Жила и работала по совести

Историю делают люди. Знаменитое высказывание «кадры решают всё» актуально во все времена. В истории Приаргунского (Быркинского) района значимое место занимает больница села Бырка, после переноса районного центра в Приаргунск превратившаяся в участковую. В ней работали настоящие профессионалы, медики, честно и добросовестно выполнявшие свой врачебный долг.

Осенью 2020 года ушла из жизни одна из последних представителей того коллектива единомышленников-энтузиастов, врач-гинеколог Анна Сергеевна Бушина. Мы встречались с ней где-то за полгода до трагической вести, и сегодня хочется отдать дань памяти достойному человеку, которого вспоминают добрым словом сотни и сотни бывших пациентов.

У Анны Сергеевны мы гостили тогда с главой администрации сельского поселения «Быркинское» Александром Голубевым. Друг друга они понимали с полуслова, во всех вопросах никаких разногласий, разговаривали, поддакивали и смеялись, как самые лучшие друзья и единомышленники.

Вспоминая о прошлом

Анна Сергеевна начала разговор о своей долгой жизни с рассказа о том, как смотрела передачу о блокадном хлебе Ленинграда и плакала, потому что сама пережила подобное – и голод, и холод. Когда училась в институте, две студентки ходили в телогрейках в те трудные годы, одна из них – Анна. Но получила высшее образование, и не хуже других.

Тут же рассказывала, что теперь иногда не может выключить свет (передвигалась она уже с трудом), а выключатель устроен высоко, и установлен он так с 1958 года, как построился дом. Вот такая Анна Сергеевна, пережившая трудные времена, была бережливой.

Еще в те голодные годы всё, вплоть до мыла, в магазине давали по норме, но ей всегда нужно было сделать запас, «всё в двух экземплярах». И до последних дней не могла она выкинуть из дома ничего, даже старого платья. Так научила военная и послевоенная жизнь.

«Просто в 40–50-е годы делиться (розниться) было нечем. Что на тебе есть, в том и ходишь. Но ведь победили разруху, восстановили такую могучую страну. Ничего не поделаешь, было – было. А сейчас хлеб собаке бросают. Раньше была бы у нас крупа, и вот оно – счастье в доме, а только откуда ей быть-то? Всё голодом, страшно. Бывало, на лекцию придёшь, какие-то расстегаи были, помню, по 50 копеек. А у меня же денег не было, откуда они – один отец работал, получал 450 рублей теми деньгами на всю семью, жену и трёх дочек. Я принесу в институт кусочек хлеба, наклонюсь, сидя в первом ряду, и сжую тихонько. И так «обедала» все годы учёбы. Теперь вот там Путин делает что-то «не то», да нам никогда не угодишь, главное – в стране спокойно», – рассуждала эта мудрая женщина. Кстати, одна из сестёр пошла по её стопам, всю жизнь проработала врачом в Дивногорске.

Родилась Аня 22 августа 1935 года в селе Могойтуй Акшинского района Читинской области, потом семья переехала в Дарасун. Анне было всего шесть лет, когда началась война. Вспоминает, что люди шили солдатам одежду, форму, вязали носки, и они в Дарасуне тоже. Там девочка окончила школу и поехала учиться, очень хотела стать врачом. Институт в Чите только организовывался, и поэтому поступала в Иркутске.

«Раньше чемодан-то у нас был один-единственный, да такой, что его с голода не поднимешь. С ним и поехала. Сколько мы там пробыли, а нас много было, ели только хлеб и селёдку, больше ничего не было. На две зимы одни чулки, и всё, никаких рейтуз. Зашиваешь, шов на шве, а два года надо отходить. Конечно, хвалиться и гордиться нечем, но главное было то, что наша страна победила», – рассказывала о своей молодости Анна Сергеевна, опять-таки не отделяя свою судьбу от судьбы страны (вот оно, советское воспитание!).

