«И я знал Резанова»

С большим удовольствием познакомился со статьёй Михаила Сапижева о Газимуро-Заводском районном музее и о Феодосии Никифоровиче Резанове, с которым и мне посчастливилось быть знакомым.

Материал прекрасный. Одна только маленькая неточность есть в нём – Благодатка названа Богдаткой. Но это всё мелочи. Главное – смысл того, что автор изложил достойно и познавательно, на конкретных примерах обрисовав историю отдалённого от Читы районного музея, который возник первоначально как школьный.

Начало шестидесятых годов – это время осознания советским народом своей истории, если так можно выразиться, снизу, от земли, от самого народа. Да, были двадцатые годы, которые в нашей стране для историков назывались «золотым десятилетием краеведения». Но в тридцатые годы репрессивный механизм государства раздавил их. Сознание людей, победивших в Великой Отечественной войне, в начале шестидесятых годов вновь заставило государство повернуться лицом к возрождению народной памяти. По стране тогда было сделано многое, в том числе, если говорить о школьниках, родилось движение «красных следопытов», в сёлах начали воздвигаться памятники в память земляков, не вернувшихся с войны, рождаться музеи. В Забайкалье одним из первых таких музеев стал именно Газимуро-Заводский школьный музей. А возник он по результатам походов по родному краю.

С Феодосием Никифоровичем я познакомился и подружился в 1978 году на семинаре музейных работником в Нерчинске (см. фото). Сохранился томик нашей переписки, копию которого подарил соратнику Резанова Виктору Васильевичу Курочкину; именно через Феодосия Никифоровича я увидел в нём не только политика и журналиста, но и человека, близкого к краеведческому движению, стремящегося сделать нашу родину лучше.

В музее был несколько раз, бывал и в доме Резановых, был и Феодосий Никифорович у меня дома в Чите.

Последний раз я был проездом в Газимурском Заводе в первых числах сентября 2011 года, когда Резанова уже не было с нами, и написал в своих заметках «Поездка по Забайкалью» следующее: «Из Нерчинского Завода мы уехали полные впечатлений в четыре часа дня. Около шести часов были в Газимурском Заводе. Здесь я бывал неоднократно, но память моя этот населённый пункт связывает с именем Феодосия Никифоровича Резанова. С ним я когда-то был связан дружбой, мы много беседовали, сохранилась и подборка писем. Именно имя Феодосия Никифоровича потом меня сблизило с Виктором Васильевичем Курочкиным, который родился совсем недалеко отсюда, в селе Тайна.

Несмотря на то, что рабочий день кончился, в районном суде шёл судебный процесс. Председатель суда Анатолий Иванович Раитин вышел к нам, извинился на занятость и распорядился, чтобы нам организовали посещение музея, как я его попросил. Директора музея, ученицу Резанова, встретили по дороге – она шла домой. Музей нам открыли. Здесь шесть залов и кабинет. Первые три зала выглядели так же, как и прежде: археология, горные заводы, Гражданская война, колхозное строительство, Великая Отечественная война, уголок об основателе музея с его картинами, картинная галерея забайкальских художников. В других залах заметны некоторые изменения.

На видном месте полотно кисти Новицкого 1983 года «Сельский краевед Ф.Н. Резанов». А ниже в рамке слова: «Он был великим человеком». Скромный учитель из забытого Богом Газимурско-Заводского района действительно был великим человеком. Его знали в каждом газимурском селе, в каждой семье. Замечательный краевед, художник, активный внештатный корреспондент, ветеран войны и труда, а главное – Учитель в самом широком и благородном смысле этого слова. Он создал лучший в области музей и, конечно, заслужил звание «Почётный гражданин села».

Меня охватила такая сильная ностальгия по тем временам, что всю дальнейшую дорогу до Шелопугино я молчал. А это стихотворение Юрия Мазитова о Феодосии Никифоровиче и его музее встречает гостей музея у входа.

Посетите музей иногда,
Не теряйте с историей связь.
Здесь в витринах застыли века –
След эпохи, что вдаль унеслась.
Экспозиции молча внимая,
Вдруг услышишь, как будто вдали,
Клином на юг улетая,
Кличут в путь за собой журавли.
Журавли – это даты, мгновенья,
Из которых сложились года.
Здесь художник нашёл вдохновенье
И остался душой навсегда.
Он построил в цепочку былое:
С той поры, когда в каменный век,
Шкуру с мамонта камнем снимая,
О металле не знал человек.
В каждом зале своя тишина,
И эпоха, и время, и час.
Ты услышишь, как стонет душа,
И звенят кандалы на ногах.
Здесь доносится сабельный звон,
Стук копыт, хрип усталых коней,
Кто-то смерти отвесил поклон
И остался среди ковылей…
Создавая огромным трудом,
Феодосий Никифорыч знал:
Это нужно сейчас,
будет нужно потом.
Он искал, он творил, воскрешал…»

Многое хотелось бы мне вспомнить благодаря замечательной статье Михаила Сапижева. Вспомнить, чтобы добавить об упомянутых в ней людях, но я, к сожалению, уже не владею необходимой информацией. Не знаю о Степане Кузьмиче Лапердине (попрошу рассказать о нём Виктора Курочкина). Помню рассказ Феодосия Никифоровича о Сергее Сергеевиче Смирнове…

Об этом забывать не надо. Это надо вспоминать. Об этом надо писать. Спасибо за публикацию.

Геннадий Жеребцов, г. Чита

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)