должны сдать «чистовым».
В феврале 2020-го журналистов уже водили между стропил – можно сравнивать. Если тогда каждый уголок театра напоминал катакомбы, сейчас многие помещения готовы к завершающей отделке. Основные общестроительные работы выполнены. Утеплён фасад, а это, обращает внимание гостей генподрядчик Вартан Хачатурян, с учётом подземной части здания – практически семиэтажный дом.
Возможно, техническая «начинка», – не первое, что бросится в глаза зрителю (по крайней мере, до начала спектакля), но театр должен быть не только красив. За минувший год была установлена сложнейшая аппаратура общей стоимостью 350 млн рублей; испытание показало – работает! «Вот этот механизм отвечает за вращение сцены, – показывают нам сложный агрегат в подвальном помещении. – Этот – за смену декораций». С точки зрения механики сцены, видео-, звукового и светового решения Читинский драматический обещает превратиться в самый высокотехнологичный объект культуры Забайкальского края.
Заменили системы вентиляции, электро-, водо- и теплоснабжения. При этом теперь они таковы, что должны в будущем помочь экономить на эксплуатации; сами знаете, почём нынче вода, электричество и тепло.
Общую готовность объекта оценивают в 70%. Масштаб вложений обязывает – у регионального правительства и Совета Федерации проект на особом счету.
Главной проблемой прошлой зимы виделся коронавирус, из-за которого задерживались поставки оборудования, китайские рабочие так и не смогли вернуться после Нового года по восточному календарю. Решить вопрос удалось: в настоящий момент здесь одновременно работают 75–80 человек. «Нашли местных, – удивляет Вартан Дурсунович. Потом добавляет: – И 25 дагестанцев». Скоро бригада пополнится ещё несколькими десятками человек – начнётся монтаж облицовочной плитки.
«В этом зале полностью готова система пожаротушения. Стяжка, всё сделано», – заверяет любопытную комиссию Хачатурян и, кажется, немного обижен нашим при входе «что изменилось-то?».
Передвигаться по зданию по-прежнему нельзя без провожатых, и строительную каску желательно надеть. Не задевать пыльные стены и перила, внимательно смотреть под ноги.
Трудов ещё вал, но потихоньку, с каждой оштукатуренной стеной, проложенным кабелем, ремонт действительно выходит на финишную прямую.
«Отставаний по срокам нет, – отвечает на вопросы министр культуры. – Еженедельно проводим планёрки всех организаторов, участников, исполнителей. Все материалы есть. По финансированию тоже всё хорошо. Выполнен большой объём штукатурных работ. Пришло 80% оборудования, и работникам театра предстоит научиться всем этим пользоваться.
Поэтому, хотя по контракту ремонт завершится в декабре, но на следующий день мы, конечно, театр не откроем. Труппа зайдёт в театр, нужно будет подготовить реквизит, декорации… Но максимально сконцентрировавшись, планируем в мае 2022 года запустить зрителей на премьеру».
Что именно покажут на обновлённой сцене, не говорят: «Пусть будет сюрприз».
Реконструкция предполагала не только капитальный ремонт. В пристройке, возведённой с нуля, разместятся малый зал на 100 мест и небольшой гостиничный комплекс для приезжих трупп. На дополнительной сцене смогут показывать себя творческие союзы, небольшие театральные, молодёжные коллективы.
Вот только скажите потом, что в Чите сходить некуда!