Был майский день, за окном накрапывал мелкий дождик. Время было ещё ранее, но от дождя создавалось впечатление сумерек. В небольшой комнате стояла таинственная дымка. На деревянном столе, обитом зелёным сукном, тускло светила настольная лампа. Она освещала небольшую часть столешницы, где хаотично были разбросаны разнообразные предметы, среди которых выделялись три наиболее интересных. Это был старый телефонный справочник с потрёпанным корешком, латунные карманные часы, у которых крышка от давности лет успела слегка почернеть, и серебряный четвертак 1796 года. Вдруг раздался голос:
– Не подскажете, который час?
– Это вы мне?! – взволнованно проскрипели карманные часы.
– Ну конечно! – отозвался четвертак.
– Простите, у меня уже несколько лет никто не спрашивал времени! Сейчас десять утра, – ответили часы.
– Ох, ещё один день. Представляете, мне уже 218 лет! – прозвенел четвертак.
– С ума сойти, вы, наверное, многое повидали за это время и много где побывали? – с неподдельным интересом спросили часы.
– Да, я пережил несколько войн, десятки правителей, а теперь нахожусь вообще на другом материке, через океан, далеко от моего места рождения, и кто знает, куда время зашвырнёт меня потом… – начал размышлять четвертак.
– Хотел бы и я так жить, но, боюсь, дни мои сочтены. А вы, должно быть, всегда ценились, коль у вас были такие чудные путешествия? – протикали часы.
– Не хочу, конечно, хвастаться, но да! Поначалу, конечно, я был не так ценен, поскольку нас было много, мы были в общем ходу среди населения. Но потом… Потом время шло, и меня начали ценить всё больше и больше. Я стал стоить в два-пять-десять раз больше своего обычного номинала. Сейчас я тут, рядом с вами, потому что меня продали на аукционе за несколько тысяч долларов! И вы уж не подумайте, но, похоже, я всегда буду в цене, и от времени буду цениться всё больше и больше.
– Эх, как бы мне хотелось, чтобы меня хоть немного ценили. Простите, что вмешался в вашу беседу! – прошелестел желтоватыми страницами телефонный справочник. – Меня вспоминают только когда что-то нужно. Раз или два в год ко мне обращаются, чтобы узнать номер ресторана или магазина. А я ведь книга! Конечно, я понимаю, что у меня узкая специализация, но так хотелось бы, чтоб меня почаще брали в руки, читали и ценили. Ведь без меня они бы не узнали тех номеров и адресов, даже если они им нужны не так часто.
– Я тебя понимаю, – сказали латунные часы. – Когда-то я был тоже молодым и очень ценным. Меня подарили в красной бархатной коробочке в честь дня рождения. У меня был удивительно точный ход, стрелки всегда шли исправно, крышка сверкала, словно бриллианты. Меня брали на переговоры, на улице важно доставали из кармана. Но вот однажды хозяин купил новые часы. Электронные. Ни капли классики и строгости, да к тому же работают от батареек, того и гляди сядут в самое неподходящее время…
– А дальше, что же потом? – взволнованно спросил четвертак.
– А что дальше, дальше ничего. Меня просто бросили на этот стол, и с тех пор ни разу не брали, ручаюсь, даже ни разу не вспомнили обо мне, словно меня и не было, – сказали часы, хлопнув потемневшей крышкой.
– Думаю, он ещё вспомнит о вас, когда эта электроника сломается, и поймёт, что вы намного надёжнее, – обратился четвертак к часам. – По-моему, люди просто не всегда готовы понять и оценить всё с первого раза. Я прожил два столетия и видел многое…
Дождь набирал силу, недалеко сверкнула молния, и настольная лампа погасла.
– Нужно посмотреть номер электростанции, – раздался голос из соседней комнаты, и послышались шаги, направляющиеся к столу со старым телефонным справочником.
Автор иллюстрации Александр Гладких