История самого грандиозного кинопроекта
Продолжаем рассказ о рождении киношедевра, легендарной картины русского мастера Сергея Бондарчука «Война и мир».
Первые сражения
1 декабря съёмочная группа Бондарчука в полном составе отправилась в первую экспедицию – в Закарпатье, в город Мукачево. В этих местах предстояло снять сразу два крупных сражения: 1805 года между русско-австрийскими (австрийцы в конечном итоге даже не вступили в бой) и французскими войсками: Шёнграбенское и Аустерлицкое. Ни одна киноэкспедиция в мире не смогла сравниться с русскими по количеству транспортируемого реквизита, который занимал 150 вагонов! К съёмкам сражения при Шёнграбене приступили только в конце февраля 1963 года. Работа велась в течение нескольких дней у села Куштановица. В массовых сценах было задействовано 3000 человек. Съёмки шли трудно. Операторам приходилось снимать по множеству дублей (иной раз по 30–40!), поскольку управлять такой массовкой было чрезвычайно сложно. Нередко люди за съёмочный день так выматывались, бегая туда-сюда по несколько сот метров, что к вечеру буквально валились с ног.
Когда совсем потеплело и всё вокруг покрылось живописной зеленью, на футбольном поле стадиона в Мукачеве сняли эпизод, где русский и австрийский императоры проводят смотр своего 80-тысячного союзнического войска под Ольмюцем.
Двойник Бородино и 12000
20 июля киногруппа отправилась во вторую, самую главную экспедицию всего проекта – в Смоленскую область, под город Дорогобуж, в долину Днепра, где предстояло снимать самую масштабную, вошедшую в историю мирового кинематографа баталию – сражение при Бородино. Выбранная натура по рельефу почти зеркально походила на реальное бородинское поле. Задолго до первых съёмок сражения, что начались 1 августа, 12 тысяч (!) статистов – военнослужащих, предоставленных Министерством обороны СССР, для работы над картиной на протяжении двух месяцев вживались в образ. Каждое утро переодетые в форму тех времён солдаты строились и шли в атаку, до деталей имитируя сигналы, построения и все приёмы ведения боя своих прадедов.
Для пошива десятков тысяч костюмов директор фильма привлёк Госплан СССР и Министерство лёгкой промышленности. Для создания некоторых деталей военного обмундирования художники по костюмам пользовались раритетными коллекциями… оловянных солдатиков, отлитых в 20-х годах XIX столетия и взятых «напрокат» у одного ленинградского любителя старины.
Величайшая кинобитва мира
Съёмка центральной панорамы главного сражения, ставшей впоследствии шедевром операторского и режиссёрского мастерства, была назначена на 25 августа 1963 года – в этот день 151 год назад русские войска выстояли в труднейшей героической схватке с наполеоновскими ордами.
Всё поле боя разделили на секторы. В каждом – полевая рация, принимавшая распоряжения с центрального командного пункта. Пиротехники подготовили к сражению дымовые шашки и взрывные смеси. Сапёры навели мост, построили «флеши Багратиона». Артиллеристы установили на пригорке пушки «батареи Раевского». По громкой связи и через рации раздалась команда «Мотор!», и началось…
Полыхнуло огнём, загремело, задымилось. Заработало сразу несколько камер: на земле, в небе (с вертолётов) и помчалось по специальным канатным подвесным дорогам, дающим возможность снимать бой с «точки зрения» летящих пушечных ядер.
За один непрерывный эпизод перед объективами развернулась сложнейшая многоплановая картина: под мостом промчалась конница (мост был наведён через «реку», пущенную пожарными из шлангов), бесновались пушки, в рукопашной схватке сомкнулись шеренги тысяч французов и русских. Этим рукотворным адом управлял не только режиссёр, но в первую очередь главный пиротехник группы Владимир Лихачёв, в его распоряжении было целое войско и солидный арсенал боеприпасов. На съёмку одного только боя под Бородино было потрачено свыше 10 тонн пороха, 40 тонн керосина, 10 тысяч дымовых шашек! А сколько пушечных снарядов, «шрапнели», патронов! Несть числа…
К чести всех пиротехников не произошло ни одного несчастного случая.
В общей сложности в съёмках битвы под Бородино приняло участие почти 13 тысяч 500 пеших солдат и 1500 специально обученных военнослужащих-конников.
Были и курьёзные моменты. Солдаты воинских частей, участвовавшие в съёмках, писали домой: «Сегодня был жаркий бой у Шевардинского редута…» В ответ приходили удивлённые и тревожные письма: «Да как же это, милый, войны не объявляли, а ты где-то там сражаешься?!»
