Если для служб ЖКХ зима всегда приходит неожиданно, то порядочный автолюбитель просто обязан позаботиться о своей ласточке заранее. Сегодня мы поговорим о подготовке машины к холодам: как правильно это делать и, главное, как не навредить. Итак, устраивайтесь поудобнее, мы начинаем.
Колёсный вопрос
Существует бесконечное множество кривотолков о том, что на зимней резине можно ездить и летом, а на летней – в минус сорок. Мол, это всё заговоры производителей шин с целью поднять продажи. Рост числа ДТП в городе по причине гололёда и увеличивающегося с холодами тормозного пути говорит об обратном. «Дубеет» резина, твердеет асфальт, а твёрдое с твёрдым никак не сможет ужиться. Именно поэтому вовремя «переобувать» свою ласточку жизненно необходимо.
Зачастую приверженцы «теорий заговора» стали таковыми по причине элементарного отсутствия денег. Реалии, к сожалению, таковы, что мы готовы экономить на своей безопасности и безопасности окружающих. Однако же надо понимать, что купить машину несложно, а вот содержать её – куда как сложнее.
Итак, если финансы ограничены, то рекомендую обратить внимание на русскую зимнюю резину фирмы «Виатти». Несмотря на многочисленные протесты относительно её качества, эти шины вот уже третий год доказывают лично мне как автомобилисту свою эффективность. Плюсов несколько. Во-первых, комплект новых покрышек обойдётся в районе десяти тысяч рублей. Во-вторых, имеет место хорошее сцепление со снегом и гололёдом. Ну и, наконец, резина не шумная, и машина легко управляется. (При этом я крайне не рекомендую покупать отечественную летнюю резину «Кама»: «дубовая» и очень шумная!)
Если добавить немного денег, то можно прибрести подержанную японскую резину, которая намного мягче новой русской и имеет высокие показатели. Проблема в том, что она всё-таки бывшая в употреблении, поэтому неизвестно, что вы покупаете. Нет гарантий, что предыдущий владелец не влетал в ямы, отчего на колесе не вылезет грыжа в самый неподходящий момент.
Цена тока
«Выбрать хороший аккумулятор сложнее, чем выбрать хорошую жену», – шутят мужики в гаражах. Это важный вопрос, и тут уже не до юмора. Проблема невозможности завести машину, когда она весь день простояла на морозе, возникает в большинстве случаев из-за плохого аккумулятора. Ни компрессия, ни свечи, ни антифриз так не влияют на завод мотора, как слабая искра.
Новый аккумулятор стоит в районе трёх с половиной тысяч. Я имею в виду русских или казахских производителей. При 52 амперах в самый лютый мороз двигатель очень живо реагирует на подобные батареи.
Не рекомендую брать так называемые восстановленные аккумуляторы, поскольку «ампераж» может также «просесть» в неподходящий момент.
Стоимость отогрева авто – от полутора тысяч рублей. Два раза заплатите – вот вам и новый аккумулятор. По сути, фирмы, занимающиеся отогревом, прежде всего стараются оживить именно батарею, а подогрев картера идёт лишь в помощь аккумулятору при попытках запустить двигатель.
Такие разные расходники
Некоторые специалисты советуют перед холодами заменить тормозную жидкость и тормозные колодки. Я не считаю, что это правильно. На хороших японских колодках машина может ездить много лет, поэтому переплачивать за сомнительную перестраховку не стоит.
Тормозная жидкость бывает в двух состояниях: или она есть, или её нет. Достаточно подливать по мере опускания уровня в бачке.
А вот масло и масляный фильтр рекомендуется менять регулярно. Кто-то считает, что замена этих элементов должна производиться после прохождения нескольких тысяч километров, я же считаю, что перед зимой и перед летом – достаточно. Не имеет смысла менять масло, но забыть при этом про фильтр… Не такая уж это и дорогая деталь, чтобы ею пренебречь, а вот последствия при такой экономии могут быть серьёзными.
Замена салонного фильтра также не помешает, так как будет лучше обогревать печка. Пыль с дорог, насекомые, листья и прочий мусор забивают фильтрующие элементы.
Не откладывай на зиму
Я рекомендую в пока ещё тёплое время года отремонтировать то, что пригодится в холода. Если вы отложите на зиму замену проводки, починку стеклоподъёмников, ремонт дворников, то в январе все эти процедуры придётся делать в мороз. Пожалейте себя и машину.
