Часто люди серебряного возраста вспоминают времена, которые называются советскими. В те годы проходила их трудовая и семейная жизнь, там остались самые счастливые моменты – маленькие дети, любовь, дружба, работа среди близких по духу людей. В таком вот ключе состоялся и наш разговор с Ниной Эммануиловной Шемелиной.
Всё на себе
Нина родилась 3 декабря 1945 года. В семье кроме неё росли братья – два старших и один младший. В семье жила и родственница, Нина Венедиктова (Лыткина), и Нина-маленькая, как назвали нашу героиню, ходила на ферму и помогала ей доить и кормить коров, чистить в коровнике, мыть посуду в молоканке. В то время она училась в пятом классе, на ферму бежала вечерами, а в каникулы работала наравне со взрослыми. Нина-большая учила её всем премудростям ухода за животными, сначала доверила одну корову, потом две, и так до пяти голов.
Семья жила бедно, мать воспитывала детей одна, да ещё часто болела. В июне 1958 года, в неполные 13 лет, Нина пошла работать на ферму дояркой. Председателем колхоза имени Лазо тогда был Александр Лыткин, бригадиром фермы – Александр Мунгалов. Нина Эммануиловна на всю жизнь запомнила их как душевных руководителей, они очень хорошо, вежливо относились к работникам. Нину долго не хотели брать в колхоз, маленькая была, жалели, но она их уговорила, хотела облегчить жизнь больной маме.
Ей дали небольшую группу коров – 10 голов. «Тяжело было, всё вручную и на себе, надо и корм в мешках принести, тоже на себе, а мешки были по 50–70 килограммов. Бывало, комбикорм, который привозили по железной дороге (до станции Приаргунск от фермы около пяти километров), там загружали на телеги, везли до фермы и разгружали. И падали с мешками, и наплачемся, и дальше таскаем. Ничего, справлялись, и я справлялась», – рассказывает Нина Эммануиловна. Молока было очень много, возили на маслозавод во флягах по 15–20 штук, которые грузили и разгружали тоже сами. Зимой хорошо – возили на санях, поднимать было невысоко, а вот летом на высокие телеги поднять было уже намного труднее.
Всё лучше и лучше
За своё ответственное отношение к работе Нина часто получала премии по пять, семь, десять рублей, а тогда это были хорошие деньги. Причём премии вручали всегда в торжественной обстановке, в клубе на сцене. Работали в те годы колхозники за трудодни, деньгами рассчитывали раз в году.
Труд доярки всегда был одним из самых тяжёлых, но молодые девчонки даже после ночных посиделок бежали на работу с большим желанием и без опозданий. А ещё нужно дома помочь по хозяйству, ведь мама тоже работала в колхозе на складах. Когда было время, Нина помогала ей делать отчёты и печь хлеб для колхозников, это были 60-е года прошлого века.
Время шло, Нина взрослела, работала всё лучше и лучше. За высокие показатели надоя молока и выполнение годовых планов неоднократно награждалась правлением колхоза, ездила на районные балы доярок, в 1963 году – в Читу на областной бал. Отправляли её от колхоза на районные и областные женские конференции, посещала и слёт солдатских матерей, где получила грамоту за хорошее воспитание сына. В 1967 году была награждена поездкой в Москву на ВДНХ.
В памятной книге колхоза имени Лазо хранится фото с подписью «Шемелина Нина Эммануиловна, доярка колхоза имени Лазо. 27 февраля 1975 года выполнила личный пятилетний план по надою молока. При плане 1432 надоила 1453 центнера молока. Работает в счёт 1976 года».
Дояркой она проработала 22 года. Уйти пришлось по семейным обстоятельствам и по состоянию здоровья. Однако дома не сидела – работала на току, на складе запчастей, затем 15 лет отработала заведующей колхозной столовой. Её стаж составляет 49 лет, на заслуженный отдых ушла в 2007 году.
Нина Эммануиловна с мужем вырастила троих детей, двух дочерей и сына, а сейчас с удовольствием помогает воспитывать внуков и правнуков. Светлая женщина с улыбкой на лице, приветливая и общительная, она сразу располагает к себе каждого, с кем сводит её судьба. В ней чувствуется тот внутренний стержень, который присущ людям, прожившим нелёгкую жизнь, но не потерявшим оптимизма и любви к окружающему миру.