Бал Наташи Ростовой и… оператора
4 ноября группа вернулась в Москву, где до середины июня 1964 года продолжила натурные и павильонные съёмки. Среди множества объектов, сцен и эпизодов особой роскошью и размахом отличался «Первый бал Наташи Ростовой». Съёмки велись в самом большом мосфильмовском павильоне №1 с участием массовки численностью в 500 человек. Огромная декорация представляла собой абсолютную копию Большого зала Екатерининского дворца. Реквизит имел различное происхождение. Например, большую часть дорогой бижутерии создала знаменитая чешская фирма «Яблонекс». Несколько московских и ленинградских музеев предоставили огромные люстры, каминные часы, фонари-миракли, подсвечники и т.д. Для полного зрительского погружения в атмосферу бала главный оператор фильма Анатолий Петрицкий встал на роликовые коньки, а передвигал его среди вальсирующих пар ассистент. Этот необычный творческий приём с той поры вошёл во многие учебники мира по операторскому мастерству.
Бондарчук умер!..
В июле, едва завершив съёмки «Первого бала», Бондарчук пережил тяжёлый сердечный приступ от нервного перенапряжения. Работу пришлось приостановить до сентября, но далее Министерство культуры СССР своим распоряжением вообще прекратило съёмки фильма. Оправившегося после болезни режиссёра обязали «под ключ» смонтировать и озвучить две первых серии эпопеи, «Андрей Болконский» и «Наташа Ростова», для участия 18 июня 1965 года в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля. Отснятого материала был вал. Кинематографисты торопились. Работа шла в крайнем напряжении, когда Сергей Бондарчук… умер. На четыре минуты. Выскочил в буфет, взял стакан кефира и упал. Клиническая смерть.
…и воскрес!
Спасли врачи скорой помощи. Однако режиссёр не стал долго отлёживаться, как рекомендовали медики. На ноги Бондарчука поставила любимая работа. Оба первых фильма были готовы вовремя и взяли на МКФ главный приз. В июле 1966 года картины вышли на широкий экран, став бесспорными лидерами проката, а Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева были признаны лучшими актёрами года.
Москва горит – Канны рукоплещут
С августа возобновились съёмки третьего и четвёртого фильмов. Осенью снимали один из грандиозных эпизодов эпопеи – «Пожар Москвы». Были задействованы шесть камер и пять пожарных команд, которые в случае непредвиденных обстоятельств должны были качать воду из ближайшего озера. Однако и здесь группа пиротехников Лихачёва не подвела – Москву эффектно «сожгли» без единого инцидента.
В конце декабря комиссии Госкино был сдан третий, наиболее зрелищный баталиями фильм – «1812 год». Именно эта картина в апреле 1966 года вызвала на самом престижном кинофестивале мира, в Каннах, просто сумасшедший ажиотаж (если не психоз), хотя и демонстрировалась вне конкурса. Зрителей в зал набилось столько, что часть из них вынуждена была стоять на ступеньках, поскольку все сидячие места были заняты – случай для Канн просто беспрецедентный.
А съёмки «Войны и мира» продолжались…
Мегабюджет, мегадоход и «Оскар»
Наконец в начале августа 1967 года была закончена работа над финальной, четвёртой лентой «Пьер Безухов». Именно тогда и были подведён финансовый бюджет «Войны и мира». Великая кинокартина обошлась великому СССР в великую сумму – свыше 90 миллионов рублей с учётом ряда расходов, которые понесло Минобороны, это свыше 100 миллионов долларов (курс доллара в те годы составлял 92 копейки). В пересчёте на 2021 год (с учётом инфляции доллара) бюджет «Войны и мира» составляет свыше 710 миллионов (!), что делает его по праву самым дорогим проектом за всю историю кинематографа. Но и доходы с проката только по СССР (!) составили по нынешнему курсу более 2 миллиардов «зелёных»!
В общей сложности на производство «Войны и мира» ушло около 7 лет. В 1969 году титаническая работа великого русского мастера получила особо престижный кинематографический приз, тот, к которому яростно рвалась, но так и не смогла добиться американская версия «Войны и мира» от 1956 года, – золотую статуэтку «Оскара», а затем ещё массу призов (включая престижный «Золотой глобус») и дипломов. Масштабная картина Бондарчука вошла в книгу рекордов Гиннеса как самый дорогой фильм в мире и лента с самым большим количеством задействованной массовки (120 тысяч человек).
Легенда мирового кинематографа, историческое полотно великого киномастера и его товарищей во славу русского оружия, русской души по сей день остаётся ярчайшим произведением, словно окно, соединяющее XXI век с героической эпохой Войны и Мира.