Зимой на улицах всегда меньше автомобилей, чем летом, поскольку в нашем краевом центре (и не только) распространена практика в холода консервировать машины в гаражах, а по теплу выезжать на дорогу. Тем не менее, это не означает, что активно использующие автомобиль зимой граждане не должны позаботиться о гараже. Цена при съёме в аренду очень резко возрастает с наступлением холодов, чем активно и пользуются арендодатели. Стоимость гаража в центре Читы обходится примерно в четыре тысячи рублей в месяц. В период сильных морозов гараж спасёт автомобиль от замерзания. Сэкономив на гараже и бросив машину под окнами, вы потом эти же деньги отдадите фирме по отогреву автомобиля, причём эти фирмы не являются панацеей. Машина может замёрзнуть так, что не поможет ничего, кроме транспортировки автомобиля в тёплый бокс. А это уже совсем другие деньги.
Цена тепла
Крайне рекомендую установить на машину предпусковой подогреватель. При этом не обязательно покупать дорогой – со своей задачей вполне справляются китайские аналоги вроде «Лунфея». Стоит сей агрегат полторы тысячи рублей, а монтируется самостоятельно. В его задачу входит подогрев антифриза путём врезания в патрубки под капотом. Воткнули в розетку, походили десять минут, и можно ехать. Заведётся в самый лютый мороз.
Очень много просьб о помощи появляется в интернете зимой: один замёрз на парковке, второй – у дома, третий – на трассе. Экономя на подготовке автомобиля летом, вы потеряете гораздо больше денег, времени и сил зимой.
Некоторые приверженцы старых методов включают в гараже лампочку на ночь – мол, она даёт тепло. Согласен, даёт, но только если гараж идеально утеплён и нет щелей, в которые задувает ледяной ветер. В этом плане предпусковой подогреватель выигрывает. Тем более расходы на электроэнергию с лампочкой увеличатся, да и зачем нагревать весь гараж, когда нужно греть только двигатель. Лампочка спасает в погребе, где нет сквозняков, а пространство маленькое; с её помощью действительно удобно сберегать овощи и заготовки.
Важные мелочи
Пусть с вами всегда ездит щётка от снега и совок. В буран машину завалит – не голыми же руками чистить будете, а снег с ковриков растает, и будет всё гнить и дурно пахнуть.
Кроме того, позаботьтесь о наличии незамерзающей жидкости типа WD-40. У меня была неприятная ситуация, когда после автомойки замёрзли все замочные скважины, и я не мог открыть багажник. Баллончик позволит вывести лёд из узких щелей.
Также осмотрите уплотнительные резинки на дверях. Если они порвались, износились или рассохлись, то через них будет уходить из салона драгоценное тепло.
При использовании обычной воды в бачке омывателя ветрового стекла не забывайте вовремя сменить её на незамерзающую жидкость. Если же не успели – не беда, залейте в бачок спирт или водку.
При конденсате излишней влаги в салоне, чем страдают некоторые марки автомобилей, оставляйте на ночь на приборной панели мешочек с солью или пачку газет. Они впитают в себя конденсат и избавят от муки постоянно протирания стёкол изнутри.
Вместо послесловия
Есть три основных категории водителей, которые бросаются в крайности при эксплуатации своего автомобиля. Первая – излишне дотошные: меняют масло чуть ли каждый месяц, каждые два месяца делают диагностику, протирают и вычищают всё от капота до багажника после каждого дождя. Таким водителям зиму бояться нечего – у них всё есть, но мы с вами говорим о практичности.
Водителям второй условной категории вообще ничего не надо, главное их правило – едет, и на том спасибо. Их несчастные автомобили не знают, что такое гараж, автомойка, своевременная замена жидкостей и деталей подвески.
Все остальные – обычные водители, которые желают иметь автомобиль, но при этом не прочь сэкономить на его обслуживании. К ним отношусь и я. Первым фактором экономии я считаю наличие гаража, ведь гараж для шофёра – это его второе рабочее место. Машина будет в тепле, в безопасности. Один раз я забыл поставить машину в гараж, а утром трясущимися руками отдёргивал шторы, боясь не увидеть автомобиль на своём месте. Увидел. Тем не менее, во дворах бросают не только видавшие виды «Жигули», но и автомобили весьма и весьма дорогие. И это удивительно. У тебя есть полтора миллиона на машину, но нет четырёх тысяч для того, чтобы уберечь авто от морозов и воров?
Берегите себя!