Анна Сергеевна вспоминала, что совесть у неё какая-то «странная» была в те молодые годы. Так трудно, голодно жила её семья, что девочке стыдно было из дома в город картошку взять…

Путь к призванию

Тогда, в начале 50-х годов прошлого века, Анна успешно поступила в Иркутский медицинский институт и… пришла забирать документы, чтобы ехать в Читу, поближе к дому. «Девочка, куда ты бежишь? Ты прошла по конкурсу, я дам не документы, а копии, вдруг приедешь», – уговаривал её профессор. Но поехала домой, и её курс стал первым выпуском факультета «Лечебное дело» в Читинском медицинском институте.

Дипломированные специалисты должны были разъехаться по области по распределению к 1 августа. А она приехала в Бырку 1 июля 1959 года – всё равно «была голодная, холодная, чего тянуть?»

Дома муки никогда не было, а здесь оказалась такая стряпня, что вскоре она и сама научилась местной выпечке. Тем более что сестру забрала к себе, та была ещё школьницей. И морячка в селе встретила. С Геннадием Васильевичем прожили полвека, вырастили дочь. Он, к сожалению, ушёл из жизни в 2010 году. Верная жена много про него рассказывала, смеялась, вспоминая забавные случаи из жизни.

Анна Сергеевна рассказывала, что в первые годы работы в больнице прошла специализацию по гинекологии в Чите, затем курсы усовершенствования в Новокузнецке, так как в больнице была ставка гинеколога, а у неё общий профиль.

И всё остальное время, 32 года, проработала гинекологом в знаменитой в те годы Быркинской районной, затем участковой больнице. После закрытия роддома в 1991 году поработала на ставке ещё 10 лет и ушла на заслуженный отдых, получая пенсию в 12 тысяч рублей. А ведь никогда не было ни одного выговора или взыскания. Зато очень была горда, что получила медаль «Дети войны».

Так и прожила Анна Сергеевна жизнь. Во всяком случае, говорила она негромко, стесняясь, что старалась жить и работать честно, по совести. Ни о чём в своей жизни не жалела. Например, рассказывала с улыбкой, что на семинары в Читу врачи выезжали два раза в год. И однажды Анну Сергеевну очень активно уговаривали переехать в Дарасун, предлагая ключи от трёхкомнатной квартиры. Не поехала, как не поехала и в Приаргунск…

Анна Сергеевна была благодарна местному народу, быркинцам, за совместно прожитые шесть десятков лет, хотя уточняла, что, конечно, всем мил не будешь, но это обстоятельство её нисколько не удручало. Зато, добавляла с затаённым чувством собственного достоинства, никто не скажет, что с кем-то она поругалась или кого-то обидела. Морально духом не падала до последнего. У неё была отличная память, помнила всех коллег по работе и даже многих пациенток, делилась и смешными случаями из практики, и грустными.

Достойный итог жизни

Дочь Ирина звала Анну Сергеевну к себе, а она никак не хотела оставлять насиженный угол. Теперь, считала хозяйка небольшого домика, живёт она хорошо – сыта, обута, одета, ничего не надо. Ещё бы здоровье получше, но возраст, ничего не поделаешь. А помощь по хозяйству оказывали социальные работники, которыми она была очень довольна, говорила, что прибегут в любое время.

Последний наш вопрос был о том, сколько же детей приняла на руки Анна Сергеевна за годы своей работы. «Ну, минимум в год было 220–240 малышей, считайте…» – ответила доктор. Представьте, дорогие читатели, около шести с половиной или семи тысяч человек появились на свет благодаря этой милой женщине. И среди вас есть такие, и ваш автор – из этого числа.

В нашей семье, как и во многих в округе, женщины просто боготворили Анну Сергеевну, а мужчины благодарили за наследников. Среди её пациентов были жительницы сёл и посёлков всего юго-востока Забайкалья, многие мечтали попасть на приём только к ней и ехали издалека. Так «дитя войны», не покладая рук, боролась за повышение рождаемости среди земляков несколько десятков послевоенных лет, за что низкий ей поклон и долгая благодарная память!

Ирина БАЖЕНОВА, п. Приаргунск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)